Классный час «Профессии под микроскопом»

Классный час
«Профессии под микроскопом»
(7 класс)
Цель: создание условий для обогащения представлений школьников о мире профессий.
Задачи:
Ознакомление обучающихся с понятиями мира профессий.
Выявление типа профессиональной деятельности у школьников.
Развитие познавательной и творческой активности подростков.

План
1. Вступительное слово.
2. Знакомство с основными понятиями, выполнение задания №1 на доске.
3. Знакомство с типами профессий, выполнение задания №2.
4.Тест: выявление типа профессиональной деятельности у школьников.
5.Упражнение: «Художники».
6.Итог урока.

1. Вступительное слово
Для большинства подростков вашего возраста, безусловно, еще рано выбирать профессию. Вам сейчас не обязательно выбирать профессию, но ориентироваться в различных сферах трудовой деятельности, иметь представление о профессиях и специальностях, конечно полезно. Сегодня мы попробуем определить ваши интересы.

2.Знакомство с основными понятиями.
Чтобы начать наш разговор, нужно знать такие основные понятия, как профессия, специальность, должность (поместить на доску). Что такое профессия? Слайд 1
Пример: учитель, инженер, слесарь, врач – это профессии. В современном мире под профессией понимают такое занятие человека, которое:
Требует специальной подготовки;
Практикуется человеком регулярно;
Служит источником средств к существованию.
Слайд 2
Специальность это вид занятий в рамках одной профессии.
Например, профессия врач. Специальности - врач-хирург, врач-терапевт.
Внутри одной специальности может быть еще более узкая специализация. Например, специальность хирург, специализация нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург и др.
Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую-то определенную должность на своей работе.
Слайд 3
Должность это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Например, врач – хирург может быть заведующим хирургическим отделением
При одной и той же профессии на одном предприятии человек может занимать одну должность, а при переходе на другое предприятие другую должность.
Примеры: директор, заведующий, глав. бухгалтер, прораб, нач. отдела.
Задание№1: на доске прикрепить на магниты карточки (смотреть приложение). Ученик выходит к доске и классифицирует их по профессии специальности и должности.
Карточки:
Профессия Специальность Должность
Инженер инженер – строитель главный инженер
Учитель учитель физики директор школы

2.Знакомство с типами профессий. ( Ч-Ч. Ч-З, Ч-ХО, Ч-П, Ч-Т, Ч – Сам человек)
В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессии.
Российский «Единый тарифно – квалификационный справочник» включает в себя около 7000 профессий и специальностей, но многие из них весьма редкие, и даже их названия порой воспринимаются как нечто анекдотическое (например, в этом справочнике есть профессия «заточник карандашей, стержней и палочек»).
Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.
Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.
По предмету труда (типы) - на что направлен труд.

Слайд 4
а) Предмет труда - техника, а система «человек-техника» (Ч-Т).
Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.
Слайд 5
б) Предмет труда - животный и растительный мир, а система «человек-природа» (Ч П).
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.
Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.
Слайд 6
в) Предмет труда – человек. Это профессии, связанные с работой с людьми.
Пример: учитель, продавец, психолог, менеджер, и т.д.
Слайд 7
г) Предмет труда – знак: схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек - знак» (Ч-Зн.).
Этот виды деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.
Слайд 8
д) Предмет труда - изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек - художественный образ» (4-Х).
Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.
Слайд 9
е) Предмет труда – сам человек. Это профессии, в которых основной труд сводится к самосовершенствованию, и деньги человек получает за демонстрацию того, что в итоге получается. Таких профессий немного, зато их представители часто находятся на виду у широкой публики. Например, это спортсмены, каскадеры, актеры кино и театра, певцы, фотомодели, цирковые артисты. Для успеха в этих профессиях нужен очень высокий природный уровень задатков и способностей в соответствующей сфере, желание и готовность демонстрировать себя, работая «на публику», а также тяга к самосовершенствованию, преодолению внешних и внутренних ограничений.

