Образовательная программа Школа вожатых для летней-оздоровительной площадки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования муниципального образования город Краснодар Центр детского технического творчества «Парус»


«Утверждаю»
Директор МБОУ ДО
ЦДТТ «Парус»
Лещенко Н.В.
«___» февраля 2016г

.


Образовательная программа «Школа вожатых»

Категория слушателей: обучающиеся 5-8 классов
Срок реализации: 3 месяца
Автор: Примакова
Наталья Викторовна,
педагог-организатор

Если на месте тебе не сидится, Хочется петь, танцевать, веселиться, Хочется в игры с детьми поиграть - В "Школе вожатого" будем вас ждать. Если вы не угомонный народ Школа вожатых вас ждет.

Пояснительная записка
Успех работы летней оздоровительной площадки во многом зависит от уровня подготовки не только [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но и уровня подготовки вожатых. Работа с детьми младшего школьного возраста требует от вожатых самых разнообразных знаний и умений. Реализуя данную программу, наш Центр создаёт условия пространство для овладения учащимися ключевыми образовательными компетенциями. Полученные знания, умения, опыт апробируются в совместной деятельности с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] педагогами дополнительного образования и младшими школьниками в отрядах. В процессе совместной деятельности происходит овладение проектной технологией в различных образовательных областях, умением решать практические проблемы из разных образовательных областей, различными способами деятельности и общения, активное участие в социальной практике, активное самоопределение в избранных областях деятельности. В результате так называемой педагогической практики формируется портфолио, содержание которого подтверждает готовность к данной деятельности. Программа позволяет выявить социально активных подростков, раскрыть лидерский потенциал участников, формировать активную жизненную позицию, помогает обучающимся понимать собственные программы поведения для будущего самоопределения.
Пройдя обучение по программе, старшеклассники уверенно работают как на летне-оздоровительной площадке, так и в летнем пришкольном лагере.
Цели и задачи:
организационные создание условий для развития организационных способностей обучающихся;
методические подготовка старшеклассников для работы с младшими школьниками;
управленческие целевая подготовка профессиональных помощников воспитателя.
Объём программы: 24 часа.
В том числе: лекций - ___12____
практических занятий - ____12___
Режим занятий – по графику с марта по май.
Организация занятий
Участниками являются учащиеся с 5 по 8 класс. Время действия программы с марта по май. Количество в группе 10-15 человек. Занятия проводятся в свободное от школьных занятий время, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 1,5 часа, с 1-м перерывом на 10 минут. Программа включает в себя лекции, практические занятия, тренинги, опирающиеся на интересы, увлечения, способности участников, на личностный опыт. Содержание определяется необходимостью качества ресурсного обеспечения деятельности на летней площадке.
Предполагаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
работу по подготовке лидеров;
организацию коллективных творческих дел;
функции и возможности игры;
особенности организации самоуправления на летней площадке;
организацию тематических дней и занятий.
Учащиеся должны уметь:
планировать работу;
искать и обрабатывать информацию;
разрабатывать творческие дела и игры;
организовывать работу в группе, координировать сою деятельность;
анализировать собственную деятельность;
оформлять отрядные уголки.

Формы контроля и итоговой аттестации:
портфолио (трудовая книжка): отзывы, самоанализ (что знаю, что умею, что могу), грамоты, дипломы.

Учебно-тематический план
№ п\п
Разделы курса
Всего часов
Теория
Практика
Форма контроля

