Урок русского языка по теме: Непроизносимые согласные в корне слова

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области




Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Непроизносимые согласные в корне слова»


подготовила
учитель начальных классов
Уколова Галина Владимировна





п. Дубовое
2013


Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Цель:
Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
Задачи урока:
Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
I. Орг.момент
II. Постановка учебной задачи.
1. Каллиграфическая минутка.
На доске записаны буквосочетания: сн стн сн стн
- Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
- Какое сочетание произносится легче? Почему? (Три согласных произнести трудно).
2. Актуализация знаний.
- Что в слове главное? (Его значение)
- В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне)
- Какие орфограммы корня вам известны? (Орфограммы гласных и согласных)
- Назовите, какие способы проверки орфограмм гласных и согласных вы знаете? (Изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное)
-Ученик 2 класса Иванов Петя выполнил домашнее задание по русскому языку и просит вас проверить. Вы готовы?
«Мороз и сонце;
день чудестный!
Ещё ты дремлешь,
друг прелесный, -
Пора, красавица, проснись
(А. С. Пушкин)
- Прочитайте «про себя». Прочитай выразительно.
- Прочитайте ещё раз, исследуйте текст. Что интересного вы заметили?
- Так какая тема нашего урока? Какова цель урока?
3. Работа в парах.
- Сейчас поработаем в парах. Исправьте ошибки и запишите стихотворение в тетрадь. (первая пара работает у доски)
4. Фронтальная работа
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- Как можно проверить есть ли в слове непроизносимые согласные?
- Все ли согласные могут стать «невидимками»? (д, т, л, в)
- Как вы думаете, отчего так происходит, что согласные перестают быть слышимыми в некоторых словах?
- Для того, чтобы понять это нужно понаблюдать за словами, в которых есть непроизносимые согласные. Сейчас мы будем выполнять упр.1 на с 116. Работать будем самостоятельно, по вариантам. 1 столбик с проверочными словами записывает 1 вариант, 2 столбик - 2 вариант.
- Внимательно посмотрите на слова, которые вы записали. Подчеркните непроизносимые согласные и согласные, которые рядом с ними. Что вы заметили?
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)
-Назовите сочетания букв, которые нам встретились в этом упражнении. (стн, здн).
- Посмотрите на экран. Запомните эти сочетания слов. Придумайте в парах слова с данными сочетаниями.
5. Работа по поиску информации в учебнике.
А теперь возьмите в руки карандашики. Прочитайте важную информацию на с.116, делая пометки.
6. Работа в группах.
Нужно изменить словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

1 группа.
Хищник без жалости – (безжалостный хищник)
Листья капусты – (капустные листья)
Крик ярости – (яростный крик)

2 группа
Ночь со звёздами – (звёздная ночь)
Поступок чести – (честный поступок)
День радости – (радостный день)

3 группа
Ответ из уст – (устный ответ)
Счастье жизни – (счастливая жизнь)
Солнце утром – (солнечное утро)
III. Рефлексивно - оценочный этап.
(На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.)
- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и распределите все слова в три группы.
(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)
парный согласный
безударный гласный
непроизносимый согласный

мороз
дождь
хлеб
голодный
сосновый
веселый
местный
известный
радостный


- Как проверить написание парного согласного в корне?
- Как проверить написание безударного гласного в корне?
- Как проверить написание непроизносимого согласного в корне?
Домашнее задание
По выбору: выполнить упражнение 2, стр. 116 или написать рассказ, используя слова с непроизносимыми согласными.
VI. Рефлексия
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке.

Список использованной литературы

Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. – М: Вентана-Граф, 2011.
Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Русский язык: методические комментарии к урокам /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2011.












13PAGE 15