Урок по произведению Забайкальского писателя Евгения Куренного « Громобой-перо» (Сказки Забайкальского леса)


Урок по произведению Забайкальского писателя Евгения Куренного
« Громобой-перо» (Сказки Забайкальского леса)
Тема: Данилка глазами юного зрителя.
План-конспект урока
1 Ф.И.О. Кузьмина Наталья Петровна
2. Должность: учитель русского языка и литературы
3Место работы: МОУ СОШ п. Жирекен4. Класс 55. Тема: Данилка глазами юного читателя.
6. Тип урока: освоения новых знаний с использованием ИКТ
7. Вид урока: урок-исследование
8. Форма: Групповая и коллективная работа
9. Базовый учебник: нет
10. Оборудование урока: компьютерная презентация по теме урока,
иллюстрации к произведению, герб Забайкальского края, проектор, нетбуки у детей, отпечатанные тексты, костюмы, таблица-алгоритм, корзинка мнений, смайлики, магнитики. (Слайд №3)Эпиграф:
«Смотри внимательно, прислушивайся чутко –
и непременно увидишь и услышишь
что-то редкостное, необыкновенное».
«Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
С возможностью делать добро людям»
Л. Н. Толстой
Цель: становление высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина Забайкальского края, принятие семейных ценностей, основанных на традициях Забайкальского края.
Задачи:
Образовательная: Формировать умение анализировать текст в его жанровом своеобразии, выражать свои мысли, оценивать свои поступки героев, делать выводы.
Познавательная: показать пример поведения в экстремальных условиях.
Воспитательная: на примере Данилки воспитывать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению жизненных трудностей.
Предварительное домашнее задание: исследования в группах
1) оглавление частей текста
2) наблюдение за изменениями в природе
3) сказочное и фантастическое в произведении .
Ход урока
1 Организация начала урока. Приветствие.
2. Мотивация деятельности: Анализ произведения - показатель вашей зрелости. Поэтому мы сегодня посмотрим, как вы умеете анализировать, выделять главную мысль, поднимаемую автором, высказывать свою точку зрения, аргументировать её.
Создание эмоциональной обстановки: песня на стихи Георгия Баля – поэта п. Жирекен« Забайкалье мое, Забайкалье»
Слайд №1. Эпиграфы.
Слайд №2 Герб Забайкальского края (Слайд №1)
2. Актуализация прежних знаний
У: Ребята, посмотрите на герб Забайкальского края, какой символ на гербе перекликается с произведением Е Куренного « Громобой-перо». Что это символизирует? Зачем на гербе стрела?
Деятельность детей на уроке:
Д: Лук со стрелой в когтях орла символизирует мощь и неприкосновенность восточных рубежей России, а положение лука тетивой вниз означает употребление его в оборонительных целях
У: Кому можно доверить стрелу, чтобы над нашим краем не разразилась война?
Д: В добрые надежные руки.
У: Можно ли доверить стрелу Данилке, герою произведения Е. Куренного
« Громобой - перо»? Давайте докажем, почему?
Деятельность детей на уроках. Работа по композиции произведения:
По иллюстрациям соберем сюжет произведения, выделим кульминационный момент. (На доске на магнитиках иллюстрации к произведению). Разделите на эпизоды повести и сказки (отбирают, на магнитах)
2. Этап усвоения новых знаний
Задача: исследование текста, умение подтверждать рассуждения примерами.
1.- Семейный совет (слайд№4)
Беседа.
Каким эпизодом открывается произведение « Громобой-перо»
( Работа 1 группы исследователей) Как назвала этот эпизод 1 группа?
-Семейный совет (Показ иллюстрации через проектор)
У: Какой вопрос вынесен на обсуждение?
2. Каким вы видите Данилку?
Д: Отец не хотел брать Данилку в тайгу, но сын обиделся, что к нему относятся как к маленькому, все-то за мужика не считают.
У: А можно ли назвать его мужичком.
Д: Да, он в тайге он бывал много раз. Еще совсем малого отец возил его летом на покос – в долину речки Серебрянки, за перевал. Потом стал брать и по ягоду, и на рыбалку, даже с ночевкой на берегу реки, у костра. А прошлой осенью, в эту же пору, показал, как надо рябчиков добывать, приманивая их в чаще манком-свистулькой. Данилка уже умел и на коне ездить, и хариусов легкой удочкой ловить. Он знал таежных зверей, птиц и не боялся ружейного выстрела. Тайга для него была, что дом родной Данилку.
