Урок развития речи в 6 классе на тему: «Сочинение-описание интерьера «Комната моей мечты»»

Тема: Развитие речи. Сочинение - описание интерьера «Моя комната».
Цели: обучающие:
- углубить и закрепить знания учащихся о стилях и типах речи;
- учить писать сочинение, основную часть которого составит описание комнаты в художественном стиле;
- познакомить учащихся с понятием «интерьер»;
развивающие:
- формировать умения описания помещения в художественном стиле;
- развивать логическое и ассоциативное мышление, креативные компетенции учащихся, фантазию, воображение;
- обогатить язык учащихся лексическими средствами языка;
воспитательные:
- воспитывать культуру, грамотность и выразительность речи учащихся;
- учить видеть красоту окружающего мира;
- воспитывать эстетический вкус и любовь к родному дому.
Ожидаемый результат: учащиеся должны научиться писать сочинение-описание своей комнаты в художественном стиле.
Тип урока: развитие речи.
Формы работы: коллективная и самостоятельная, написание сочинения-описания.
Термины и понятия: интерьер, стеллаж, этажерка, фойе, вестибюль, абажур, торшер, декор, кашпо.
Оборудование: учебник, компьютер.
Наглядность: презентация, выполненная учителем Косович А.Л. «Виды интерьера».
Ход урока
І Объявление темы и цели урока
ІІ Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа:
- Какие стили русского языка вы знаете и в каких сферах общения эти стили используются?
(Разговорный общение людей в быту.
Официально-деловой общение граждан с учреждениями и учреждений между собой.
Публицистический агитационно-массовая деятельность.
Научный научная деятельность.
Художественный словесно-художественное творчество.)
- Какие типы речи вам известны? Какова структура текста рассуждения, повествования? Какие виды описания вам известны?
(Рассуждение: тезис, доказательство, вывод
Повествование: зачин, основная часть, концовка, вывод.
Описание: научное – точное, логическое, без средств образности,
художественное – яркое, эмоциональное, экспрессивно окрашенное.)
- Сегодня мы пишем сочинение – описание и мы избираем художественный стиль.
ІІІ Работа над темой урока
Работа с учебником.
1.Чтение текста упражнения 169 (с.76)
Слово интерьер заимствовано из французского языка и обозначает «внутренний». Этот термин используют в архитектуре, и подразумевает внутреннее пространство здания.
Уже с древних времен различают 2 основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того, как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в древней Греции и Риме появляются театральный и спортивный интерьер.
В наше время интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и Дворец Культуры, и вестибюли, и станции метрополитена, и магазин, и квартира
Интерьер создается прежде всего архитектурными формами т.е. стенами и перекрытиями, колоннами, которые могут быть украшены живописью, декоративной лепкой или резьбой по дереву. В интерьер включаются также мебель, осветительные приборы, изделия из бронзы, фарфора.
2.Беседа с учащимися.
- Что означает термин «интерьер»?
- Какие основные типы интерьера различают?
- Какие виды интерьера появляются в Древней Греции?
- Какие виды интерьера существуют в нашу эпоху?
- Какими средствами создается интерьер?
3. Чтение текста упражнения 170 (с.77)
Описание помещения может быть деловым и художественным .
Деловое описание того или иного помещения является информацией максимально точной, подробной о размерах помещения, об освещенности, о мебели и ее расположении и т. д.
Художественное описание помещения часто встречается в художественных произведениях. Интерьер помогает, во-первых, лучше представить себе место, где живет человек и разворачиваются события; во-вторых, обстановка, вещи характеризуют своего хозяина, раскрывая его вкусы, увлечения, привычки. Изображение вещей, в окружении которых протекает жизнь человека, помогает более полно и глубоко раскрыть характер человека. В-третьих, часто при помощи интерьера автор выражает свое отношение к герою произведения.
Таким образом, в художественном произведении интерьер помогает и описать место действия, и проникнуть в суть характера человека, и разобраться в отношении автора к своему герою.
Итак, описание интерьера – это не просто перечисление предметов, находящихся в помещении. В таком описании непременно должен быть замысел, основная мысль.
Беседа с учащимися.
- Назовите виды описания помещения.
- В чем их особенности?
2. Демонстрация презентации учителем «Виды интерьера».
3. Работа с учебником. Упражнение 174 (с.78). Прочитайте описание кабинетов и скажите, как она характеризует своего владельца.
1. Огромный кабинет наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверях, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок с разложенными инструментами и рассыпанными кругом стружками – все высказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность.
( Л. Толстой)

2.Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешенным оружием на пестром персидском ковре, с ореховой мебелью, обтянутой желто-зеленым триком, с библиотекой из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином.
( И. Тургенев)


- Какой мы можем сделать вывод?
(Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет. У писателей есть такой прием: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам)

4. Работа у доски.
1. Задание учащимся. Записать слова, объяснить правописание и лексическое значение.
Вестибюль, диван-кровать, торшер, гардероб, этажерка, карниз, паркет, линолеум, стеллаж, сервант, абажур, декоративный, кашпо, портьера, шифоньер, справа, слева, направо, налево, неподалеку, посреди, посередине, обои, картина.
2.Задания, помогающие избежать синтаксические ошибки.
- Не забывайте, что вместо пропущенного сказуемого ставится тире в предложение.
Слева от двери - диван-кровать. Справа от стола – книжный шкаф.
5.Составление плана.
Моя комната
1.Дом, в котором я живу.
2.Моя комната сегодня.
3.Комната моей мечты.
6. Работа с учебником. Упражнение 177 (с.79). Прочитайте ученическое сочинение «Моя комната» и скажите, каковы его недостатки и как можно их исправить.
В нашей квартире есть комната, которая принадлежит мне. Я очень люблю свою комнату. Это самая уютная и светлая комната во всей квартире. Комната небольшая по размерам, почти квадратная. Большую ее часть занимает стеллаж с книгами, занимающий всю стену рядом с дверью. Напротив него – огромное окно, которое очень украшают яркие шторы, свисающие с аккуратного металлического карниза. Вдоль правой стены стоит большой письменный стол, за которым я делаю уроки, читаю, конструирую. Рядом со столом стоят стулья, удобные и мягкие. Над столом висит клетка с попугайчиками. Позади стола, вдоль стены, стоит диван-кровать. Вся стена над диваном закрыта красочным ковром. У изголовья дивана стоит небольшой торшер под ярким абажуром. В комнате всегда чисто, поэтому здесь приятно находиться мне самому и моим гостям.
7. Задание учащимся. Устно опишите свою комнату, постаравшись сделать это так, чтобы в вашем описании отразился ваш характер, вкусы, привычки.
8. Задание учащимся. Составьте синквейн на тему «Комната моей мечты».
IV Подведение итогов урока
1.Слово учителя.
Не забудьте, что в основной части сочинения должен быть не только перечень предметов, их признаков, но и их место, назначение и расположение в нашей комнате. Укажите, в какой цвет окрашены стены, пол, какие светильники, какие окна, двери, размеры комнаты, как она выглядит в разное время суток, в будни и в праздник, что придает ей особый вид. Используйте различные средства связи предложений в тексте (синонимы, антонимы, вводные слова, местоимения, союзы, частицы).
V Домашнее задание. Написать сочинение-описание «Моя комната»

Министерство образования и науки Украины
Авдеевский городской отдел образования






Урок для 6 класса
Развитие речи. Сочинение-описание интерьера «Моя комната»

Подготовила учитель русского
языка и литературы
Авдеевской общеобразовательной школы №6
Косович Анастасия Леонидовна











Авдеевка - 2013






«ђ Заголовок 115