Урок по географии на тему Влияние мировой экономики на страны с разным уровнем развития (Китай, Россия)


Тема урока: «Развитие мировой экономики. Её влияние на страны с разным уровнем развития на примере Китая и России».
Цели и задачи:
Формирование универсальных учебных действий в личностных (базовые ценности: терпение, добро, формирование интереса к учению), познавательных (отвечали на вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции) сферах.
Продолжить развивать умение анализировать информацию, выделять главное, развивать навыки критического мышления;
Создать условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога. Воспитывать уважение к странам и народам мира на примере Китая и России.
Создать условия для осознания и осмысления знаний о роли государств в мировой экономике.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: политическая карта стран мира; дополнительная информация по экономике Китая и России,  приложения с диаграммами; задания для групп, атласы, проектор, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня на уроке нам предстоит очень насыщенная и плодотворная работа. Поэтому приступим. На ваших партах у каждого выданы рабочие листы  для опорного конспекта. К концу урока вы должны заполнить их и сделать выводы по рассматриваемой теме. Дополнительный материал с приложениями и диаграммами.
Целью нашего урока является - Выяснить, что же такое «мировая экономика», показать её влияние на страны мира и выявить причины экономического роста Китайской Народной Республики, сравнивая основные показатели развития экономики Китая и России.
Надеюсь, что вы сегодня успешно справитесь со всеми видами заданий, учебными вопросами и ответим на главный проблемный вопрос урока
II. Чтобы ответить на главный вопрос урока, обратимся к плану урока. У нас будет три блока:
Что мы знаем? (актуализация знаний 7-10 кл)
Что мы хотим узнать?
Понятие «мировая экономика»
Практическая работа «Сравнительная характеристика основных показателей экономики России и Китая».
Участие стран в мировой экономике.
Как мировая экономика влияет на экономическое развитие стран.
Что мы узнали? (Вывод)
III. Домашнее задание:
Проанализировать высказывание
Премьер – министр России Дмитрий Медведев считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России. «Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества — членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…», -сообщает РИА «Новости» .
Как вы думаете, почему?
Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян? В чем значимость для нас?
Ответы:
– страна является нашим южным соседом;
– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;
– освоение космоса и разработки ядерного оружия;
- Первое знакомство с Китаем проходило в 7 классе, где мы впервые получили представление об этой стране и в разделе «Страны Зарубежной Азии», где вы познакомились с ЭГП, природными ресурсами, особенностями населения Китая и его хозяйством. Экономику России вы изучали на уроках географии в 9 классе.
Что мы знаем о России и Китае?
Слайд №
№ знаю Россия Китай
1 Экономико-географическое положение
Атлас 8-9 класс стр.
Обширность занимаемого страной пространства.
Площадь в млн.км кв.
17 126 000 км².(вместе с Крымом)
Неравномерность заселения и хозяйственного оϲʙᴏения территории. (Центральная часть до Урала, и южные районы Сибири и Д.Востока).
Богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов.
Многонациональный состав населения и этническая мозаичность территории (наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народностей – 180 народов), русских – 77,7%
Страна омывается морями трех океанов:Тихим, Атлантическим и СЛО.
Россия имеет сухопутные границы с 14 странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, Украиной, Польша, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.Морские границы: Япония и США.
Близость стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно полюса мировой экономики и политики — Япония, Китай, Индия Атлас 10 класс стр. 2-3
1.Обширность занимаемого страной пространства.
Площадь в млн.км кв. 9561тыс. кв.км. Это 3-е место в мире, после России и Канады.
2.Неравномерность заселения и хозяйственного оϲʙᴏения территории. (с-восток, восток и ю-восточные районы вдоль побережья)
3. Богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов.
4. Многонациональный состав населения. Проживает 56 национальностей из которых 92% ханьцы, малые народы: бай, лису, дауры, маньчжуры, узбеки. Известно 299 языков (298 живых и 1 исчезнувший – чжурчженьский).
5.Страна омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана.
6.У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные – Тайвань и Хайнань.
7.Китай граничит по суше с 14 государствами: Монголией, Россией, Казахстаном , Таджикистаном, Пакистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, Северной Кореей.
8. С 5 государствами имеет морскую границу: Филиппинами, Японией, Малайзией, Брунеем и Индонезией.
2
Численность населения
Уровень урбанизации
146,1 млн человек, ЭАН – 74,6 млн человек
 73,7 % (высокий уровень)
1 354 млн. человек. Общее число экономически активного населения – 767 млн. человек.
 54% (средний уровень)
4 Форма правления Федеративная республика
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация состоит из 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, с марта 2014 года —Севастополь), 1 автономной области, 4 автономных округа. Итого 85 субъектов РФ. Денежной единицей страны является рубль. Унитарная республика.
23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица Китая — Пекин (Беджин). Денежной единицей страны является юань.
2.Что мы хотим узнать?
Мировая экономика – многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.
В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями.
Мировая экономика возникла благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой как разделение производства (то есть международную специализацию), так и его объединение — кооперацию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Сравнительная характеристика основных показателей экономики России и Китая»
Цель: Сравнить экономическое развитие стран России и Китая в 2000-м и 2013-м годах.
Форма проведения: групповая.
Россия и Китай в 2000 году
№ Показатели
экономики РОССИЯ КИТАЙ
1 Ресурсный потенциал
Приложение 1
Природные богатства России оцениваются в 3,8 раза выше, чем в США и в 4,5 раза выше, чем в Китае!
1-е место в мире! Обладает огромным ресурсным потенциалом. По суммарным запасам полезных ископаемых страна находится на 3-ем месте!
