Программа дополнительного образования по баскетболу


Программа дополнительного образования
«Баскетбол»
Направление: физкультурно-спортивная.
Программа рассчитана для детей 10-15 лет
Срок реализации программы – 3 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема занятости детей и юношества, воспитание здорового и духовно и физически молодого поколения является государственной задачей. И именно массовый спорт, при системной организации может решить многие общегосударственные задачи: занять свободное время подростков, поднять общий уровень физической культуры и как следствие – общее оздоровление нации; снизить количество заболеваний.             
Программа по баскетболу для занятий в рамках дополнительного образования рассчитана на занимающихся 10 - 15 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Все занимающиеся в секции распределяются по возрастным категориям и физической подготовки.
Вступительные тесты на определение уровня учащихся:
№ Упражнения уровень
высокий средний низкий
мальчики
1 Прыжок в длину с места (см) 155 145 125
2 «Челночный бег» 3х10 м (сек.) 8.6 9.1 9.8
3 Прыжки со скакалкой за 1 мин. 70 60 55
4 Бег 30 м (сек) 5.0 6.0 6.5
5 Метание мяча в цель с 6 м 4 3 2
девочки
1 Прыжок в длину с места (см) 150 135 115
2 «Челночный бег» 3х10 м (сек.) 9.1 9.6 10.2
3 Прыжки со скакалкой за 1 мин. 100 60 40
4 Бег 30 м (сек) 5.2 6.3 6.8
5 Метание в цель с 6 м 4 3 2
 Основополагающие принципы программы:
1. Предусматривается тесная взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса – физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля.
2. Последовательность преподавания программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Подразумевается реализация тренировочного процесса на различных этапах в процессе обучения в общеобразовательной школе, включающего ознакомление с правилами баскетбола, начальной подготовкой, основами техники и тактики. Ознакомление с основами командного вида спорта, формирование личностных качеств. Решение вопроса массовости за счет привлечения к регулярным занятиям спортом всех желающих, обучающихся в данной школе, а также в близлежащих школах и живущих рядом со школой, в которой работают секции, обучающие баскетболу.
          Основной показатель секционной работы дополнительного образования по баскетболу – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.
Цель программы:
- создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия баскетболом.
- сформировать и систематизировать профессиональные теоретические знания и практические умения и навыки.
Задачи программы:
Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
Формирование стойкого интереса к занятиям.
Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами баскетбола.
Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику.
          Основной принцип работы в группах — универсальность. Исходя из этого, для групп начальной подготовки 1 - ого года обучения ставятся следующие частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, ловли и передач мяча, ведению мяча, броскам мяча; привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.          В соответствии с перечисленными задачами происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке документов годового и текущего планирования. В этой группе основное внимание уделяется физической и технической подготовке.
          На протяжении года удельный вес физической и технической подготовки меняется. Если в начале учебного года основное внимание уделяется физической подготовке, которая занимает до 60—70% времени, то в конце учебного года рекомендуется увеличение количества часов, отводимых на техническую подготовку. Следует заметить, что во второй половине года физическая подготовка осуществляется также и в упражнениях технической направленности.
          Основной принцип тренировочной работы в группах 2 и 3 года обучения — дальнейшая всесторонняя подготовка учащихся, а также знакомство с элементами игровой специализации.
Задача: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся; содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности; развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; дальнейшее обучение основам техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;
          В группах 2-ого и 3-ого года обучения на фоне уменьшения объема общей физической подготовки увеличивается объем тактической подготовки.
