Конспект урока биологии Твоё первое исследование (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 9
Урок биологии в 5 классе на тему:
«Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»
Подготовила
учитель биологии МБОУ ООШ № 9
Демиденко Виктория Сергеевна
Проведен: 18.10.2016г.
Тема урока: «Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».
Автор УМК Т.С.Сухова; В.И.Строганов.
Цель: формирование навыков исследовательской работы через самостоятельное приготовление микропрепаратов; закрепить умения работать с микроскопом.
Задачи:
Образовательные:
научить учащихся готовить микропрепараты, работать с микроскопом, различать живое и неживое под микроскопом; дать понятие: хлорофилл.
Воспитательные
формировать у учащихся интерес к исследованию, познанию нового; воспитывать культуру поведения на уроке; самостоятельность; прививать интерес к изучаемому предмету; веру в собственные силы и жажду открытий.
Развивающие
развивать умения сопоставлять, анализировать познавательные объекты; способствовать развитию внимания; продолжить формирование навыков выполнения лабораторной работы.
Технология: технология учебного сотрудничества.
Тип урока: комбинированный
Оснащение урока: 
микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пипетки, вода, листья растений, компьютер, проектор, экранХарактеристика этапов работы.
Организационный момент включающий:
Цель
Проверка готовности обучающихся к уроку, их настроя на работу.
Цели для обучающихся:
1. Организовать обучающихся на предстоящую образовательную деятельность.
2. Создать положительную мотивацию.
Методы обучения: Словесный, обьяснительно-иллюстративный, методы мотивации (ориентация на предстоящую работу, личностная значимость изучаемого материала)
Урок спланирован на основе использования технологии учебного сотрудничества.
Форма работы: фронтальная
Время: 1-2 минуты.
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Цель: выявление уровня овладения имеющимися знаниями, подведение учащихся к формулировке темы и задач урока.
Время: 8 минут.
Форма работы: фронтальный опрос.
3. Поиск решения проблемы. Открытие новых знаний.
Цель: усвоение обучающимися знаний, добытых в ходе выполнения лабораторной работы.
Время: 15 минут.
Методы и приемы работы:
Лабораторная работа по инструктивной карточке.
Форма работы: парная.
Цель: научиться готовить микропрепараты и закрепить навыки работы с микроскопом.
4. Закрепление нового материала.
Цель:
1. Осмысление новых знаний и умений.
2. Систематизация и обобщение знаний.
3. Закрепление изученного.
Методы: беседа.
Время: 10 минут.

5. Рефлексия.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами.
Время: 4 минуты.
6. Домашнее задание.
Время: 1 минута.
Приветствие учителя.
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
(Психологический настрой учащихся на урок, на познание нового, ранее им не известного).
На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились, надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной.
Проверьте готовность к уроку биологии. На прошлом уроке мы изучили строение микроскопа, узнали все его части и предназначения.
Опрос по домашнему заданию.
Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора».

По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
Проверка.
А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно, без ошибок, закрасьте кружок красным
Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок синим.
Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок зеленым.
Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.
2.Рассказать о правилах работы с микроскопом, для этого выполним следующее задание: выберите верное утверждение.
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрение микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
(Курсивом выделены верные ответы).
Проверка.
А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.
Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок синим.
Если вы сделали 3-4 ошибки, закрасьте кружок зеленым.
Устный опрос:
1. Назовите общий признак всех живых организмов. ( клеточное строение)
2. Как удалось это выяснить? (благодаря изобретению микроскопа)
3. От каких органоидов зависит окраска органов растения? (от цвета пластид)
4. Как называются пластиды зеленого цвета? (хлоропласты)
5. Какое значение они имеют? (в них на свету в растении образуются органические вещества из воды и углекислого газа)
Как вы думаете, зачем на столах у вас лежит листочек зеленого растения? (будем рассматривать его под микроскопом)
Учитель помогает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока. (Учащиеся формулируют тему урока)
Чтобы изучать объекты под микроскопом, можно использовать готовые микропрепараты, которые готовят специалисты-микробиологи. Но важно уметь сделать препарат своими руками, чтобы изучать то, что тебя будет интересовать. Сегодня у нас урок-исследование, и очень важно научиться готовить препарат своими руками. Это позволит вам в дальнейшем самостоятельно проникнуть во многие тайны живой природы, невидимые невооруженным глазом.
Проведение лабораторной работы.
Лабораторная работа проводится учащимися по инструктивной карточке под руководством учителя.
Учащиеся находят под микроскопом пузырьки воздуха и сравнивают их с рисунком учебника и проводят взаимоконтроль.
Ребята готовят микропрепарат, рассматривают его под микроскопом и проводят взаимоконтроль.
1. Чтобы не принять пузырьки воздуха за живые организмы, рассмотрите их под микроскопом. Сравните увиденное с рисунком 18А, на с. 28.
2. Приготовьте самостоятельно препарат листа растения и рассмотрите его под микроскопом. Сравните увиденное с рисунком 18Б, на с. 28.
3. Оцените результаты увиденного и сформулируйте вывод, чем отличаются эти два микропрепарата. (Учащиеся записывают вывод проведенного исследования.)
Физминутка На горе стоит лесок(круговые движения руками)Он не низок не высок(сесть, встать, руки вверх)Удивительная птица подает нам голосок(глаза и руки вверх, потянуться) По тропинке два туристаШли домой из далека(ходьба на месте)Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»(плечи поднять)
Какие цвета вы встречаете в растительном мире?
Вы видите, что части растений имеют разную окраску. Какой цвет преобладает? Почему лепестки роз красные, а листья у них зеленые?
Раскрытие нового понятия.
Вы видите клетки, в которых есть уже известные вам органоиды зеленого цвета – хлоропласты. Но почему хлоропласты имеют зеленый цвет? Найдите ответ на этот вопрос, прочитав материал на с. 28. Оказывается, на свету в хлоропластах образуется особое вещество зеленого цвета – хлорофилл, который придает зеленую окраску не только хлоропластам, но и всему листу, состоящему из клеток с хлоропластами.
Лепестки роз красного цвета, потому что в них содержатся пластиды красного, то есть за окраску разных частей растений отвечают пластиды, которые могут быть разного цвета.
Подведение итогов проделанной работы.
Возможные вопросы для учащихся:
- как называются органоиды зеленого цвета (хлоропласты)
- почему хлоропласты зеленого цвета (в них содержится хлорофилл)
- какое значение имеют хлоропласты (окрашивают листья в зеленый цвет, улавливая солнечный свет; в них образуются органические вещества, необходимые для питания растения)
Ты доволен результатом своей работы на уроке?
- я многому научился, узнал много нового, буду применять полученные знания
- я многое узнал, доволен результатом
- я хорошо потрудился на уроке, но некоторые вопросы остались для меня непонятны- я недоволен результатом урока
Что нового узнали на уроке?
Понравилось ли проводить исследование?
Нужны ли подобные уроки?
Выставление оценок.
Домашнее задание: Параграф 8; вопросы на с. 29 (базовый уровень). Учащиеся записывают домашнее задание.
Объяснить: почему зеленый цвет растений – цвет жизни на земле? (повышенный уровень)