2 ВВП в %
Приложение 2
Доля в мировом ВВП – 2,4% Величина ВВП в текущих ценах в 2000 году составила – 1 трлн. долларов
Среднегодовой рост ВВП – 10% Доля в мировом ВВП – 7%
Величина ВВП в текущих ценах в 2000 году составила – 1,2 трлн. Долларов.
Среднегодовой рост ВВП – 8%.
3 Отрасли международной специализации (Экспорт-импорт)
Приложение 3
Экспорт России в 2000 году был равен 103 093 млн долл., а импорт - 33 879 млн долл.;
Минеральные продукты – 53,8%
Металлы – 21,7%
Продукция химической промышленности – 7,2%;Машины и оборудование – 8,8%, Древесина 4,3%; проч-4,2% Экспорт Китая:
Продукция сельского хозяйства – 72,7%;
Топливо и минеральные ресурсы 10,8%;
Продукция обрабатывающей промышленности- 16,5%.
4 Занятость населения в отраслях
Приложение 4
В промышленности – 22,6%
В сельском хозяйстве –13,4%
Строительстве – 7,8%
Транспорт и связь – 7,8
Торговля – 14,6%
Другие отрасли – 33,8% В промышленности – 12,5%
В сельском хозяйстве –46,8%
Строительстве – 5%
Транспорт и связь – 2,9%
Торговля – 6,6%
Другие отрасли – 26,2%
5 Уровень развития научного комплекса
Приложение 5
Федеральный бюджет – 17,4 млрд. рублей (0,24% ВВП России);
«Утечка мозгов»;
Недостаточное финансирование;
Низкий уровень зарплат у ученых и др. 3,2 млн. человек занимались исследовательской работой, в том числе 2,2 млн. учёных и инженеров;
В 2002 году в Китае вложенные денежные средства для научно- технической деятельности составили 293,8 млрд. юаней, среди них средства для исследования и освоения – 128,8 млрд. юаней, а в 1949 году эта цифра была только 56 млн. юаней.
6 Тип экономики
Переходный тип экономики (от командно-административной к рыночной) Переходный тип экономики
Россия и Китай в 2013 году. (заполняют самостоятельно в группах)
№ Показатели
экономики РОССИЯ КИТАЙ
1 Ресурсный потенциал (Обеспеченность полезными ископаемыми)
Приложение 1 1-е место в мире - запасы природного газа;
2-е – угля;
6-е –нефти;
1-3 место – никеля, Платины, алмазов;
1-е место по разведанным запасам железной руды;
Крупные запасы апатитов, калийных солей;
Огромны запасы меди, свинца и цинка, титановых руд и алюминиевого сырья, вольфрама и молибдена;
Потенциал гидроэнергии –
340 млн.кВт.
Самый большой в мире фонд земель- 1709 млн.гаКрупнейшая лесная держава – 1/5 мировых запасов (20%);
Выделяется по запасам животных и промысловых рыб.
( соболь, песец, лососевые, сельдь, камчатский краб)
Проблема!
Сырьевой потенциал освоен частично.
Месторождения распылены по территории.
Истощение лучших ресурсов.
2 ВВП в %
Приложение 2
Приложение 6
Величина ВВП в текущих ценах в 2012 году составила – 2,5 трлн. Долларов, 2013 – 3,46 трлн.долл.
Доля в мировом ВВП – 3,7% Величина ВВП в текущих ценах в 2012 году составила – 12,5 трлн. Долларов.
Доля в мировом ВВП – 14%
3 Отрасли международной специализации (Экспорт-импорт)
Приложение 3 ЭКСПОРТ 597 млрд долл. Из них 88% - товары, 12% - услуги:
Нефть — 29,1 %
Нефтепродукты — 18,3 %
Услуги — 11,8 %
Природный газ — 11,3 %
Металлургическая продукция— 6,8 %
Химическая продукция — 5,2 %
Машиностроительная продукция— 4,8 %
Пищевая продукция — 2,7 %
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 1,8 %
Другие товары — 8,3 % ИМПОРТ: 312,5 млрд.долларов США и по сравнению с 2012 годом увеличился на 2,2% (страны дальнего зарубежья 87,0%, страны СНГ – 13,0%).
- машины и оборудование в 2013 52,1%
- продукция химической промышленности  16,1%
- импорт продовольственных товаров и сырья для их производства - 13,0%
- импорт металлов и изделий из них составил 5,6%
- импорт текстильных изделий и обуви в 2013году составил 5,4%
- товары других групп – 7,8% ( в т.ч.
лекарственные средства)
4 Занятость населения в отраслях
Приложение 4
Сельское хазяйство – 7%
Промышленность – 20,2%
Услуги – 72,8% 5 Уровень развития научного комплекса
Приложение 5 Федеральный бюджет выделил 319 млрд. рублей (0,58% ВВП)
Учреждение 500 ежегодных грантов президента РФ;
Гранты в размере 600 тыс. рублей молодым ученым и докторам наук;
Приглашение из-за рубежа ведущих специалисотов в разных научных областях. 6 Тип экономики
Смешанная система:-приоритетность рыночной организации экономики;-многосекторность экономики;-государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;-ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;социальная защита населения.Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA-Давайте подведем ИТОГ практической работы ответив на мои вопросы:
Какое из государств обладает наибольшим ресурсным потенциалом для развития экономики? ( оба государства)
У какого государства доля экспорта выше ? (Китай)
Какое из государств больше интегрировано в мировую экономику? (Китай)
ВЫВОД УРОКА: (анализ приложений № 7,8)
Используя данные приложений 7,8 , обоснуйте, почему рост в экономике Китая выше, чем в экономике России?
Россия вывозит сырье, в частности нефть, газ, а не готовую продукцию;
Недостаточные инвестиции в развитие экономики.
Китай вывозит готовую продукцию, достаточно средств вкладывает в развитие научных исследований и активно привлекает иностранные инвестиции в развитие экономики.