Программа дополнительного образования по баскетболу


Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Баскетбол»
(программа рассчитана для работы с детьми 10-13лет, срок реализации программы – 1 год)


Пояснительная записка.
Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
- Расширение спортивного кругозора детей.
3. Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 10 до 13 лет и составлена с учётом индивидуальных особенностей детей. Данная группа состоит из мальчиков и девочек.
Принципы набора:
-добровольность, заинтересованность;
-школьный возраст;
-наличие медицинского доступа к занятиям.
Сроки реализации дополнительной программы.
Данная программа краткосрочная рассчитана на 1 год обучения. Всего программа рассчитана на 35 часов.
Режим занятий осуществляется 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 1 час в неделю.
Количество детей в группе 15 человек.
Основная форма занятий- групповая
Методы обучения:
Словесные методы: беседа, рассказ, лекция;
Наглядные методы: показ: демонстрация плакатов, схем, использование технических средств.
Практические методы: игровой ,соревновательный, тестирование, метод круговой тренировки.
Формы и виды контроля:
Для оценки результатов реализации программы «Баскетбол»
Проводятся:
-тестирование;
-сдача контрольных нормативов;
-мониторинги;
-соревнования;
Материально-техническое обеспечение программы
Спортивный зал-1;
-Баскетбольные мячи-15;
-Волейбольный мяч-1;
-Скакалки-15;
-Обручи-15;
-Учебная литература для детей и педагога;
Компьютер-1;
Видео-средства.
Кадровое обеспечение реализации программы: педагог дополнительного образования, учитель физкультуры.
По окончанию обучения занимающейся должен знать:
Знать
Технику безопасности на занятиях по баскетболу.
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в районе, стране и за рубежом;
Баскетболисты России.
Правила игры в баскетбол.
Тактические приемы в баскетболе.
Уметь
Овладеть основными техническими приемами баскетболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Результаты освоения программы «Баскетбол»
Личностные результаты:
-положительное отношение к занятиям ;-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты:
Регулятивные
-выполнять последовательность выполнения действий (под руководством педагога);
-понимать цель выполненных действий;
-при выполнении физических упражнений следовать инструкциям педагога;
-самостоятельно выполнять комплексы упражнений.
Познавательные
Находить нужную информацию для выполнения заданий в справочных источниках, в сети Интернета;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
-определять влияние физических упражнений на здоровье человека;
Коммуникативные
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
- рассказывать об истории развития баскетбола в России и за рубежом.
Предметные
-выполнять правила техники безопасности на занятиях и во время соревнований;
- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
- улучшат общую физическую подготовку;
-выполнять нормативы по ОФП, тактические действия в баскетболе;
- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;
- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;
Учебно-тематический план
№ Наименование темы Количество часов
Всего Теория Практика
1
1.1.
Вводное занятие
Введение в дополнительную программу, инструктаж по ТБ. Подсчёт чистоты пульса до занятий и после.
1
1
2
2.1 Теоретические сведения.
Историю развития вида спорта баскетбол в школе, городе, стране. Лучшие баскетболисты России, мира.
1 1
3
3.1
3.2 Общая физическая подготовка
ОРУ с предметами и без предметов.
 Подвижные игры.  Эстафеты. 4 4
1
3
4
4.1
4.2. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста, ловкости.
 Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста, прыгучести, скорости реакции. 4 4
2
2
5
5.1
5.2
5.3
5.4. Техническая подготовка
Имитационные упражнения без мяча
Ловля и передача мяча
 Ведение мяча
 Броски мяча 10 10
1
3
3
3
6
6.1
6.2
7
Тактическая подготовка
Действия игрока в защите
Действия игрока в нападении
Тестирование, соревнования, учебные игры. 10
5 1 10
5
5
4
Всего: 35 2 33
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие 1час
Теория Инструктаж по ТБ на занятиях по баскетболу.
Практика. Научить обучающихся измерять частоту пульса до тренировки и после. Контролировать физическую нагрузку.
Раздел 2. Теоретические сведения 1час
2.1.Развитие баскетбола в России и за рубежом.
Лучшие баскетболисты России, мира.
Раздел 3. Общая физическая подготовка 4 часа
3.1 ОРУ с предметами и без предметов.
Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками)3.2 Подвижные игры, эстафеты.
Эстафеты с элементами баскетбола, игра «Мяч капитану», «Меткий стрелок», «Попади в корзину».
Раздел 4 Специальная физическая подготовка 4часа
4.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста, ловкости.
Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, , с поворотом).
4.2 Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста, прыгучести, скорости реакции
Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги. Метание различных мячей в цель. Эстафеты с разными мячами
Раздел 5 Техническая подготовка 10 часов
5.1 Имитационные упражнения без мяча
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью ;в одном и в разных направлениях.
5.2. Ловля и передача мяча
Двумя руками от груди, стоя на месте.
Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча..Передача одной рукой с отскоком от пола.
Ловля катящегося мяча, стоя на месте.. Ловля катящегося мяча в движении.