3. Слайд 10
Задание№2:
Обучающимся даны карточки с указанием типов профессий и перечнем профессий. Необходимо провести классификацию.
Автослесарь –
Модель –
Артист –
Психолог –
Стюардесса –
Ветеринар –
Летчик -
Профессиональный спортсмен –
Программист –
Юрист –
Лесник –
Инженер – строитель -
Дизайнер –
Бухгалтер –
Фотограф –
Писатель –
Модельер –
Садовод –

4. Анкета “Ориентация”
Цель: выявление типа профессиональной направленности.
Разработана Соломиным И.Л. и предназначена для диагностики профессиональных интересов, склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи старше 14 лет. Анкета позволяет определить направленность на ту или иную группу профессий, а карта профессий – проинформировать его о различных видах профессий, требованиях, предъявляемых ими к человеку и выбрать профессию из наиболее предпочитаемой группы.
Анкета “Ориентация” позволяет выявить профессиональные склонности обучающихся и их представления об имеющихся профессиональных способностях.
Профессиональные склонности – это желание человека заниматься определенными видами профессиональной деятельности, потребности быть профессионалом. Склонности характеризуются стремлением не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Склонности определяют привлекательность тех или иных видов деятельности, интерес к ним.
Профессиональные способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит возможность успешного освоения и дальнейшего осуществления профессиональной деятельности. Способности, в конечном счете, определяют умение овладевать профессиональными знаниями и навыками и выполнять соответствующую профессиональную деятельность.
Анкета состоит из двух частей: “Я хочу” и “Я могу”, процедура опроса 10-15 минут (работают в бланках приложение 2).
Инструкция. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 – вовсе нет;
1 – пожалуй, так;
2 – верно;
3 – совершенно верно.
Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

1
Обслуживать людей
Заниматься лечением
Обучать, воспитывать
Защищать права и безопасность
Управлять людьми
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


2
Управлять машинами
Ремонтировать оборудование
Собирать и налаживать технику
Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи
Заниматься строительством
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


3
Редактировать тексты и таблицы
Производить расчеты и вычисления
Обрабатывать информацию
Работать с чертежами, картами, схемами
Принимать и передавать сообщения
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


4
Заниматься художественным оформлением
Рисовать, фотографировать
Создавать произведения искусства
Выступать на сцене
Шить, вышивать, вязать
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


5
Ухаживать за животными
Заготавливать продукты
Работать на открытом воздухе
Выращивать овощи и фрукты
Иметь дело с природой
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


А
Заниматься ручным трудом
Выполнять задания
Выполнять работу по образцу, делать ксерокопии
Получать конкретный практический результат
Воплощать идеи в жизнь
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


Б
Заниматься умственным трудом
Принимать решения
Создавать новые образцы
Анализировать, изучать, наблюдать
Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3



Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками)
Инструкция. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего умения заниматься этим видом деятельности:
0 – вовсе нет;
1 – пожалуй, так;
2 – верно;
3 – совершенно верно.
1
Знакомиться с новыми людьми
Быть чутким и доброжелательным
Выслушивать людей
Разбираться в людях
Хорошо говорить и выступать публично
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


2
Искать и устранять неисправности
Использовать приборы,машины, механизмы
Разбираться в технических устройствах
Ловко обращаться с инструментами
Хорошо ориентироваться в пространстве
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


3
Быть сосредоточенным и усидчивым
Хорошо считать в уме
Преобразовывать информацию
Оперировать знаками и символами
Искать и исправлять ошибки
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1

2
2
2
2
3
3
3
3
3


4
Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи
Разбираться в литературе и искусстве
Петь и играть на музыкальных инструментах
Сочинять стихи, писать рассказы
Рисовать
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


5
Разбираться в животных или растениях
Разводить растения или животных
Бороться с болезнями, вредителями
Ориентироваться в природных явлениях
Работать на земле
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


А
Быстро выполнять указания
Точно следовать инструкциям
Работать по заданному алгоритму
Выполнять однообразную работу
Соблюдать правила и нормы
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3


Б
Создавать новые инструкции и давать указания
Принимать нестандартные решения
Легко придумывать новые способы деятельности
Брать на себя ответственность
Самостоятельно организовывать свою работу
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3



