Урок литературы в 10 классе Введение. Своеобразие русской литературы 2 половины 19 века. Общая характеристика литературного процесса (состояние русской прозы, поэзии, драматургии).


№1. Орыс тілі 10 сынып Русский язык 10 класс
Тақырып\Тема: Русский язык в современном мире и Казахстане
Міндеттері\Задачи: 1.Познакомить учащихся со значением русского языка в современном мире. 2. Развитие познавательной деятельности учащихся 3.Воспитание любви к русскому языку.
Мақсат\Цель: Развитие познавательной деятельности учащихся (вовлечь весь класс в творческий поиск)
Сабақ түрі\Тип урока: вводный Әдіс-тәсілдер\Методы: информационно-сообщающий
Құрал-жабдықтар\Оборудование: цитаты на доске
Сабақ түрі\Ход урока
1. Организационный момент.
  Звучат стихи о русском языкеЯ ко всем наукам ключ имею.
Я со всей планетою знаком
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Слово учителя: Доказать правомерность этих цитат.
2.  На доске цитаты:
1)  Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара (А. Н. Толстой).
2)  Чужой язык распространяется не пожарами и саблею, а собственными обилием и превосходством (А. С. Пушкин).
3.  Слово учителя:
Русский язык издавна считается одним из важнейших и богатейших языков мира. В настоящее время в мире им владеют около полумиллиарда человек. Знание только русского языка или английского языка открывает доступ к 75-80% всей информации, существующей в мире. Как известно, русский язык является рабочим языком международных съездов, конгрессов, конференций. Еще в 1945 году ООН объявила пять официальных (рабочих) языков: английский, русский, французский, испанский и китайский. В 1973 году ООН признала шестым официальным языком арабский. На русском языке написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Русский язык изучается в средних и высших учебных заведениях десятков стран мира. В некоторых из них он является предметом школьного изучения. Кроме того, во всех странах созданы курсы по изучению русского языка. С целью обобщения и распространения опыта преподавания русского языка за рубежом в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), которая раз в три года проводит конгрессы МППРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных учителей русского языка журнал «Русский язык за рубежом».
По инициативе МАПРЯЛа в Москве раз в три года проводятся олимпиады среди школьников, на которых присутствуют ученики мира. В таких олимпиадах принимают участие делегаты из 60 стран. Из прессы видим, что сейчас в цивилизованном мире происходит своего рода «русский бум». В США, например, утроилось число школьников и студентов, выбирающих русский в качестве иностранного языка, в Италии удвоилось, аналогично во Франции, Испании, даже в далеких Австралии и Новой Зеландии. Увеличивается число изучающих русский язык в развивающих странах Африки, Азии, Латинской Америки.Мотивом свободного выбора русского языка в настоящее время становится нечто иное, чем просто отвлеченный интерес к русскому языку, - его изучение приобретают конкретные цели. Это и работа в совместных предприятиях, участие в тысячекратно увеличившихся обменах, это и желание самому следить за русскоязычными общественно - политическими публикациями, за научной информацией, за дипломатией. Вопросу изучения русского языка посвящен обзор политической карты мира – «Планета изучает русский язык».
4.  Делегаты «разных стран» читают подготовленные ими сообщения об изучении русского языка в странах мира.
Русский язык в Польше
Изучение русского языка во всех вузах и школах в качестве первого иностранного языка в качестве первого иностранного языка датируется гг. Он был введен как обязательный в школах Польши с 1 сентября 1944 года.
На сегодняшний день картина такова, что в начальной школе 61,1% учеников в качестве иностранного изучают русский язык. Что касается общеобразовательных лицеев, то там русский язык изучают 55,5% лицеистов.
Подготовка специалистов в области русского языка ведется в 11 университетах и в высших педагогических школах страны.
Преподавание русского языка в начальных школах начинается с 5 класса и продолжается в лицеях и профессиональных школах.
Учитывая возросший интерес к деловому общению, к установлению разного рода торговых и экономических контактов, филиал Московского института русского языка в Польше организует курсы «Русский язык для деловых людей». Широко изучается русский язык в странах Запада и Канаде, в США он преподается в 643 вузах и колледжах и в 620 школах, в Великобритании в 40 университетах и 802 школах, во Франции – в 24 университетах и 400 лицеях, в Индии он преподается в 40 университетах и 12 лицеях.
Распространение русского языка в странах Европы и Азии прослеживается с 11 века.
Русский язык в Китае
Русский язык, наряду с другими иностранными языками, как один из обязательных предметов изучается в средней школе Китая. С развитием экономических и культурных связей. КНР с зарубежными странами за последние 10 лет интерес у китайских школьников к русскому языку непрерывно растет. В Шанхае среди десятков академий, университетов, институтов есть такие вузы, выпускающие русистов – филологов. Русский язык как специальность изучается в двух вузах: Хуадинском педагогическом университете и Шанхайском институте иностранных языков.
Практикуются разные курсы русского языка. Кроме аудиторских занятий, существуют радиозанятия, которые более эффективны в деле популяризации русского языка. В назначенное время у радиоприемников сидят свыше 10 тысяч слушателей. Для желающих дополнительно организованы очное обучение (три академических часа в неделю) и консультация (раз в месяц).
Слово учителя. Почему изучают русский язык люди мира?
Русский язык отличается звучностью, мелодичностью. Это один из самых музыкальных языков. Еще в 1973 году известный немецкий правовед Рюдигер писал:«Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский».
«Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно и разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии».
(Проспер Мариме)
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…»
(А. Куприн)
Читается отрывок из 10 главы повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».
Чуден Днепр (при такой погоде), когда вольно и плавно (мчит сквозь леса и горы)полные воды свои…
Напевная ритмическая проза очень эмоциональна и наполняет ритм старинных украинских дум. Когда слышишь эти строки, чувствуешь величавое течение реки. Ритмичность здесь основана на соразмерности звуковых отрезков, тактов и чередований ударных слогов.
Далее читается стихотворение А. С. Пушкина.
Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Скопление сонорных звуков рил создает определенную инструментовку текста, его гармоничное «равновесие». Здесь главным образом, звонкий дрожащий и упругий звук (р) связывается в нашем сознании со значением торжественного звона, с радостью, хорошим настроением, вызванным солнечным морозным утром.
Звучат стихи о русском языке И. С. Тургенева
Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины – ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не
был дан великому народу!
Заключительное слово учителя
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает опять – таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!