Урок по биологии для 8 класса.Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса.


Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса.
Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.
Многообразие типа Членистоногие.
Формирование умения распознавать на рисунках данные животных.
Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.
Развитие умения работать с учебником, выделять главное в тексте, умение практической деятельности на уроке.
Воспитание бережного отношения к живой природе.
Определять значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.
Методы: иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование: коллекции насекомых, фотографии, коллекция «Речной рак», лупы, таблица «Речной рак».
Ожидаемые результаты:
Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с учебником, умения практической деятельности на уроке.
Формирование умения распознавать на рисунках данной группы животных.
Ход урока:
Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, форма его проведения).
Изучение нового материала: лекция с элементами беседы, работа с учебником.
Лабораторная работа «Изучение признаков приспособленности во внешнем строении ракообразных к среде существования».
Закрепление знаний: фронтальная беседа, обсуждение результатов лабораторной работы.
Домашнее задание.
Элементы урока:
Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, форма его проведения).
Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге определим тему вашего сегодняшнего занятия:
Нашел укрытия в цветке
И в восемь глаз глядит –
Заметив муху на листке,
К ней восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут –
Тончайшая работа
А он, как волк: то там, то тут –
На мух идет охота!
(Бродячий паук – паук-волк)
Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных.
Изучение нового материала: лекция с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником.
А как считаете, что мы будем изучать в ходе рассмотрения этой группы животных?
Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?
А знаете ли вы, какие животные относятся к этой группе животных?
Может вы еще что-то знаете о этой группе животных?
Это самая многочисленная группа животных на Земле. Более 1млн видов, это 2/3 всех живых на Земле существ. Освоили все среды жизни. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви.
Отличительные признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет (кутикула) образован хитином. Хитиновый покров защищает от высыхания и механических воздействий. После отвердевания, хитин не позволяет животному расти, рост происходит только во время линьки. Различают отделы тела: голову, грудь и брюшко. Конечности имеют членистое строение, представляет собой систему рычагов.
Среди животных это группы есть много сходств, но есть и различие – поэтому выделяют 3 класса:
Паукообразные(пауки, клещи, скорпионы);
Насекомые (блохи, перепончатокрылые: пчела медоносная, черный садовый муравей, шершень);
Ракообразные (рак речной, омар, креветка).
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с классом Ракообразные, с особенностями внешнего и внутреннего строения. Классификация:
Царство: животные
Подцарство: одноклеточные
Тип: членистоногие
Класс: ракообразные
Отряд: десятиногие
Род: раки речные
Вид Речной рак: Тело ракообразных составляет в длину от 0.5 мм до 80 см. оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и актентул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко симектированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.
Работа с учениками: прочесть текст параграфа. Ответить на вопрос: в чем особенность внешнего строения речного рака (головогрудь, хитин, 5 пар конечностей, сложные глаза, усики – орган обоняния).
В чем особенность внутреннего строения? (работы учащихся с учебником)
Изнутри к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц. Нервная система состоит из надглоточных и подглоточных нервных узлов, соединенных в окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо и хеморецепторы, органы слуха. Как правило, раздельнополые. У многих развитие с метаморфозом.
Представителей класса ракообразных известно около 20 тисяч видов. Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной желчи. Сердце на спинной стороне тела. Выделительная система представлена «зелеными» железами, открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.
Итак! В чем особенность строения различных систем органов речного рака?
Лабораторная работа №5
Тема: Изучение признаков приспособленности во внешнем строении ракообразных к среде существования.
Цель: назвать признаки приспособления во внешнем строении ракообразных к среде обитания.
Оборудование: коллекция «Речной рак», линейка, лупа учебник.
Ход работы
Рассмотрите с помощью лупы рака. Отметьте размер, окраску. Строение и количество конечностей, количество сегментов конечностей. В чем особенность строения 1 пары конечностей. Где прикрепляются конечности. В чем особенность строения глаз. Количество усиков, их функция. Сделай вывод, ответив на вопрос: почему речного рака относят к типу Членистоногие? Укажите черты приспособленности речного рака к водной среде обитания.
Закрепление:
Что вы сегодня узнали на уроке?
Какая общая характеристика типа Членистоногие?
Какие особенности внешнего строения речного рака?
Какова особенность кровеносной системы рака?
Какое зрение называют сложным или фасеточным?
Докажите, что речного рака можно отнести к классу Ракообразные?
Домашнее задание.
Выучить §20 «тип Членистоногие. Класс Ракообразные», ответить устно на вопросы.
Подготовить сообщение о представителях класса ракообразные: креветки, мокрицы, омары, лангусты, крабы (краб пальмовый).
Индивидуальная работа с учащимися по памятке: «Как составить сообщение».