В первой части (“Я хочу”) обучающийся должен оценить по 4-бальной шкале (от 0 до 3 баллов) степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты является основной и предназначена для определения сферы профессиональных склонностей, интересов, предпочтений. Результаты первой части анкеты необходимы для определения наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.
Во второй части (“Я могу”) обучающийся должен оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения представлений обучающегося о своих профессиональных способностях, умения выполнять те или иные действия.
Обработка и интерпретация. Суждения в каждой из двух частей анкеты, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений подсчитывается суммарное количество баллов, выбранных учащимся, и эта сумма записывается в окне справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе обучающийся набрал максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенных от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку “предмет труда”: 1)человек-человек; 2)человек-техника; 3) человек-информация (знак); 4)человек – искусство; 5) человек-природа.
Группы суждений обозначенные буквами “А” и “Б” соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку “характер труда”: “А”- исполнительские, “Б”-творческие. Для каждого учащегося сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4, или 5) он склонен в наибольшей степени. Затем определяется преимущественная склонность к одному из двух классов профессий (А и Б). Примеры типов и классов профессий можно найти по карте профессий (см. Приложение).
Однако не всегда учащимся нравятся те виды деятельности, в которых он наиболее успешен. В этом случае, при не совпадении, учащемуся предстоит выбрать, ориентироваться ли на его “Могу” или на его “Хочу”. Следует получить более подробную и точную информацию о способностях учащегося так же и в том случае, если у него нет четко выраженных склонностей и интересов; если оценки профессиональных склонностей по анкете “Ориентация” не сильно отличаются друг от друга; если оценка наиболее предпочитаемого типа или класса профессий не превышает 4-5 баллов. Это может быть и тогда, когда клиент вообще не склонен заниматься каким-либо общепринятым видом деятельности.
Приложение
Типы
профессий
Классы профессий


А.Исполнительские
Б.Творческие

1. Человек – человек
Агент (рекламный, коммерческий, страховой, по недвижимости). Акушер; Горничная; Диспетчер; Инспектор (ГИБДД, по охране режиме); Кондуктор; Контроллер; Крупье; Массажист; Медицинская сестра; Милиционер; Официант; Охранник; Представитель (коммерческий, торговый); Проводник пассажир вагона; Продавец (продовольственных товаров, непродовольственных товаров); Санитар; Фельдшер
Воспитатель детского сада; Врач (всех специализаций); Гувернер; Дефектолог; Инспектор (участковый, уголовного розыска); Логопед; Менеджер (по рекламе, по персоналу, по продажам); Преподаватель; Психолог; Секретарь-референт; Следователь; Социальный педагог; Социальный работник; Юрист

2. Человек – техника
Аппаратчик; Арматурщик; Бетонщик; Водитель; Газоэлектросварщик, газосварщик, газорезчик; Гравер; Жестянщик; Каменщик; Кондитер; Маляр; Машинист; Механик; Монтажник; Наладчик; Оператор(автоматизированных линий); Пекарь; Печатник; Слесарь; Станочник; Ткач; Фрезеровщик; Штукатур; Электромонтер
Инженер-конструктор; Инженер – механик; Инженер-строитель; Инженер-технолог; Техник;

3. Человек – информация
Делопроизводитель; Кассир; Налоговый инспектор; Оператор ПК; Операционист; Почтальон
Аудитор; Банковский служащий; Брокер; Бухгалтер; Геодезист; Логистик; Маркетолог; Нотариус; Переводчик; Программист; Редактор; Товаровед; Экономист

4. Человек – искусство
Вышивальщица; Косметолог; Закройщик; Маникюрша; Парикмахер; Повар; Портной; Реставратор; Фотограф; Ювелир
Актер; Архитектор; Дизайнер; Журналист; Модельер; Музыкант; Художник

5. Человек – природа
Животновод; Зоотехник; Кинолог; Лаборант; Плодоовощевод; Птицевод; Пчеловод; Фермер
Агрогом; Ветеринарный врач; Геолог; Метеоролог; Фармацевт; Физик; Химик; Эколог



5. Упражнение: «Художники».
Ребята, определившиеся по типам профессий, объединяются в группы (Ч-Ч. Ч-З, Ч-ХО, Ч-П, Ч-Т)
Задание:
Подобрав профессию по данному типу, на листе бумаги нарисовать эту профессию. Когда задание выполнено, другие группы определяют, что это за профессии.
5. Рефлексия классного часа.
Итог урока.
Игра «Откровенно говоря.». Ребята рассказывают о том, что нового узнали о профессиях, начиная со слов «откровенно говоря я ».
Спасибо за работу. Спасибо за внимание всем присутствующим.










Заголовок 315