Урок русского языка в 8 классе «Обособленные обстоятельства»


Тема: Обособленные обстоятельства.
Цель: развивать умение определять обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Задачи:
углубить представление учеников об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Вырабатывать пунктуационный навык.
Показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными.
Вырабатывать навыки выразительного чтения.
Ход урока.
I.Оргмомент.Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке присутствуют гости, которых мы рады приветствовать.
II.Целеполагание. 1.Прочитайте тему урока и определите ключевые слова. СЛАЙД 1
- Что значит понятие обособленные? (т.е. выделяются запятыми)
- С какими обособленными членами мы уже знакомы? (обособленными определениями)
- Расскажите, что вы знаете об обстоятельстве?
(второстепенный член предложения; отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? и т.д.)- Давайте вспомним, какими частями речи может быть выражено обстоятельство? (сущ., нареч., д/о, одиноч. дееприч.)
СЛАЙД 2
Задание: Прочитайте предложения, найдите в них обстоятельства. Определите, какими частями речи оно выражено?
Туман, / разлетаясь /, открывал зелень леса. (одиноч. дееприч.)
Корабль стоял в гавани. (сущ.)
Катер, / набирая скорость /, дал сигнал. (д/о)
Костер горел жарко. (нар.)
А теперь, еще раз посмотрите на предложения и назовите только те, в которых встречаются обособленные обстоятельства. (1, 3)

Молодцы! Сегодня на уроке у нас будет возможность научиться определять обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. А так же узнаем различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными.
Работа с таблицей.
Цель: Повторить признаки деепричастия.
Ознакомьтесь с таблицей. Вспомните, какая часть речи называется деепричастием, и какими морфологическими признаками обладает.
СЛАЙД 3
Вопросы по таблице:
Что обозначает деепричастие? (добавочное действие)
Признаки, каких частей речи объединяет? (глагол, наречие)
Какие признаки берёт от глагола? (вид, возвратность)
Какие признаки берёт от наречия? (неизменяемость)
От какой части речи будем задавать вопрос к деепричастию?
(от глагола)
Каким членом предложения является? (обстоятельством)
III. Закрепление материала:
1) Работа у доски: письмо с комментированием.
- Откройте тетради и запишите тему урока.
Ц.у. найти в предложениях обособленные обстоятельства, и определять, чем они выражены.СЛАЙД 4
Давайте вспомним расстановку знаков препинания при деепричастном обороте: (таблица вывешивается на доске)
хглагол, / -. - . -. -. -. -. -./ , х, / -. - . -. -. -. -. -./ , глагол
СЛАЙД 5
д/о
/Напевая какую- то песенку/, шофер уверенно вел машину.
один. деепр.
Казаки разъехались, / не договорившись /.
д/о
/ Обогнув высокий мыс/, пароход зашёл в залив.
д/о
Птицы весело щебетали, /радуясь первым лучам солнца/.
один. деепр.
Я , / крадучись /, подобрался к двери.
- Какой второстепенный член обособляется в этих предложениях?
(обстоятельство)
- Чем выражено обстоятельство в этих предложениях?
(д/о, одиночным дееприч.)
На доску вывешивается 1 часть схемы: обособл. обстоятоятельства.
IV. Физкультминутка.
Начнем с упражнений для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. – сидя на стуле. 1- голову наклонить направо, 2 – и.п., 3 – голову наклонить влево, 4 – и.п., 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6 – и.п. Повторить 3-4раза.
Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища.
И.п.- стойка, ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая скользит вдоль тела вверх. 3-4 – и.п., 5-6 –то же в другую сторону.
3. Упражнение для глаз.
Закрыть глаза и дать им отдохнуть.
На доску вывешивается схема:
Обстоятельства
обособляются:
Деепричастные обороты
Одиночные деепричастия не обособляются:
1.Наречия
(стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, крадучись и т.д.)2.Фразеологические обороты
(спустя рукава, сломя голову, затаив дыхание)

2.Работа с учебником. стр.
Ц.у. Прочитайте примечание после правила и ответьте на вопрос: «Какие обстоятельства не обособляются?»
На доску вывешивается 2 часть схемы: необособл. обстоятоятельства.
СЛАЙД 6
Давайте посмотрим, почему перешло в наречие.

Задачу я решил шутя. (наречное значение, можно заменить синонимом «легко»).
Смеясь и шутя, мы побежали к реке. (дополнительное действие, т.е. они «смеялись и шутили»; это деепричастный оборот).
СЛАЙД 7 (запись предложений)
1.Не вставайте, отвечайте сидя. (синоним «с места)
2.Махнем не глядя, как на фронте говорят. (вслепую)
3.Не рекомендуется читать лежа. («в горизонтальном положении»)
СЛАЙД 8
Вывод: Деепричастия, перешедшие в наречия никогда не обособляются.

СЛАЙД 9 (запись предложения)
Сережа бежал сломя голову. (фразеологический оборот)
- Назовите в этом предложении фразеологический оборот
- Каким наречием можно его заменить? (быстро)
- Обособляется фразеологический оборот в предложении? (нет)
Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой деепричастные обороты не обособляются.
3.Отработка полученных навыков.
Работа в парах. Игра «Крестики- нолики».
1
О 2
Н 3
О
4
Н 5
О 6
Н
7
О 8
Н 9
О
Ц.у. Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания. Если есть обособленный член предложения, то поставьте букву О в соответствующий квадрат, если нет- букву Н.
1. Мать несколько раз обернулась, взмахивая платком. (д/о)
2.Работал он не покладая рук. (ф/о)
3.Катер, набирая скорость, дал сигнал.
4.Не нужно было этого делать спустя рукава. (ф/о)
5.Месяц, золотясь, спускался к степи. (одиноч. деепр.)
6.Мы сломя голову неслись по ухабам. (ф/о)
7.Желтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы. (д/о)
8.Она сидела молча. (наречие)
9.Блестя на солнце, снег лежит. (д/о)
V. Подведение итогов. Фронтальная беседа.
- Какие обстоятельства называются обособленными?
- В каких случаях обстоятельства обособляются?
-В каких случаях обстоятельства не обособляются?
VI. Итоги. Рефлексия. Оценки за урок.
Сегодня на уроке я узнал…
Я научился на уроке…
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было…
На партах у вас лежат солнышки, но это солнышко не имеет черт лица, дорисуйте.

Если вам было комфортно на уроке ,то нарисуйте улыбку уголками губ вверх, если некомфортно ,то уголками губ вниз.
(Рисуют).