Конспект урока по литературному чтению С.Т.Аксаков Аленький цветочек

Тема урока: С. Т. Аксаков Аленький цветочек.
4 класс

    Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и
сопереживание им.
    Задачи:
обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить
анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей;
развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление,
воображение;
3. через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим, верность слову.                                     Оборудование:  рисунки детей к сказке, портрет С. Т. Аксакова, карточки для групповой работы, заготовки цветочка (лепестки и т.д.).

Методы: исследовательский, частично – поисковый
Ход урока

1. Оргмомент. 
2. Определение темы и целей урока.

Определите главное слово Синквейна.

1. ---------------------
2. Любящее, страдающее
3. Бьётся, любит, останавливается
4. В нём живёт любовь
5. Орган

- Правильно, это сердце. Как вы считаете, как сердце может быть связано с произведением, которое мы изучаем?
- Сегодня у нас итоговое занятие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».  (слайд)   Будем исследовать, сказку. В конце урока мы определим, что хотел нам сказать С. Т. Аксаков своей сказкой.
Работать будем в группах.


-Повторите правила работы в группе (слайд)


Выбрать в группе командира.
Распределить задания для всех.
Каждый работает на общий результат.
Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
Уважать мнение собеседника.
Свое несогласие высказывать вежливо
3.Основной этап урока
  Исследование1 «Как я усвоил сказку?»
Восстанови последовательность событий в сказке.

Меньшая дочь во дворце чудища.
Купец собирается в дальние страны.
      Чудище отпускает купца домой.
Конец заклятию злой волшебницы.
        Знакомство меньшой дочери купца с чудищем.
      Купец в гостях у чудища.
Зависть сестёр.
 Как вы думаете, на что похож этот порядок действий событий? (На план).
-  Самопроверка (Ответы на слайде ).

Исследование 2 Работа с иллюстрациями.
 Каждая группа выполняла рисунок к сказке. Поменяйтесь рисунками.
-Найдите в тексте подходящие к рисункам отрывки и прочитайте их. Дайте оценку, насколько точно удалось ребятам передать этот момент сказки.  

Исследование 3 «Словарно-лексическая работа»
Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.
\Ученики из каждой группы по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\
ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями  ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями
ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ   –  слуги, дворовые САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)
ПРИГОРОК МУРАВЧАТЫЙ - поросший мягкой и сочной травой
ЯСТВА САХАРНЫЕ – еда, кушанья
ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые
ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ – БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА – мужчина средних лет
ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА – спать легла
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь, больше, чем глаза.
Физкультминутка
Наши алые цветочки
Распускают лепесточки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет,
Птички весело летают,
Нежно бабочки порхают.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки-
Видно, отдохнуть пора

Исследование 4
«Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Составление кластера - Зачин  «В некотором царстве, в некотором государстве»


- Присказка: «много ли мало ли времени прошло», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Концовка. «И нимало не медля, принялись веселым пирком да за свадебку. И стали они жить-поживать, да добра наживать. Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало».
- повторяемость слов: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному, непроходному,
- социальное положение героев: богатый купец, именитый человек, много было у него всяког о богатства и казны, собирается по своим торговым делам,
- обязательное наличие троих детей: было у купца три дочери, ... а меньшая лучше всех.
ВЫВОД: В сказке «Аленький цветочек» есть черты народной сказки, есть волшебные силы, предметы, добро побеждает зло.

Исследование 5.
Главные герои. Составление характеристики героя (каждая группа на большом листе пишет характеристику одного героя)
Выписать характерные черты младшей дочери, купца, чудища, сестер:
добрый, вежливый, отзывчивый, жадный, обидчивый, злой, простой, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, общительный, воспитанный, завистливый, молчаливый, внимательный, жестокий, грустный, веселый, скромный, искренний. смелый, решительный, любящий, коварная, самолюбивая, злая, искренняя, решительная, милосердная, заботливая, внимательный, равнодушный, жадный, корыстный.

Сделать вывод, какой это герой? Вывешивают на доску свои кластеры.
           
Исследование 6.
 Выберите и объясните пословицу, которая может характеризовать одного из героев:
(слайд)
1.      Скромность всякому к лицу.
2.      С лица воду не пить.
3.      Все хорошо, что хорошо кончается.
4. Из одной клетки да не равны детки.
5. За добро плати добром.
6.      Всякий человек в деле познается.
7.      Где счастье плодится, там и зависть родится.
8.      Давши слово, держись, а не давши – крепись.
Любовь все побеждает.

Дописывают пословицы к своим кластерам.

Беседа обобщающая

- Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?
- Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?
- Посмотрите на кластер об отце и младшей дочери, сравните.



- Какая из пословиц, записанных на доске, отражает тему и идею этой сказки,
и могла бы послужить эпиграфом нашего урока?

(Любовь все побеждает)

- Как вы думаете, что хочет сказать читателям Сергей Тимофеевич Аксаков?
(нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдут)

Рефлексия.
(Составление цветка)
- Сегодня мы попытались раскрыть авторский замысел сказки Аксакова
- Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
- У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
(Крепят лепестки на стебелёк на доске)
- У нас получился мудрый цветок. Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям
Вывод: В человеке главное - его душа, а любовь способна победить зло.
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Вывод учителя.  Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека. Спасибо за хорошую работу на уроке.

Взаимооценка
Оцените работу в группе ваших товарищей.

Домашнее задание
Запишите в тетради, как вы понимаете сочетание любовь к ближнему, и подумайте, что может, на ваш взгляд, служить причиной этого явления.