Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: А.С. Пушкин У лукоморья дуб зеленый…


Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…"
Цели: 
учить выразительному чтению,  
формировать умение анализировать текст, ориентироваться в тексте;  
расширять словарный запас детей;
содействовать умению грамотно выражать свои мысли;
способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения;
развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции; способствовать развитию творческих способностей учащихся;
воспитывать интерес к чтению, любовь к русской поэзии,
обогащать читательский опыт.
Оборудование: кроссворд, игра « Восстанови Лукоморье», «Дерево настроения» ( на доске), карточки с заданиями, аудиоприложение к учебнику
( «У Лукоморья»).
Ход урока
I. Организация класса. Речевая разминка.
-Прочитайте медленно «жужжащим» чтением, с сожалением, с чувством гордости)Мы чтить тебя привыкли с детских лет,И дорог нам твой образ благородный;Ты рано смолк; но в памяти народнойТы не умрешь, возлюбленный поэт!
                                      А. Плещеев
-Как выдумаете, о каком поэте пишет Алексей Плещеев?
(ответы детей)
- Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина.II. Сообщение темы урока.
1).Беседа.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
(Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение.)
-Для чего вам это нужно?                                                                          
(Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы нас было приятно слушать другим.)
-И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
 - Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.
III. Выявление читательского опыта по произведениям А.С.Пушкина.
1).Слово учителя.
- Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и к каким жанрам они относятся.
2).Работа учащихся в группах.(задания на карточках).
I группа
1. «Ложился на поля туман,Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;»«Уж небо осенью дышало» (отрывок  из стихотворения)
2. «Гонимы вешними лучами,с окрестных гор уже снегасбежали мутными ручьямина потопленные луга.» «Гонимы вешними лучами…» (отрывок из стихотворения.)
II группа (с. 85 отрывки из сказок А.С.Пушкина)
- I группа, определите жанр ваших произведений.  (стихи)
-II группа, определите жанр отрывков из учебника.  (сказки)
-Молодцы! Проверим, хорошо ли вы знаете произведения А.С.Пушкина.
3) Работа с кроссвордом.
- Заполните кроссворд. (работа на доске)
-Прочитайте слово по вертикали.
-Да, А.С.Пушкин - автор любимых сказок детей и взрослых.
-Посмотрите на схему. (доска) Не хватает еще одного жанра произведений А.с.Пушкина.
IV. Аудирование.
-Послушайте отрывок из произведения русского поэта.
(аудиоприложение к учебнику «У Лукоморья…»)
-Кто из вас уже читал это произведение? И что вы знаете об этом произведении? (Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)
 -Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение? (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?) -Дети, это поэма «Руслан и Людмила». А что такое поэма? Кто из вас знает? (Ответы детей)
 -ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
 (Учитель открывает третье слово на доске (поэма)-Поэма «Руслан и Людмила» повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме А.С.Пушкин написал вступление. Сегодня мы его будем читать.
V. Словарная работа:
-Давайте попробуем объяснить слова, которые нам встретятся.
(проводится словарная работа с использованием словарика в конце учебника)
-лукоморье -чредой
-неведомые ( дорожки) -мимоходом
-невиданные ( звери) -пленяет
-… и дол видений полны… -темница
-прихлынут -над златом чахнет
-брег песчаный -…и мёд я пил
-витязь -поведать
VI . Физкультминутка. 
Руки вверх поднять пора,Дружно ловим комара.Вдох глубокий, выдох полный.Разгулялись в море волны.В синем небе звёзды блещут,Раз - подняться на носки и улыбнуться.В синем море волны хлещутДва - руки вверх и потянуться.Туча по небу идёт,Три - согнуться, разогнутьсяБочка по морю плывётПовернуться и друг другу улыбнуться.
VII . Чтение отрывка с использованием игры «Восстанови Лукоморье»
-Во время прослушивания вы, наверно, заметили, сколько сказочных героев есть в отрывке. Чтение сегодня будет необычным. Постарайтесь делать логические остановки. Одновременно на доске мы будем восстанавливать Лукоморье.
-Нужно найти сказочного героя, о котором прочитали и разместить его на картинке.
(чтение по цепочке с чередованием работы на доске)
VIII . Беседа по прочитанному.
 -Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
 (Напевное, плавное.)
-Какая должна быть интонация?
 (Интонация торжественности и таинственности.)
-Как вы можете объяснить слова поэта: «Там русский дух…там Русью пахнет!» 
(Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)
-Как нужно читать эти строки?
-Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.
Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
- В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи.
Учитель.
Вы подарили нам царевну,Что спит спокойно вечным сном,И море синее и пену…И рыбку золотую в нем.И три девицы пряжу пряли…По морю плавал царь Гвидон.А поп с Балдою выясняли, Кому и как менять закон…Мы с детства знаем сказки эти,Они нам дороги всегда.Вы нам оставили в наследствоЛюбовь друзей и злость врагов, И изумительное средствоПознанья вечного стихов.
IX .Итог урока. Рефлексия «Дерево настроения»
 -С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
-Что особенно вам понравилось?  -Ребята, наше  путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат листочки сказочных цветов (жёлтый, красный, зелёный).
Выберите для себя листок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.
Жёлтый цвет - грустное, печальное, тоскливое.
 Красный цвет - радостное, восторженное настроение.Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
X .Домашнее задание.
 Выучить наизусть отрывок.