Содержательное обеспечение разделов программы
Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.3. Физическая подготовка баскетболиста. 4. Техническая подготовка баскетболиста. 5. Тактическая подготовка баскетболиста. 6. Психологическая подготовка баскетболиста.7. Соревновательная деятельность баскетболиста. 8. Организация и проведение соревнований по баскетболу. 9. Правила судейства соревнований по баскетболу. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
11.Соблюдение основ техники безопасности на занятиях.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного тела, с партнером, с предметами (набивными мячами, футбольными, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, гимнастическая стенка, скамейка, канат).1.2. Подвижные игры. 1.3. Эстафеты.1.4. Полосы препятствий.1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
1.6 Бег 500, 1000,1500,2000 метров.
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.1.5. Остановка прыжком после ускорения.1.6. Остановка в один шаг после ускорения.1.7. Остановка в два шага после ускорения.1.8. Повороты на месте.1.9. Повороты в движении.1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.2.3. Двумя руками от груди в движении.2.4. Передача одной рукой от плеча.2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.2.6. То же после ведения мяча.2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.2.9. Передача одной рукой снизу от пола.2.10. То же в движении.2.11. Ловля мяча после полуотскока.2.12. Ловля высоко летящего мяча.2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.3.2. В движении шагом.3.3. В движении бегом. 3.4. То же с изменением направления и скорости.3.5. То же с изменением высоты отскока.3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.4.9. В прыжке одной рукой с места.4.10. Штрафной.4.11. Двумя руками снизу в движении.4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.4.13. В прыжке со средней дистанции.4.14. В прыжке с дальней дистанции.4.15. Вырывание мяча.4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.3. Перехват мяча.4. Борьба за мяч после отскока от щита.5. Быстрый прорыв.6. Командные действия в защите.7. Командные действия в нападении.8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Контрольные игры и соревнования
1.Игры внутри группы.
2.Игры с сильным и слабым противником.
3. Товарищеские игры с командой другой школы.
4.Участие в соревнованиях.
5. Разбор проведённых игр.
     
Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует базовый уровень содержания учебного материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя.

Условия работы программы
Для реализации данной программы необходимы:
Спортивный зал для занятий баскетболом.
Спортивный инвентарь (кольца для баскетбола, конструкции баскетбольные, мячи баскетбольные, сетки баскетбольные, стойки, маты, скакалки, гимнастические скамейки).Спортивная форма для занимающихся (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки для баскетбола, футболки, майки, шорты).
Формы организации занятий
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
Групповые учебно-тренировочные занятия.
Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
Восстановительные мероприятия.
Участие в матчевых встречах.
Участие в соревнованиях.
Конкурсы, викторины.
Зачеты, тестирования.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов общей, специальной физической, технической подготовленности обучающихся (для групп начальной подготовки).
Викторины по типу: «Веселые старты», «День здоровья».
Контрольные и товарищеские игры.
Первенства школы, района, округа.
Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) проводится два раза в год: в начале учебного года (ноябрь) и в конце учебного года (апрель).
Специальная физическая подготовка учащихся
Год обучения Высота подскока (см) Бег 20 м (с) Прыжок в длину с места (см) Бег 300 м (сек)
мальчики
уровень высо-кийсред-нийниз-кийвысо-кийсред-нийниз-кийвысо-кийсред-нийниз-кийвысо-кийсред-нийниз-кий1 – й год 44 36 30 3,7 4,0 4,3 180 165 154 53,9 56,0 58,0
2 – й год 46 39 32 3.5 3,8 4,1 186 168 152 52,0 54,0 56,0
3 – й год 50 43 38 3,3 3,7 4,1 196 180 165 48,0 50,8 52,8
девочки
уровень высо-кийсред-нийниз-кийвысо-кийсред-нийниз-кийвысо-кийсред-нийниз-кийвысо-кийсред-нийниз-кий1 – й год 40 34 28 3,8 4,1 4,4 170 155 141 55,0 57,0 59,5
2 – й год 43 37 32 3,7 4,1 4,4 175 160 142 54,0 56,5 58,5
3 – й год 47 42 35 3,5 4,0 4,3 190 175 160 52,5 54,5 56,5
Техническая подготовка юных баскетболистов
Техника выполнения контрольных упражнений:
Передача мяча на силу и быстроту. Игрок с мячом в руках располагается на расстоянии 2 м от стены спортивного зала. На стене начерчен круг диаметром 30 см с центром 150 см от пола. По сигналу (включается секундомер) баскетболист выполняет передачи мяча поочередно правой и левой рукой в круг и ловит отскочивший от стены мяч, не сходя с места, в течение 30 сек. Определяется количество передач за указанное время. Передача не засчитывается, если игрок не попал мячом в круг или мяч до ловли коснулся площадки.

