Урок литературы …все живое страдает одними и теми же страданиями…( По рассказу Л.Андреева Кусака, 7 класс

ТЕМА: « все живое страдает одними и теми же страданиями»
(По рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: аналитическая беседа.

Оборудование: демонстрация слайдов : тема урока; .эпиграф к уроку;
изображение домашних животных; портрет Л.Андреева;
план рассказа; изображение Кусаки; иллюстрации к рассказу;
задания по тексту; словарь.
Цели: 1. Познакомить ребят с новым писателем; рассмотреть тему, идею
произведения; выявить авторскую позицию.
2. Продолжать формирование навыка работы с текстом; развивать речь
учащихся, умение делать выводы.
3. Воспитывать добрые чувства к животным, ответственность.

Ход урока.

1. Слово учителя.
Дети, человек не одинок на планете. Рядом с нами живут братья наши меньшие – животные.( показ слайда). Наверняка, и вы можете рассказать о любимой кошечке, о ее фокусах, проделках и капризах; о собаке, которая появилась в вашем доме маленьким щенком и выросла в большого доброго пса, которого вы называете своим другом; о маленьком волнистом попугайчике, который будит по утрам вас своим щебетом и научился от вас разговаривать. Они живут рядом с нами, радуются, когда нам весело, грустят, когда нам плохо.
( слайд «Тема урока») « Все живое страдает одними и теми же страданиями». Сегодня мы поговорим об этом.
Я думаю, что вы будете активны, с интересом примете участие в нашем разговоре.
Леонид Николаевич Андреев – известный писатель начала 20 века. В молодости он жил трудно, очень нуждался. Писать рассказы начал рано. В них он пишет о равнодушии к людям и призывает к состраданию, к сочувствию обездоленным. Героями рассказов Андреева были не только взрослые и дети, но и животные. Нельзя без чувства жалости и сострадания читать рассказы «Петька на даче», «Ангелочек», «Друг». Все эти произведения необыкновенно правдивы и трогательны.
Л.Андреев прожил недолгую жизнь, он не дожил и до 50. Но о нем сохранились теплые воспоминания современников. Интересен рассказ о нем К.И.Чуковского.
2.Выступление подготовленного ученика.
3.Вопросы к учащимся.
- Какую черту характера Л.Андреева подчеркивает Чуковский в своих воспоминаниях? (о любви ко всему огромному)
- Как относился Л.Андреев к людям? (был гостеприимным хозяином, щедрым, любил людей)
4.Слово учителя.
Посмотрите на портрет писателя. Лицо его красиво и одухотворенно. Также прекрасна и его душа. Это мы узнаем по рассказам писателя, в них он выступал в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. И эпиграф к нашему уроку: «Это человек, который деятельно отзывался сердцем на чужие печали» (слайд 4)
Л.Андреев продолжил традицию русских писателей, написав рассказы о животных.
- Вспомните, ребята, какие писатели создавали произведения, героями которых были животные? ( Тургенев, Толстой, Чехов, ) В этих произведениях собака предстает как верный друг человека.
(слайд 6) Вы прочитали рассказ Андреева «Кусака». Понравился вам этот рассказ? Чем понравился? Что особенно запомнилось?
5.Беседа.
А теперь обратимся к тексту рассказа.
Сколько глав в рассказе? (пять)
События в рассказе происходят в разное время года. Пейзаж связан с состоянием и жизнью героини. Определите время года в каждой части, подтверждая описанием природы, и назовите каждую часть.
1. Зима. В одиночестве копила страх и злобу.
2.Весна. Приехали дачники.
3.Лето. Всей душой расцвела Кусака.
4.Осень. Дача опустела.
5.Кусака снова одна.
Составляя этот план, мы увидели, как построено произведение, как развиваются события.
Беседуя по любому произведению, мы обращаем внимание на портрет героев. Найдите описание Кусаки в начале рассказа. (слайд) (грязная, некрасивая)
- Как изменилась собака и почему? (Приехали дачники, встреча с Лелей)
6 .Задания на слайдах.
Задание 1.
А)Как в жизнь Кусаки постепенно вошла любовь?
Б)Что изменилось у Кусаки в отношении к людям?
( Она им поверила. У нее появились имя и хозяева).
Задание 2.
А) По-настоящему ли дачники – добрые люди?
Б) Что стало итогом их доброты?
(Собака опять осталась одна)
7.Слово учителя.
Обратите внимание, автор не раз подчеркивает, что люди добрые, и стали еще добрее. Но автор, заостряя наше внимание на этих словах, хочет донести до нас иронию. Ирония – одно из средств выражения авторской позиции. И смысл этой иронии понятен, когда рассказ дочитан до конца.
Вывод: хорошо быть добрым, когда это ничего не стоит. А как речь заходит о конкретной помощи, доброта куда-то исчезает. Дачники не думали о Кусаке как о существе, способном любить и страдать. Кусака была для них игрушкой.
Авторская позиция выражена четко – нельзя использовать животных как игрушку. «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Идея рассказа (главная мысль)- человек должен нести ответственность за судьбу существ, доверившихся ему. Отсутствие любви – это большое горе, но обманутая любовь- это трагедия для живого существа.
Л.Андреев старается вызвать у нас чувство сострадания ко всему живому, ибо « все живое страдает одними и теми же страданиями».
- Дети, а как поступили бы вы? (Ответы детей)
Если вы пригреете или накормите бедное животное, или хотя бы не обидите, значит, не зря написал свой рассказ Л.Андреев.
Дом.задание: Напишите свои мысли в отзыве об этом рассказе.