Готовность к саморазвитию студентов с разным уровнем доверия и жизнестойкости


Чернова А.А., Савинова Ю.М.
Chernova A. A., Savinova U.M.
Россия, г.Ростов-на-Дону, академия психологии и педагогики ЮФУ
Russia, Rostov-on-don, Academy of Psychology and Pedagogy SFU
Готовность к саморазвитию студентов с разным уровнем доверия и жизнестойкости.
The willingness for self-development of students with different levels of confidence and resilience.
Аннотация. В статье нами рассмотрены такие психологические феномены как жизнестойкость, доверие и саморазвитие. В условиях динамичного развития общества проблема саморазвития человека имеет большую значимость. Готовность к саморазвитию определялась по наличию и степени выраженности мотивационного и операционального компонентов. Было проанализировано соотношение показателей жизнестойкости и доверия в группах с разной степенью готовности к саморазвитию и проведено исследование на выявление взаимосвязей показателей данных феноменов у студентов ЮФУ.
Аbstract. In the article we considered such psychological phenomena as resilience, confidence and self-development. In the conditions of dynamic development of society, the problem of human self-development is of great importance. The willingness for self-development we determined the presence and severity motivational and operational components. We analyzed the relation of indicators of resilience and trust in groups with different degrees of readiness to self-development. We conducted a study of students of SFU and revealed the relationship between indicators of these phenomena.
Ключевые слова: саморазвитие, самопознание, жизнестойкость, доверие, включенность, контроль, риск.
Keywords: self-development, self-knowledge, resilience, trust, involvement, control, risk.
Российская образовательная система переживает в настоящее время смену ориентиров учебных стандартов и проходит стадию построения новой учебной системы. Такие глобальные изменения в первую очередь связаны с постоянно возрастающими требованиями к выпускникам учебных заведений, в первую очередь к выпускникам вузов. От будущих профессионалов требуется активная жизненная позиция, готовность к изменениям и нововведениям, способность эффективно разрешать сложные жизненные ситуации. В настоящее время успешность профессиональной деятельности во многом зависит от способности человека к самовоспитанию, самопознанию и самоактуализации. Добиться значимых успехов и карьерного роста возможно при готовности индивида к саморазвитию, что тесно связано с активной деятельностью человека в различных областях жизни.
В.Г. Маралов рассматривает саморазвитие как фундаментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования[7].
На наш взгляд, важно определить какие качества личности способствуют готовности к саморазвитию и совершенствованию. Значимая роль в данном аспекте отводится таким феноменам как жизнестойкость и доверие личности к миру, к другим людям и к себе. В своей работе мы придерживаемся позиции Е.В. Селезневой, понимающей готовность к саморазвитию как целостное проявление внутренней активности личности в процессе преодоления личностных противоречий и творческой самореализации.
В отечественной психологии интерес к исследованию жизнестойких качеств личности проявляли многие ученые как с теоретической (Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова и др.)[5,1], так и с практической точек зрения (С.В. Книжникова, С.А. Богомаз и др.)[3,2], где жизнестойкость представлена как стержневая личностная характеристика, во многом ответственная за успешность индивида в совладании с неблагоприятными обстоятельствами жизни [6]. Что касается доверия, этот феномен является не только одой из базовых характеристик развития личности, а и всего функционирования общества в целом. Доверие присутствует во всех сферах нашей жизни, проявляясь как в межличностном, так и в межгрупповом общении. Таким образом, феномен доверия проявляется во всех областях взаимодействия между людьми, выражаясь в категории доверия или недоверия к себе, другим людям и миру. Изучением доверия занимались А.Б.Купрейченко, Т.П.Скрипкина, А.А. Чернова и др.[4,9,10].
Объектом исследования выступили студенты - психологи ЮФУ г.Ростова-на-Дону. Предметом данного исследования явилось изучение характеристик жизнестойкости и доверия у студентов с разным типом готовности к саморазвитию.
Гипотеза исследования: показатели жизнестойкости и доверия у студентов будут иметь определенные взаимосвязи с готовностью субъектов образовательного процесса к саморазвитию. В исследовании приняли участие 40 студентов ЮФУ, средний возраст респондентов – 19 лет.
Для исследования стремления субъектов образовательного процесса к саморазвитию была применена методика «Готовность к саморазвитию» В.И. Андреева[8]. В этом тесте готовность к саморазвитию определяется по наличию и степени выраженности двух компонентов: мотивационного (хочу знать себя - ГЗС) и операционального (могу самосовершенствоваться - ГМС). Результаты процентного соотношения студентов с разным уровнем выраженности готовности к саморазвитию представлены в таблице 1.
Таблица 1
Процентное соотношение респондентов с разным уровнем выраженности готовности к саморазвитию (%)Группа Характеристика готовности к саморазвитию ГЗС ГМС %
А «Могу совершенствоваться», но «Не хочу знать себя» 2 4 7,5
Б «Хочу знать себя» и «Могу совершенствоваться» 5,3 5,4 50
В «Хочу знать себя», но «Не могу совершенствоваться» 4 - 7,5
Г «Не хочу себя знать» и «Не могу измениться» 5 2,2 35
Мы сделали предположение, что готовность личности к саморазвитию с одной стороны связана с проявлениями различных компонентов жизнестойкости, с другой - со способностью доверять себе, другим и миру в целом. Поэтому важно проанализировать как готовность личности к саморазвитию и познанию себя соотносится с разным уровнем выраженности таких характеристик, как доверие и жизнестойкость.