Быстрота передвижений в защитной стойке «Звездочка». Игрок перемещается в защитной стойке баскетболиста правым-левым боком от точки к точке в течение 30 секунд. Учитывается количество касаний углов «звездочки». За основу «звездочки» берется разметка центрального круга баскетбольной площадки (радиусом 1,8 м).
Год обуче-нияАтака 2 шага бросок
(10 попыток) Передача мяча на силу и быстроту. (кол-во) Быстрота передвижений в защитной стойке «Звездочка» (кол-во)
мальчики
уровень высо-кийсред-нийнизкий высо-кийсред-нийнизкий высо-кийсред-нийнизкий
1-й год 4 3 2 22 21 20 17 15 13
2-й год 8 7 5 23 22 21 19 17 15
3-й год 8 7 5 23 22 21 19 17 15
девочки
уровень высо-кийсред-нийнизкий высо-кийсред-нийнизкий высо-кийсред-нийнизкий
1-й год 4 3 2 20 19 18 16 14 12
2-й год 7 6 4 21 20 19 18 16 14
3-й год 7 6 4 21 20 19 18 16 14
Занятия в группе 1 года обучения проводятся 2 часа. В группе 2 года обучения 2 раза в неделю по 2 часа. В группе 3 года – 3 раза в неделю по 2 часа.
Тематическое планирование по баскетболу первого года обучения.
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.
№ Наименование разделов и тем Общее
количество
часов
Теория Практика
1. Основы знаний о физической культуре и спорте. 3 3 1.1 Краткий обзор развития баскетбола. 1 1 1.2 Строение человека и влияние на организм физических нагрузок 1 1 1.3 Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинской помощи. 1 1 2. Общая физическая подготовка. 17 17
2.1 Бег 500, 1000, метров. 5 5
2.2 Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре. 5 5
2.3 Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки. 7 7
3. Основы техники игры в баскетбол. 28 3 25
3.1 Ведение мяча, остановки, развороты. 6 6
3.2 Передача мяча на месте и в движении. 6 1 5
3.3 Броски в кольцо с места, в движении, после остановки. 9 1 8
3.4 Ловля мяча, переводы, финты. 7 1 6
4. Тактика игры в баскетбол. 10 2 8
4.1 Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. 4 1 3
4.2 Тактические действия при игре в защите и нападении. 4 1 3
4.3 Тактические действия в игре с сильным саперником. 2 2
5. Специальная физическая подготовка. 6 6
5.1 Упражнения для развития силы ног и рук. 3 3
5.2 Упражнения для развития скоростных качеств. 3 3
6. Правила игры и судейства. 2 2 6.1 Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. 2 2 7. Контрольные игры и соревнования. 7 1 6
7.1 Товарищеские игры. 3 3
7.2 Участие в соревнованиях. 3 3
7.3 Разбор проведённых игр. 1 1 Всего 72 11 61
Тематическое планирование по баскетболу второго года обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа.
