Методическая разработка урока по обществознанию по теме Социальные группы и их классификации


Методическая разработка по обществознанию
«Социальные группы и их классификации»
Повторительно - обобщающий урок
Урок 17
Цель: Закрепить знания учащихся о социальных группах и их классификации; научить учащихся объяснять причинно- следственные и функциональные связи изученных социальных групп.
Тип урока - комбинированный
Повторить понятия: социальная группа, социальная сфера, социальное неравенство, класс, страта, социальная мобильность, семья как социальный институт.
Ход урока
План
1 Повторение терминов
2 Типы социальной стратификации.
3 Современная стратификация российского общества.
4 Социальная мобильность.
5. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.
Ребята, дайте определение, что такое группа?
Ответ: Группа – это посредник между огромным человеческим обществом и отдельным человеком. Группа – это некоторое количество индивидов, которые физически или пространственно находятся вместе.
В этом случае возникает вопрос: учащиеся одного класса или работники одного учреждения, которые после окончания рабочего дня уходят домой, они группа или нет? Если согласиться с данным определением, то нет. Назовите, что мы называем социальной группой?
Ответ: Социальная группа - это совокупность людей, каким – то образом взаимодействующих друг с другом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Ребята обратите внимание на доску. На доске написана схема. Определите, что эта схема обозначает:
Рабство
патриархальное классическое
Раб обладает всеми правами Раб не имеет никаких прав и младшего члена семьи считается собственностью
хозяина.
Ответ: типы социальной стратификации
Что можно отнести к типам стратификации?
Ответ: Каста - такая социальная группа (страта), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход из одной касты в другую не возможен.
Сословия – группа людей, которые обладают закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.
Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда. Ребята, начертите схему современной стратификации российского общества:
Ответ: Структура - элита;
-средний класс;
- бедные;
- ниже уровня бедности.
Общество считается тем благополучнее и развитее, чем большую часть его составляет средний класс (Швеция, Норвегия, Германия) по сравнению с другими классами.
Этническая структура (народы, нации).
Демографическая структура (возраст, пол).
Классовая структура (слои общества).
Профессиональная структура (профессии).
Все мы знаем, что переход с одного уровня социальной структуры общества на другой, повышение или понижение своего социального статуса, переход из одной группы в другую на одном уровне называется социальной мобильностью.
Можно ли назвать семью социальной группой?
Ответ: Семья – основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.     Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.     В отличие от психологии, изучающей семью как малую группу, социологию интересует выполнение семьёй функций, жизненно важных для всего общества.
Ребята, мы с вами закрепили тему. Сегодня мы попробуем на практических заданиях проверить, как вы усвоили материал.
Уровень ВВ1. Специфика заданий – выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц.
Примеры заданий
Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: сословия
Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: этноса/народа
Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Виды социальной мобильности
Наименование вида Его сущность
ВнутрипоколеннаяИзменение статуса в рамках одного поколения
... Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»)
Ответ: горизонтальнаяВ2. Специфика заданий – соотнесение видовых понятий с родовыми.
Примеры заданий
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма».Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.Ответ: социальная общность
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».Ассимиляция; расизм; дискриминация; стратификация; этническая чистка.Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.Ответ: стратификация
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт».Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.Ответ: реабилитация
В3. Специфика заданий – классификация путем установления соответствия.
Примеры заданий
1. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры социальной мобильности Виды социальной мобильности
А) увольнение работникаБ) переход из православной религиозной группы в католическуюВ) токарь стал инженеромГ) международный туризмД) переход с одного предприятия на другое
  1) вертикальная2) горизонтальная
А Б В Г Д  
           
Ответ: 12122
2. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки социальных норм Типы социальных норм
А) закреплены в принимаемых государственными органами актахБ) обеспечиваются общественным мнениемВ) основаны на понимании добра и злаГ) обеспечены государственным принуждениемД) обязательно имеют формальную определённость 1) моральные2) правовые
А Б В Г Д
         
Ответ: 21122
3. Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры, иллюстрирующие применение позитивных санкций Позитивные санкции
А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ»Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллегВ) научный сотрудник Б. получил на заводе премию за своё изобретениеГ) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наукД) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты1) формальные2) неформальные
А Б В Г Д
         
Ответ: 12112
Уровень СЗадания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания С1 и С2 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Примеры заданий
Прочитайте текст и выполните задания С1— С4Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <...> Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <...> Регулирование социально-экономических различий между социальными группам общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. <...> Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости.
(Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. — 2000, № 2. — С. 30–33)С1. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.С2. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.С3. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.С4. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.Ответы:С1. В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны.С2. Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.С3. Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.С4. В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.
С5 проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
Домашнее задание
1. Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье" (Д. Трамп).
2."Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми" ( И.С. Кон). Написать дома эссе.