Для выявления уровня доверия студентов к себе, другим людям и миру была применена авторская методика доверия/недоверия А.Б.Купрейченко[4].Уровень сформированности различных компонентов жизнестойкости изучался с помощью методики Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова «Тест жизнестойкости» [5].Анализ полученных данных позволил сделать ряд выводов: при типе готовности «Хочу знать себя и Могу совершенствоваться» выявлены достаточно высокие показатели жизнестойкости в целом (86,5) и ее компонентов: вовлеченности ( 37,4), контроля (30,1) и риска (19). А также наблюдается оптимальный уровень выраженности доверия к себе и другим.
Среднегрупповые данные показателей жизнестойкости и доверия в группах с разной степенью готовности к саморазвитию представлены в таблице 2.
Таблица 2
Среднегрупповые данные показателей жизнестойкости и доверия с разной степенью готовности к саморазвитию
Группа Жизнестойкость Доверие
1 2 3 1 2 3 4 5
А 33 26 10 14 11 13 12 13
Б 37,4 30,1 19 13 7,3 11,5 12 6,8
В 7 13 10 9 8 8 11 11
Г 28,4 19,2 12 11 9,4 10,8 9,4 8,6
Примечания к таблице 2: Показатели жизнестойкости: 1- включенность; 2- контроль; 3 - риск. Факторы доверия: 1 – «Доверие личности себе в умении строить взаимоотношения с окружающим миром и другими людьми»; 2 - «Недоверие личности миру и другим людям как безответственным и несправедливым»; 3 - «Доверие личности другим людям в умении сотрудничать и оказывать взаимопомощь»; 4 - «Доверие личности себе в умении давать оценки и делать прогнозы»; 5 - «Недоверие личности миру и другим людям как опасным объектам». Результаты проведенного эмпирического исследования позволили выявить статистически значимые взаимосвязи между показателями жизнестойкости и доверия с готовностью субъектов образовательного процесса к саморазвитию. Результаты корреляционного анализа показали, что существуют следующие взаимосвязи между компонентами жизнестойкости и уровнем готовности к саморазвитию у студентов-психологов: вовлеченность и ГМС: R=0,552, p<0,001; вовлеченность и Ф2: r=-0,584,p<0,03; контроль и ГМС r=0,557, p<0,03; принятие риска и ГЗС: r=0,311, p,0,03; принятие риска и ГМС: r=0,554,p<0,001; принятия риска и Ф1: r=0,556,p<0,04.
Таким образом, результаты исследования показали, что готовность к саморазвитию студентов соотносится с проявлениями их доверия и жизнестойкости как интегральным качествам личности. Наличие этих качеств способствует развитию стремления к саморазвитию и самопознанию при успешном совладании с трудными жизненными ситуациями и позитивным взглядом на мир.
Мотивационный компонент "Хочу саморазвиваться", который наиболее выражен у испытуемых групп А и Б, соотносится с высокой выраженностью показателей жизнестойкости – "включенность" и "контроль" и с высоким уровнем доверия. Следует обратить внимание, что группа Б (с установкой на познание себя и саморазвитие) продемонстрировала самые высокие показатели по всем трем показателям жизнестойкости и самые низкие по факторам 2 и 5 в методике доверия, отражающие недоверие к окружающим людям, определяющий настороженное и пессимистическое отношение к миру. Следовательно мы можем сделать вывод, что студенты из группы Б наиболее открыты к себе, окружающим и миру в целом и обладают высоким запасом жизнестойкости – активно вовлечены в происходящие события, уверены в своих силах.
Отсутствие установки на саморазвитие (группы Г и В) соотносится с пониженными показателями жизнестойкости личности и доверия и повышенными - недоверия к себе, окружающим и миру. Возможно, именно это и является значимыми препятствиями для развития такого феномена, как саморазвитие.
Проведенное исследование показало, что готовность к саморазвитию имеет определенные взаимосвязи с показателями жизнестойкости и доверия у субъектов познавательной деятельности.

Литература:
1. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 83-84. 
2. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». 2008. Т. 2. С. 24-27. 
3. Книжникова C.B. Жизнестойкость личности как акмеологическая характеристика // Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека: Материалы международной научной конференции. - 7-8 октября 2004 г. РАГС, М.: Изд-во «Эко», 2004. - С. 88-90.
4. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008 с.549
5.Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство.— М.:Смысл, 2006.
6.Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.
7. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособ. Для студ. ср. пед. уч. заведений. – 2- е изд., – М.: Академия, 2004г.
8.Соколова И.Ю., Гиль Л.Б. От самопознания к самореализации и здоровьесбережению. Учебно-методическое пособие (электронный вариант). Томск: ТПУ, 2010.
9. Скрипкина Т.П., Психологические особенности проявления доверия на основе интеграции внутренних ценностей на этапе ранней юности // Пробл. формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. — М.: 1994
10. Чернова А.А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Дисс. …канд. психол. Наук. Р н/Д, РГУ, 2006.