Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин У лукоморья дуб зеленый


Урок литературного чтения по теме
« А.С.Пушкин.У лукоморья дуб зеленый…»
Цели: создать условия для развития интереса к творчеству поэта; совершенствовать навык выразительного чтения, умение грамотно выражать свои мысли; сформировать национальное самосознание и духовное здоровье учащихся.
Учебные материалы: учебник «Литературное чтение» (2 класс авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, др.); портрет А.С.Пушкина; книги сказок А.С.Пушкина; компьютер;запись увертюры оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»; картина дуба, отдельных сказочных героев.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
II.Выявление читательского опыта
Игра «Узнай произведение»
(Учитель показывает видеозаписи отрывков из сказок А.С.Пушкина. Ученики отгадывают произведения).У. О какой сказке мы еще не говорили? Найдем ее.( Учащиеся рассматривают выставку книг.)
Уч-ся. « Сказка о Золотом петушке».
У. Автор всех этих сказок – А.С.Пушкин ( демонстрация портрета).
Какие это сказки?
Уч-ся. Литературные и волшебные.
У. Почему вы так считаете? Докажите.
III.Вводная беседа.У. А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году в дворянской семье.Стихи он начал сочинять рано, когда ему не было и восьми лет, причем писал на французском языке.
Воспитывала его няня- крестьянка Арина Родионовна. С детства он слышал от нее сказки и русские песни. Он полюбил родной язык и прекрасно им владел. Его сказки звучат мелодично и нежно. Пушкина называют «солнцем русской поэзии»
Современный русский язык берет начало со времен творчества поэта. Его произведения переведены на многие языки мира. Творчество Пушкина- национальная гордость и достояние России. 130 лет назад в центре Москвы на народные средства был установлен памятник поэту. Его автор – скульптор А.М.Опекушин. На постаменте памятника модно прочитать стихи поэта.
Знакомство с содержанием IV.Работа с книгой.
раздела.
У. Назовите жанры произведений А.С.Пушкина.
Уч-ся. Сказки, стихотворения, поэмы.
Учитель сообщает что такое поэма.
У. Сегодня мы познакомимся со вступлением к отрывку из фантастической поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Она написана на историческом и фольклорном материале России и Востока старославянским языком.
Прослушивание записи « У лукоморья дуб зеленый…»
У. Понравилось ли вам произведение? Чтот вас удивило? На что похоже это сказочное вступление?
Уч-ся. Все сказочные герои собрались в одном отрывке. Это похоже на присказку.
У. Какие чувства вызвало это произведение?
Уч-ся. Удивление, радость.
У. Каким вы себе представляете кота? Каким тоном надо читать это произведение? В каком темпе? ( Ответы)
V. Чтение текста детьми.Дети читают текст.
У. Что такое лукоморье? Как вы понимаете это слово? Каким вы себе представляете лукоморье? ( Ответы)
- Издревле изгибы берегов, заливы назывались луками- от фигурной формы охотничьего лука - или лукоморье. Те народы, что жили у берега, назывались лукоморскими. Море тут ни при чем, потому что это было обозначение воды вообще. И вот представьте себе: на берегу такого залива стоит огромный дуб.
Учитель вывешивает картину дуба, к которой постепенно прикрепляет сказочных героев.
- Какие сказочные персонажи разместились на нем?
VI. Словарная работа
Учитель разбирает с детьми трудные и непонятные слова, ученики подбирают к ним синонимы.
На доске:
Тужить служит пленяет
Бредет невиданных неведомых
Видений преданья старины
У. Какие слова вышедшие из обихода здесь встретились? (Витязи)
Есть такие слова, у которых осталось понятие, а сами слова исчезли – это архаизмы. Найдите их в тексте. ( Чредой- друг за другом, по очереди; злато- золото, дол- форма поверхности, равнина)
-А как вы объясните слова поэта: «Там русский дух, там Русью пахнет…?» Каким языком написано вступление к поэме? ( Ответы)
-Это истинно русское произведение, старославянские слова придают тексту нежность и мелодичность. Они служат средством создания оттенков иронии, выражают настроение автора.
VII. Итог урокаУ. Что вам понравилось на уроке? О чем вы захотите рассказать дома?
VIII.Домашнее задание
У. Выучить отрывок наизусть. Нарисовать одно из чудес стихотворения.