1.
Основы организаторской
деятельности
2
1
1
Зачет

2.
Развитие коллектива в условиях летней оздоровительной площадки
2
1
1
Зачет

3.
Самоуправление
2
1
1
Зачет

4.
Развитие лидерских позиций
2
1
1
Зачет

5.
Основы безопасности
2
1
1
Зачет

6.
Навыки эффективного общения
2
1
1
Зачет

7.
Разрешение конфликтов
2
1
1
Зачет

8.
Игровая деятельность
2
1
1
Зачет

9.
Досуговая деятельность
2
1
1
Зачет

10.
Навыки ЗОЖ
2
1
1
Зачет

11.
Оформительские умения в работе вожатого
2
1
1
Зачет

12.
Информационные технологии
2
1
1
Зачет


Содержание программы
Раздел 1
Основы организаторской деятельности
Знакомство, целеполагание, планирование смены, дня, основные дела, законы и традиции лагеря, анализ дня, ситуации, дела, самоанализ.
Раздел 2
·
Развитие коллектива в условиях летней оздоровительной площадки
Коллектив, стадии развития коллектива, инициативная группа, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мозговой штурм, собрание, способы принятия решений, роль участников собрания.
Раздел 3
Самоуправление
Цели, принципы, формы организации.
Раздел 4
Развитие лидерских позиций
Качества лидера, их развитие.
Раздел 5
Основы безопасности
Основы ТБ и правила поведения на летней площадке.
Раздел 6
Навыки эффективного общения
Принципы и развитие навыков общения.
Раздел 7
Разрешение конфликтов
Профилактика и их разрешение.

Раздел 8
Игровая деятельность
Классификация игр, этапы организации игры, подготовка, проведение, анализ, разнообразие знакомство. Дискотека, в ненастную погоду, с залом, подвижные и т. д.
Раздел 9
Досуговая деятельность
КТД, разработка конкурсных и игровых программ – идея, содержание и т. д.
Раздел 10
Навыки ЗОЖ
Принципы и навыки здорового образа жизни.
Раздел 11
Оформительские умения в работе вожатого
Шрифты, фон, стенгазета, отрядный уголок, визитка, объявление, призы, бумажная пластика.
Раздел 12
Информационные технологии
СМИ, аудио, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Интернет. Компьютерные технологии.

Расписание занятий

Дата
Время
Тема
Место занятий
Преподаватель

11.03
14.30-16.00
Основы организаторской
деятельности
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

18.03
14.30-16.00
Развитие коллектива в условиях летней оздоровительной площадки
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

25.03
14.30-16.00
Самоуправление
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

01.04
14.30-16.00
Развитие лидерских позиций
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

08.04
14.30-16.00
Основы безопасности
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

15.04
14.30-16.00
Навыки эффективного общения
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

22.04
14.30-16.00
Разрешение конфликтов
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

29.04
14.30-16.00
Игровая деятельность
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

06.05
14.30-16.00
Досуговая деятельность
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

13.05
14.30-16.00
Навыки ЗОЖ
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

20.05
14.30-16.00
Оформительские умения в работе вожатого
Центр «Парус»
Примакова Н.В.

27.05
14.30-16.00
Информационные технологии
Центр «Парус»
Примакова Н.В.


Методическое обеспечение программы
диски
книги
разработки
материалы интернет

Список литературы для педагога
1. Аванесов, Ю. А., Карась, Л. Ю. Реферат-дайджест учебника М. Х.Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури,,Основы педагогической деятельности”. - М.: Люкс-арт, 1996.
2. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Педагогические лекции: Учебник. – М.: МГУ, 1995.
3. Глухов, В. В. Основы менеджмента. – Спб.: Специальная литература,19
2000.
4. Кулинич, Г. Г. Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание.- М.: ВАКО, 2007.
5. Северина, О. А. Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы.- Волгоград: Учитель, 2009.
6. Черникова, Т. В.., Сукочева Г. А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занатий: методическое пособие.-2-е издание., стереотипное. – М.: Глобус, 2007.
Список литературы для детей:
1.  Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед. общество «Россия»,2003.
2.  Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
3.  Боровик К. А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
4.  БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
5.  Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.
6.  Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.
7.  Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
8.  Гридина В. Т., Завязкин О. В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
9.  Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
10. Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
11.  Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
12.  Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. - М.: Слово, 1994.
13.  Брюсов В. Я. Стихотворения. - М., 1984.
14.  День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.
15.  Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.
16.  Назарова Л. К. Спутник Букваря. - М., 1975.
17.  Соболев А. И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
18.  Науменко Т. Н., Логинов И. М., Меринова Л. Н. Волгоград – город-герой. - М., 1977.


15