№ Наименование разделов и тем Общее
количество
часов Теория Практика
1. Основы знаний о физической культуре и спорте. 6 6 1.1 Краткий обзор развития баскетбола в гимназии. 2 2 1.2 Контроль физических нагрузок. 2 2 1.3 Соблюдение техники безопасности на занятиях. 2 2 2. Общая физическая подготовка. 30 30
2.1 Бег 500, 1000, 1500 метров. 10 10
2.2 Броски набивного мяча сидя, стоя. 10 10
2.3 Прыжки на тумбу и соскоки с неё. 10 10
3. Основы техники игры в баскетбол. 60 6 54
3.1 Ведение мяча, остановки, развороты. 14 14
3.2 Передача мяча на месте и в движении. 12 2 10
3.3 Броски в кольцо с места, в движении, после остановки. 18 18
3.4 Ловля мяча, переводы, финты. 14 12 12
4. Тактика игры в баскетбол. 20 4 16
4.1 Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. 8 2 6
4.2 Тактические действия при игре в защите и нападении. 8 2 6
4.3 Тактические действия в игре с «сильным» саперником. 4 4
5. Специальная физическая подготовка. 12 12
5.1 Упражнения для развития прыжковой выносливости. 6 6
5.2 Упражнения для развития скоростных качеств. 6 6
6. Правила игры и судейства. 4 4 6.1 Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. 4 4 7. Контрольные игры и соревнования. 14 2 12
7.1 Товарищеские игры. 6 6
7.2 Участие в соревнованиях. 6 6
7.3 Разбор проведённых игр. 2 2 Всего 144 22 122
Тематическое планирование по баскетболу третьего года обучения.
Занятия проводятся три раза в неделю по два часа.
№ Наименование разделов и тем Общее
количество
часов
Теория Практика
1. Основы знаний о физической культуре и спорте. 9 9 1.1 Основы здорового образа жизни. 3 3 1.2 Дозирование физических нагрузок. 3 3 1.3 Способы восстановления после физической нагрузки. 3 3 2. Общая физическая подготовка. 39 39
2.1 Бег 500, 1000, 1500, 2000 метров. 12 12
2.2 Челночный бег. 12 12
2.3 Упражнения на тренажёрах. 15 15
3. Основы техники игры в баскетбол. 89 9 80
3.1 Ведение мяча, остановки, развороты. 18 18
3.2 Передача мяча одной и двумя рукам, с переводом за спиной на месте и в движении. 18 3 15
3.3 Броски в кольцо с места, в движении, из под защитника. 27 3 24
3.4 Ловля мяча, переводы, финты. 26 3 23
4. Тактика игры в баскетбол. 37 6 31
4.1 Тактика прессинга на стороне противника. 16 3 13
4.2 Тактические действия при игре в защите и нападении. 15 3 12
4.3 Тактические действия в игре с сильным саперником. 6 6
5. Специальная физическая подготовка. 18 18
5.1 Ускорение с изменением скорости и направления движения. 9 9
5.2 Ловля высоко летящего мяча. 9 9
6. Правила игры и судейства. 6 6 6.1 Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. 6 6 7. Контрольные игры и соревнования. 21 3 18
7.1 Товарищеские игры. 9 9
7.2 Участие в соревнованиях. 9 9
7.3 Разбор проведённых игр. 3 3 Всего 216 33 183
Ожидаемые результаты:
В области воспитания:
- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование морально-волевых качеств.
В области физического воспитания:
- потребность в здоровом и активном образе жизни;
- стремление к физическому совершенствованию;
- стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.
Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся.
 
Список литературы.
1. Баскетбол: Поурочная учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2002. -72 с.
2.  Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое  пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.
3. Яхонтов Е.Р.. Общая характеристика игры в баскетбол.- СПб. ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1993г. – 26 с.
4. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп - СПб, 2007г. - 134 с.
5.  Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М.: Агентство «ФАИ», 1999г. - 224 с.
6.  Литвинов Е.Н. и др.. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). – М.: МГП «Квант», 1993.- 80 с.
7. Костикова Л.В. и др.. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет. Методические рекомендации. – М.: РГАФК, 1993 г. – 33 с.
8. Костикова Л.В.. Баскетбол. Азбука спорта. – М.: «Физкультура и спорт», 2002 г. – 176 с.