У: Кто научил Данилку?
-Отец и мать.
3. Как говорит Данилка с родителями?
Д: Убедительно. Он уговорил отца взять его с собой, проявил настойчивость.
Д: Серьезно и самостоятельно. Нет боязни, он равноправный член семьи.
Вывод: Очень важно для маленького ребенка семья, чтоб его, такого маленького, серьезно воспринимали родители
-Является ли семья Данилки крепким тылом для него? Почему.
У: Какая атмосфера царит в доме Данилки? Какие черты характера родителей подчеркнем?
Д: Мудрость и сдержанность отца («А что, мать? Может, и правда пускай Данилка сходит со мной в тайгу, до моего зимовья? Пускай привыкает. Я его оттуда сразу отпущу. Дорога не такая уж дальняя. До захода солнца дома будет.»), беспокойство матери («Беспокоиться тут буду весь день, места себе не найду» ),
У: Какими чувствами проникнуто прощание?
Д: Мать - хорошая хозяйка, мать, жена ( «Сама она легла не скоро – когда и Данилке приготовила одежку в тайгу, и в избе прибралась, завела на завтра кислое тесто для оладьев. А поднялась – до рассвета, с петухами. Растопила печь, сварила картошки казанок, в большой чугунной сковороде нажарила оладьев на горячих углях, согрела самовар – охотников накормить-напоить на дорогу. И тогда только их разбудила». ), ответная похвала мужа за «пышные оладушки» (« позавтракали, похваливая пушистые оладушки, – а к ним была брусника, пересыпанная сахаром.») Является ли это примером для Данилки?
У: Был ли счастлив Данилка в семье? В чем было счастье его? (Обращение к эпиграфу)
Д: Атмосфера в семье проникнута взаимоуважением и любовью. Он счастливый ребенок.
2. В дороге (показ иллюстрации) Какие еще уроки преподал отец Данилке? ( Слайд №5)
Почему отец соскочил с коня?
Д: Это пример бережного отношения к животному.
Какой русской пословицей можно подписать эту иллюстрацию?
Д: За отцом как за каменной стеной. «Крепче держись»- чувствуется крепкая отцовская рука, что очень важно в жизни мальчика. На вопросы отвечает обстоятельно поясняя.
У: Кто присоединяется к нашим героям?
Д: Образ природы переплетается с настроением героев.
( Задание 2 группы) У: Как ведет себя природа? Она участник событий или равнодушный созерцатель?
« Из-за высокого хребта выглянуло, поднялось им навстречу яркое солнце. Под его лучами на деревьях и кустах, на сухой траве и теплых листьях так разноцветно и ослепительно засверкал утренняя изморозь, что Данилка стал жмурить глаза». Солнце радуется вместе с героями
« И тайга здесь была темная. Суровая. На пути возникали отвесные утесы и нагромождения камней» ( Предупреждение)
3.В охотничьем зимовье ( Слайд №6)
У: Какие уроки дал отец? (накормил коня, « в тайге надо спички при себе иметь»,) «Смотри внимательно, прислушивайся чутко –
и непременно увидишь и услышишь
что-то редкостное, необыкновенное») – (обращение к эпиграфу) А вы что заметили, дети? Были вы внимательными при чтении текста
Д: исследователи « Нахмурился осенний октябрьский день»….
4. Спасение изюбра (Слай№7)
Деятельность детей на уроке. Выразительное чтение отрывка (Стр. 15)
Осмелел Данилка, вышел на поляну. Приблизился к зверям и... остолбенел, пораженный тем, что увидел. Так вот оно что произошло, вот какая беда подстерегла изюбров. Сошлись они в поединке – оба матерые, гордые, ни тот ни другой не хотел уступить, – сшиблись изо всей силы, с налета, и от удара сцепились, намертво переплелись отростками высокие ветвистые рога. Сцепились так хватко, что не разнять. И уже не смогли расстаться, разойтись непримиримые соперники. И связала их с той минуты одна судьба: вместе мучиться, изматывать друг друга до последнего, а потом медленно умирать от жажды и голода»
У: Как поступил Данилка?
Деятельность детей на уроках. Оценка выразительного чтения-смайлик.
Д: Пересказ детей о спасении зверей
7) Только ли топориком помогал Данилка?
8) Как вы оцениваете поступок Данилки?
