План урока самопознание на тему Социальные роли личности

Дата:
Тема: Социальные роли личности.
Ценность: ненасилие
Качества: следовать природосообразности, социальная справедливость, стремление быть полезным.
Класс: 11

Цель: Расширить представление учащихся об общечеловеческой ценности ненасилие через осознание социальной роли личности
Задачи:
Раскрыть сущность следования природосообразности.
Развивать потребность в проявлении социальной справедливости в повседневной жизни
Воспитывать стремление быть полезным в различных социальных проявлениях.
Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Проверка домашнего задания.
В. Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» устами одного из своих героев говорил:
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль
Учитель предлагает осмыслить предложенный отрывок и ответить на вопросы:
Почему Шекспир называет весь мир театром?
О каких ролях идет речь?
Учитель предлагает учащимся (работают в группе) рассмотреть портреты мужчин и определить их роли, записав их в виде кластера вокруг нарисованного силуэта человека на листе бумаги. После чего учащиеся озвучивают полученные результаты.

Учитель предлагает объединить в группы записанные роли:
Социальные (экономические, политические, профессиональные)
Социально-биологические (возрастные, национальные, брачно-семейно-родственные)

Вопросы:
Сколько ролей выполняет один человек?
Что является критерием его состоятельности в той или иной роли? (общественное мнение, общепринятые нормы данной роли)
Какие чувства испытывает человек, когда выполняемая им роль не совпадает с общепринятыми критериями роли? Приведите пример (ты плохой сын, дочь «У всех дети как дети, а ты», ты плохой ученик, ты плохой гражданин «Кто пойдет маршировать на параде в выходной день?» и т.д.)
Что происходит с человеком, который всеми силами стремиться выполнить свою роль? (насилие над собой).
Как этого можно избежать?
Примечания

Позитивное высказывание (цитата).
«Роль – не личность, а изображение, за которой она скрывается».
Алексей Николаевич Леонтьев
Вопросы:
Почему о сущности личности нельзя судить по ее роли?
Почему личность скрывается за ролью?
Как вы понимаете это высказывание?
В каком случае социальная роль не будет «маской» для личности? (если он это делает искренне). Приведите пример (положительный)



Рассказывание истории (беседа)
Притча «E-mail»
Один мужчина потерял работу. Через несколько месяцев упорных поисков он узнал, что в местном отделении Microsoft требуются уборщики, и предложил свою кандидатуру. Директор по персоналу провел с ним собеседование и поздравил, сказав: «Место за вами! Оставьте мне, пожалуйста, свой e-mail для того, чтобы я мог сообщить вам день и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] когда вы должны будете приступить к работе». Мужчина, смутившись, ответил, что у него нет e-mail'a; на что директор расстроенно произнес: Если у вас нет e-mail'a, виртуально вы не существуете, и мы не можем дать вам работу. Мужчина ушел расстроенный, в кармане у него оставалась только мелочь. Он немного подумал и пошел на оптовый овощной рынок и купил там 10 килограммов помидоров. И пошел он от дома к дому, предлагая свой товар. Меньше чем за два часа он удвоил свои деньги. Он трижды повторил эту операцию, поужинал в маленьком ресторанчике и вернулся домой с теми же деньгами, с которыми начал свой торговый день. Он понял, что так сможет выжить, и каждый день вставал все раньше, а возвращался все позднее. Так с помощью настойчивости и удачи он сумел купить маленький грузо¬вичок, который со временем поменял на большой грузовик. Через три года у него был уже свой небольшой транспортный парк. Через пять лет он стал хозяином одной из главных дистрибьютерских фирм по продовольственным товарам. Один раз он принимал у себя страхового агента и тот, по завершению беседы, попросил у предпринимателя его электронный адрес, чтобы переслать страховой договор. Хозяин ответил, что e-mail'a нет, и агент сказал: Если вы смогли возвести такую империю без своего представительства в интернете, то я даже не могу себе представить, что бы было, если бы оно у вас было! Бизнесмен ответил:Учитель не сообщает последнюю фразу притчи и предлагает учащимся досказать ее за героя.
Я был бы уборщиком в Microsoft.
Вопрос:
Почему мужчину не взяли на работу дворником?
Какой выход нашел герой притчи?
В чем заключался успех героя притчи?
Что помогло ему остаться в гармонии с собой?


Творческая деятельность, групповая работа.
Сочинить мораль притчи «E-mail» (5-ти минутное эссе).
После групповой работы учащиеся зачитывают результат, основой которого должно стать осмысление темы урока.


Групповое пение.
Песня «Будь самим собой»
Сюрпризов сказочных полным полна вселенная Она волшебная и не обыкновенная И кажется, что чудо рядом но порой Тебя из вредности обходит стороной И так просто до звезды достать рукой Если ты захочешь управлять судьбой На вопрос ответить сможешь не простой Быть самим собой Припев: Быть самим собой Быть самим собой Так бывает почему-то нелегко порой но Быть самим собой Быть самим собой Это классно, это круто Быть самим собой Необычайные большие приключения Нас ожидают за порогом без сомнения И можно в чудо превратить любой пустяк Лишь нужно дверь открыть и сделать первый шаг Можно в небе искупаться среди звезд и Поймать камету яркую за хвост, Чтобы радостью раскрасить день любой Просто будь собой Припев:


Домашнее задание.
Стр 55-56 стихотворение «Успех» Ирины Павлидис


Заключительная минута тишины.




Рисунок 215