Статья на тему Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности.


МКОУ Волчье-Дубравская СОШ
Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности.
Автор: Березная Е.А.,
учитель русского языка и литературы
2013
Общепризнано, что особые способности, или одаренность, зависят от врожденных задатков. Проблема состоит не только в том, чтобы выделить этих способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали. Поэтому педагогическая работа с этими учащимися ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки.
Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.
Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы, которые учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения. Можно предложить учащимся придумать монологи от имени вещей, которые окружают нас; описать предмет в художественном стиле, используя прием очеловечения вещей; сочинить сказку, героями которой будут предметы.
Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Обратимся к детским загадкам или народным заговорам. Суть этих фольклорных жанров заключается в умении отсечь лишнюю информацию или добавить недостающие звенья: «На шесте дворец, во дворце – певец». Речь идет о скворце: мы знаем, что скворец обладает и другими качествами, но для того чтобы отгадать загадку, достаточно знать, что он живет в домике (скворечнике) и распевает песни.
Полезны такие задания: описать по воображению какой-либо костюм, который вы хотели бы видеть на себе или на своем товарище; составить предложение так, чтобы оно являлось продолжением данного предложения: «Какой забавный у меня щенок! … »; «Летом я отдыхал в деревне. … »; по началу текста написать продолжение рассказа.
Одним из видов творческих работ школьников являются сочинения ассоциативного характера, которые помогают им узнать себя во всем многообразии качеств своей личности, узнать других, определить стиль поведения в обществе, а также дают учителю материал, позволяющий наблюдать свойства психики ребенка, особенности его мышления. Такого рода сочинения возможны на основе лексического материала (например: «Свет», «Радуга», «Домик»…), на основе музыкального произведения (например: П.И.Чайковский – «Времена года. Осенняя песня», «Времена года. Масленица»…), на основе произведений изобразительного искусства (например: А.Шилов – «Вдвоем», Ю.Ракша – «Маленькие купальщики»…), на основе восприятия запаха, цвета. Большое значение имеет возрождение жанра эссе в школьной практике. Учебная программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с сочинениями-рассказами, описаниями, рассуждениями. Однако при изучении остальных предметов (истории, географии, биологии т.д.) сочинения как форма познания не используются ни учителями, ни учащимися. Приветствуется написание рефератов, но как школьник может грамотно написать реферат, если он не привык рассуждать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее! Вот почему нужно вводить сочинение или эссе как можно раньше, давая возможность ученику творчески подойти к изучению тех учебных предметов, которые его действительно интересуют. Нужно только помнить о том, что название такого сочинения не должно предполагать готового однозначного ответа, а давать простор уму, воображению, фантазии (например: «Что могу пожелать я миру, в котором буду жить?»; «Каким я представляю себе Сильвио» - по повести А.Пушкина «Выстрел»…).
Сочинения, связанные с овладением деловой письменной речью: письмо, заметка в газету, отзыв о книге, рецензия на ответ или сочинение товарища.
Результаты детского творчества будут самыми разнообразными: сочинения, стихи, рисунки.
Возможно, в практике многих учителей найдутся и более интересные примеры. Однако все названные выше приемы направлены не только на активизацию творческих процессов у одаренных детей, но и на стимулирование потребности в творческом самоопределении у всех учащихся. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках. Таким образом, деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.

Для педагогов, работающих творчески, есть несколько рекомендаций – пожеланий:
- будьте терпеливы; не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события;
- не забывайте о доброжелательности; оценивание детских творческих
работ – дело очень деликатное;
- не бойтесь движения и шума на занятиях, начинайте уроки с небольших физических разминок, чтобы «разогреть» детей;
- помните о равноправии; каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому не нужно делить детей на талантливых и «остальных»;
- творите сами; как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Список литературы
Баев П.М. Играем на уроках русского языка.- М., 1989 .
2.  Баранов М.Г.Пути развития у школьников интереса к уроку русского языка.-М., 1995.
     3. Коротаева Е.В.Уровни познавательной активности.// Русский язык в школе.-М., 1996, №4.