9) Как вы переживали этот эпизод произведения?
10. На кого оглядывался Данилка, когда спасал зверей?
( Примеры и уроки отца..) К вашим переживаниям присоединяется Иван Бунин. Послушайте, как перекликаются …
Деятельность детей на уроке. Стихотворение читает Голунов Максим
И Бунин « Густой зеленый ельник у дороги»
«Густой зеленый ельник у дороги
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг – прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон – и ветки,
Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, В избытке свежих сил,
В стремительности радостно – звериной
Он красоту от смерти уносил.
- Как эту красоту передает рисунок ученицы 6 класса МОУ СОШ п. Жирекен Мухиной Анны? (Слайд №8)
Вывод: Похож ли герой Данилка на Забайкальских мальчишек?
Похож. Наши мальчишки и девчонки летом косят сено, ходят за грибами и ягодами, на охоту, добывают орехи, ловят удочками рыбу, слушают крики журавлей, тушат пожары, спасают подраненных птиц. Помнят завет отцов: делай добро и будешь счастлив.
4. Куда попадает Данилка?
- В Воронье царство.
Подготовил ли нас автор для встречи со сказкой? ( Работа 3 группы)
Если ребята затрудняются, можно помочь наблюдениями учителя (таблица)
Вывод: Данилка не обращает внимания на природу, которая подсказывает ему, не пускает. Но он обязательно научится.
Деятельность детей на уроках Сценка: « В вороньем царстве»
Данилка: Заблудился я что ли? Где я?
ВОРОН: Стой, Ни с места. Ты обокрал нас. Ты отнял у нас добычу. Те два зверя были нашими, а ты влез не в своё дело и отпустил их. Ты помешал нам, оставил всех нас без еды. Ты вор и поганец. Мы тебя не простим.
Ворон 1: Не простим
Ворон 2: Ах, ты поганец!
Ворон 3: В яму его, в яму, пускай там гниет.
Ворон 1:Разодрать его на кусочки!
Ворон: Слушай! Ты пожалел тех зверей… Ты такой жалостливый и сердобольный? За это для меня и моей стаи будешь каждый день приносить мне печенку Я хочу каждый день есть горячую печенку. И запомни, если плохо будешь служить мне, то никогда не увидишь солнечного света, а если перестанешь жалеть их, я сделаю тебя своим другом и открою тебе секрет долголетия. Согласен? Говори сразу. Я ждать не люблю.
Данилка: Я согласен А как же я буду добывать зверей. С пустыми руками?
ВОРОН:Я дам тебе своё оружие…..
Данилка: Надо поглядеть, что это за перо и проверить. ( Бросает ).
Вот тебе раз. Ничего не произошло: ни грома не грянул, молния не сверкнула. Значит, ворон выдумал про волшебную силу. Нет ничего волшебного
Ворон1: Кидай, зверь идет!
Ворон 2: Зверь идет, кидай.
Ворон 3: Кидай, а то прозеваешь.
Учитель: Ребята, кинет Данилка перо?
- Нет.
Учитель: А кто придет на помощь? ( Ответы детей)
Синичка: Ни одна я, а с изюбром, которого ты спас. Что у тебя в руке?
Данилка: Громобой-перо.
Синичка: Постой-постой, про это перо я слышала от своей бабушки, а та от своей.
Послушай. Когда-то давным – давно в наших лесах жил охотник. Промышлял в лесу, делал для людей разные необыкновенные вещи. Эти вещи приносили людям радость и счастье.
Но стала являться набегами дикая разбойная орда. Они грабили деревни, убивали людей.
Пришли люди к охотнику и попросили его выковать им непобедимое оружие. Охотник придумал. Он сделал стрелу похожей на птичье перо, чтобы далеко летело.
Но случилась беда. Когда охотник пошел за голубицей–ягодой, вороны украли её у кудесника
Есть у громобой – пера секрет, заговор кудесник написал на листе бересты, где та береста- никто не знает.
Данилка: Как бы нам узнать про волшебный заговор.
Синица. Я всё узнала. Я проведала тайну громобой- пера у старого луня. Вот оно.
Тот будет повелевать сим оружием, кто возьмет его в руки не для разбоя, а для защиты людей, кто накалит его наконечник на своем огне и трижды произнесет: « Служи добру, а не злу»
Запомнил? Торопись. Видишь, сколько воронья поднялось. (Стреляет)
Так зачем же ворону понадобился Данилка? Почему он сам не воспользовался им?
