Урок по теме Представление вещественных чисел

План проведения занятия
по дисциплине информатика
Урок 7
Тема Представление вещественных чисел

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Вид учебного занятия: лекция с элементами проблемной беседы
Цели занятия: создать условия для формирования знаний о представлении вещественных чисел в памяти компьютера
Задачи:
Обучающая: закрепить и расширить знания о представлении чисел в памяти ПК; научить определять границы диапазонов значений вещественных чисел различных типов.
Развивающая: развивать регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД учащихся: развивать алгоритмическое мышление, познавательный интерес, прививать исследовательские навыки
Воспитывающая: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, привитие навыков самостоятельной работы

Материальное обеспечение:
интерактивная доска, компьютер преподавателя, проектор, интерактивная доска, презентация
Методы работы:
объяснительно-иллюстративный, словесный, лекция с элементами беседы, фронтальная работа, индивидуальная работа
Ход занятия:

Этапы урока
Содержание
Время

I. Организация и постановка цели
Внешний вид, приветствие, определение отсутствующих, готовность класса и оборудования, цели занятия

1 мин

II. Подготовка кадет к изучению нового материала
Сообщение темы.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.
Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний (примерный перечень вопросов):
1. О кодировании каких чисел вы уже знаете?
2. Озвучьте алгоритм представления целых положительных и целых отрицательных чисел в памяти ПК.
3. Какие еще числа существуют?
Сегодня мы рассмотрим последний раздел в теме «кодирование информации». Запишите тему урока – «Представление вещественных чисел в памяти компьютера».
8

III. Сообщение учебного материала преподавателем

Лекция с элементами беседы по плану:
Любое вещественное число можно представить в виде мантиссы и порядка.
А10 = ±М*10±Р
Мантисса содержит цифры числа, а порядок указывает, где находится запятая. Для одного и того же вещественного числа существуют различные способы записи.
Например, 256.75 = 25.675*101 = 0.25675*103 = 25675*10-2 и т. д.
(преподаватель записывает на доске мантиссу, а учащиеся с места указывают, какой должен быть порядок).
Из-за того, что точку (запятую) можно поставить в любом месте числа изменяя порядок, вещественные числа называют числами с плавающей точкой (запятой).
Вещественные числа хранятся в памяти компьютера в нормализованном виде: мантисса числа меньше единицы, первая значащая цифра отлична от нуля.
Приведем несколько десятичных вещественных чисел к нормализованному виду. Ученикам предлагается слайд презентации, в котором напротив каждого числа необходимо ввести его нормализованный вид, цвет фона окна сигнализирует о правильности ввода.

В каком виде вещественные числа хранятся в памяти компьютера? (учащиеся: в двоичном). Приведем двоичные числа к нормализованному виду.

Сравним десятичные и двоичные нормализованные числа. Каким свойством обладают мантиссы этих чисел? (учащиеся: у двоичного числа первая значащая цифра мантиссы всегда равна 1).
Возникает вопрос: зачем хранить значение заведомо известного разряда? Ведь если не хранить первую единицу, то можно увеличить количество разрядов мантиссы на 1. Тогда несколько меняется классическое определение нормализованного вида числа: целая часть в нормализованном двоичном числе равна единице.
Учащимся предлагается новый слайд, на котором они нормализуют двоичные числа, пользуясь новым определением.

Сформулируем основные принципы кодирования вещественных чисел:
Вещественные числа хранятся в памяти компьютера в нормализованном виде, при этом старший разряд, всегда равный 1, не хранится.
Представление вещественного числа сводится к хранению мантиссы, порядка и знака числа.
Поскольку в двоичной системе счисления старшая цифра мантиссы всегда равна единице, при хранении ее можно отбрасывать.
20 мин


IV. Первичное закрепление и текущее повторение
Работа с карточками по вариантам
Самостоятельная работа 1 вариант
1)Выполните арифметические действия . Ответ представить в двоичной системе счисления
А)558 + 101102 Б)1101012 –138 В)10112 * 68
2)Переведите число 278 в прямой код (8разрядное машинное слово)
3)Переведите число -7810 в дополнительный код (8разрядное машинное слово)
4)Запишите следующие числа в нормальной форме с нормализованной мантиссой - правильной дробью, имеющей после запятой цифру, отличную от нуля
а) 217,93410;
б) 7532110; в) 0,0010110.
5) Запишите следующие числа в естественной форме:
а) 0,245 · 103; б) 9,569120 * 10-4
12

V. Заключительная часть

Подвести итоги, отметить наиболее отличившихся кадет.
Задание на с/п: §1.2 №4-6
Рефлексия
«На уроке я узнал»
«Мне понравилось»
« Не получилось»
«Полученные знания мне пригодятся »
5 мин


Заголовок 115