5.3 Ведение мяча
На месте.. В движении шагом.. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости.
Правой и левой рукой поочередно на месте.. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте
.5.4.  Броски мяча
Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Штрафной.. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции.
Раздел 6 Тактическая подготовка 10 часов
6.1 Действия игрока в защите
Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча.Борьба за мяч после отскока от щита. Командные действия в защите. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
6.2 Действия игрока в нападении
Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Раздел 7 Тестирование, соревнования, учебные игры. 5 часов
Челночный бег 3х10м с ведением мяча
Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м).  Отрезок 15 м. туда и обратно
Штрафной бросок (из 10 бросков).
Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток)
Общешкольные соревнования по баскетболу.
Методическое обеспечение программы
Название разделов и тем. Форма занятий Приёмы и методы Дидакт. матер., техническое оснащение Формы подведение итогов.
Вводное занятие.
Рассказ, объяснение
Словесный. наглядный
Компьютер, наглядный материал
Беседа, опрос.
Теоретические сведения.
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Тестирование, соревнования, учебные игры.
Лекция. Комбинированное занятие
Индивидуальная, групповая, подгрупповая,
поточная, фронтальная
Индивидуальная,
групповая, подгрупповая, фронтальная, , в парах
Индивидуальная, , групповая, , в парах
Индивидуальная,
групповая, подгрупповая, фронтальная, , в парах
Индивидуальная,
групповая, подгрупповая, фронтальная, Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания,
Словесный,
наглядный показ,
упражнения в парах, тренировки
Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.
Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.
Учебная игра.
Словесный, объяснение, беседа, практические занятия.
Практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты
Таблицы, кегли, скакалки, обручи .карточки, мячи на каждого обучающего
Литература, схемы,
справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего
Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего
Мячи на каждого обучающего
Дидактические карточки, плакаты, тесты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи Беседа, опрос.
Тестирование, соревнование
Зачет, тестирование, учебная игра,
промежуточный тест.
.
Зачёт, тестирование
Учебная игра,
промежуточный отбор,
соревнование.
Тестирование, учебные игры, соревнования.
Литература для педагога.
1 Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2011г
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2012.
Патрикеев А. Ю. «Подвижные игры 1-4 классы», Москва: «ВАКО»,2011, 176с.
Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2005).
5 Попова.Г.Б. «Дружить со спортом и игрой», Волгоград: «Учитель», 2012, 176с.
Литература для обучающихся.
Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2012г.
Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ.
2010г.
Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2011г.
Календарно-тематическое планирование
«№ По
плану Факт. Название темы Конт-
роль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35 Инструктаж по ТБ на занятиях по баскетболу.
. Измерение частоты пульса до тренировки и после. Контролировать физическую нагрузку.
Развитие баскетбола в России и за рубежом.
Лучшие баскетболисты России, мира.
ОРУ: элементарные, с весом собственного веса, с партнером.Эстафеты с элементами баскетбола, игра «Мяч капитану».
Подвижные игры «Меткий стрелок», «Попади в корзину».
Игра «Перестрелка», эстафеты с элементами баскетбола.
Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, , с поворотом), эстафеты с элементами баскетбола.
Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги, прыжки в длину с места.
Метание мяча в вертикальную и движущуюся цель. Эстафеты с баскетбольными мячами.
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
Бег с изменением направления и скорости.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте и в движении.

Передача одной рукой с шагом вперед, ловля с отскоком от пола.
Ловля катящегося мяча, стоя на месте.. Ловля катящегося мяча в движении.
Ведение мяча на месте, шагом, приставными шагами, спиной вперёд.
Ведение мяча правой и левой рукой поочередно на месте.. Правой и левой рукой поочередно в движении с изменением скорости.
Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте и в движении.
Бросок мяча двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
Бросок мяча двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции.
Штрафной бросок.
Учебная игра.
Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча.
Борьба за мяч после отскока от щита. Командные действия в защите.
Вырывание мяча рывком на себя с одновременным поворотом туловища.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Командные действия в нападении.
Вырывание мяча рывком на себя с одновременным поворотом туловища.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Челночный бег 3х10м с ведением мяча
Силовые упражнения: отжимание, подтягивание.
Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м).  Отрезок 15 м. туда и обратно
Штрафной бросок (из 10 бросков).
Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток)
Общешкольные соревнования по баскетболу.
Общешкольные соревнования по баскетболу.
Зачёт
Зачёт
Соревнование
Зачёт
Зачёт
соревнования