Перо обретает волшебную силу только в СЛУЖЕНИИ добрых дел.
Учитель: Где же истоки смелого поступка Данилки?
-В семье, в примере отца.
- Когда счастлив человек? ( Обращение к эпиграфу.)
-Так какой же завет дает нам Куренной?
- Твори добро, а не зло.
У: Можно ли доверить громобой – перо Данилке?
Данилка - настоящий герой. Он не струсил, не повернул назад. Он понял, что кто-то попал в беду. И не важно кто: человек, птица, животное.. Бросается на помощь.
-Чьи уроки вспоминает Данилка в лесу?
- Доброта и забота о близких, воспитанная в семье, сразу проснулась в Данилке. Он помогал изюбрам и словом и делом.
Не испугался вступить в схватку с Воронами, хотя было и страшно и трудно.
У Данилки широкая и чистая душа. Ему можно доверить громобой-перо, он будет служить добру, а не злу.
Данилка-пример истинного забайкальца, любящего свой край, свою землю, готового защищать её.
Обращение к гербу Забайкальского края:
У: А доверил ли бы мастер громобой –перо лично тебе? (Дети оценивают свои поступки « Наверное, мне бы не доверили, я не такой смелый, как Данилка….»)
Доверят ли колчан со стрелами Вам, дети?
Рефлексия: Учащимся на память предлагается «корзина пожеланий», где написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию в семье, к добрым делам. Учащиеся вытаскивают листы из «корзины» и зачитывают их вслух:
Будь предан своей семье, избегай возможности предать её.
Будь верен и надежен.
Терпимо относись к чужим точкам зрения.
Воспринимай людей как равных себе.
Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
Умей прощать и не будь обидчив.
Будь уверен в себе и достоин своего дома.
Ставь интересы других людей выше собственных.
Проявляй Чуткость.
Умей контролировать свои желания и поступки.
Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
Стремись всё делать как можно лучше
Делай первым шаг навстречу, если возникнет ссора или конфликт.
В награду за работу получают смайлики (Слайд)
Приложение №1

Исследовательская работа по произведению Е. Куренного
« Громобой-перо»
Глава Изменения в природе Сказочное и фантастическое в произведении
« Громобой-перо»
Семейный совет
Дорога в тайгу « Из-за высокого хребта выглянуло, поднялось им навстречу яркое солнце. Под его лучами на деревьях и кустах, на сухой траве и теплых листьях так разноцветно и ослепительно засверкал утренняя изморозь, что Данилка стал жмурить глаза» « Вот где, наверное, живут медведи да Баба Яга с лешими, - подумал Данилка.- В этих камнях…»
« И тайга здесь была темная. Суровая. На пути возникали отвесные утесы и нагромождения камней» В охотничьем зимовье. «Смотри внимательно, прислушивайся чутко – и непременно увидишь и услышишь что-то редкостное, необыкновенное»
Дорога домой « Солнца не было»
« А небо хмурилось все сильнее. С туч заморосил мелкий холодный дождь»»
« В той стороне каркало воронье».
« Таинственная неодолимая сила влекла его»
« Впереди зловеще каркало вороньё»
Спасение изюбров « Снег повалил».
Снег падал густой и мокрый».

« Хмуро , неприветливо стало в тайге. Надвигалось ненастье». «Новой и загадочной казалась тайга»
Таинственная, неодолимая сила теперь уже влекла, подталкивала его туда»
«позатаились в невидимых и недоступных местах»
«нечистая сила, оборотень какой-то».
« За этими загадочными воротами».
«Это говорил ворон».
« И вдруг неведомая, шальная сила оторвала его от земли…»
В вороньем царстве
Необычная тайга - такой он ещё никогда не видел. Он стоял на склоне горы, под высоким утесом, а перед ним - и вдаль, и вширь - простиралась дремучая кедровая тайга. Да, кедровая, он сразу узнал. Но была она не зеленая, как на тех, знакомых Данилке хребтах, я черная. И стволы кедров, и ветки на них, и хвоя были черными, как воронье крыло. Неглубокий снег покрывал землю… А вдалеке – всюду поднималось высокие скалистые горы, тоже черные, неприветливые, чужие…»
«нахмурилась, потемнела без того черная земля»
Возвращение «Посветлело в просторной тайге» Приложение №2 -презентация