Технология подготовки вокального сольного концерта на тему любви


Содержание
Введение………………………………….…………………………….....…..3
Глава I. Теоретические основы подготовки и проведения сольного вокального концерта………………………………………….………...…5
1.1.Понятие и структура сольного концерта…………………….…….….5
1.2.Специфика концертно-исполнительской деятельности…………..…..12
Глава II. Технология подготовки вокального сольного концерта на тему любви………………………………………………………..…...…….15
2.1 Организация процесса подготовки вокального сольного концерта на тему любви………………………………………………………...……..…..15
2.2.Технология составления программы для сольного вокального концерта………………………………………………………………..……..16
Заключение……………………………………………………...…...……...29
Список использованной литературы…………….………………….….30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Никакая картина, никакое слово не могут выразить самое существенное и интимное состояние человеческого сердца, как музыка.
Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, осмысления красоты и глубины его любовных отношений. История развития человека как личности неразделимо связана с историей развития искусства и культуры. Духовные потребности населения на протяжении многих веков провоцировали модификацию, как отдельных видов искусства, так и методы его преподнесения в массы.
Наше исследование посвящено использованию музыкальных произведений композиторов разных эпох на тему любви в процессе подготовки сольного вокального концерта. Концертно-исполнительская деятельность – важная часть творческой работы студентов, которая является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Она предполагает овладение определенным комплексом теоретических знаний и практических умений, требует постоянного музыкального, интеллектуального и артистического совершенствования.
Цель работы вытекает из признания её актуальности — подготовить сольный вокальный концерт на тему любви. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что возникновение мировых классических шедевров инструментального и вокального искусства возможно посредством процесса демонстрации и трансляции темы любви в вокальных произведениях являющейся главной жизненной ценностью и материей не только в жизнедеятельности творческой личности, но и человечества в целом.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1.Дать характеристику понятия «концерт», рассмотреть виды концерта.
2.Разработать концертную программу.
3. Провести музыкальный анализ произведений.
4. Провести сольный концерт.
Объектом исследования является процесс подготовки сольного вокального концерта. Предмет исследования - произведения композиторов разных эпох на тему любви. Методы исследования: анализ и синтез специальной, методической, справочной литературы. Теоретическую основу нашего исследования составляют труды Кагана М.С. ,Кузнецова Е.М и Жаркова А.Д. Теоретическая значимость:  определены понятие концерта, его виды;  изучена технология  подготовки концерта;  раскрыта технология проведения сольного концерта.
Структура и объем курсовой работы определились с учетом цели и задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, и списка использованной литературы.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО КОНЦЕРТА
1.1.Понятие и структура сольного концерта
Концерт (лат. concertо — состязаюсь)  - публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных, балетных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
Сольный (итал. solo - от лат. solus - один) -  исполняемые одним певцом или инструменталистом (с сопровождением или без сопровождения) самостоятельная партия или эпизод произведения.
Концерт в Энциклопедическом словаре - (нем. Konzert - от итал. concerto, букв. - согласие, от лат.concerto - состязаюсь) - 1) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Для концерта типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.
2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
Сейчас остановимся на концерте в разные исторические эпохи. Несмотря на то, что корни концертной деятельности уходят в античность, современный концерт, составленный из разных жанров, возник относительно недавно.
Предшественниками концерта можно считать разные состязания в Древней Греции. Из исторических и литературных источников до нас дошли имена прославившихся греческих певцов Тернадо (676 г до н. э ), Стехизора, Ксенокрита, Клеомента, Теона и других.
В Средние века (до второй половины XVIII века) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, то есть рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц.
С появлением первых опер (в конце 16 века) вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов – любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий  из опер или танцев из балетов. Это давало возможность выявить и удовлетворить те стороны мастерства, те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления оставались так или иначе скованными.
Появление первых опер (16 в.) повлекло за собой формирование вокального искусства. Не смотря на то, что основы вокального обучения создавались с незапамятных времён, родоначальницей оперного пения в качестве вокального жанра является Италия. Яркими представителями, создателями мировой классической вокальной школы, педагогических традиций являются педагоги Мануэль Гарсиа (отец – великий тенор периода Дж.Россини) и Мануэль Гарсиа (сын).
В 16 веке европейская музыкальная литература обогатилась рядом интересных сочинений, в которых, наряду с общими теоретическими рассуждениями о музыке, приводятся высказывания о технике художественного пения, делаются попытки научного объяснения процесса звукообразования, появляются изложения первых методов обучения художественному пению как искусству.
Наиболее значительными работами в 16-ом и 17-ом веках, дошедшие до наших дней, были работы Джозеффо Царлино (16 век), Джулио Каччини (17 век), Оттавио Дуранте (17 век), Михаила Преториуса (17 век) и, конечно же Г.Панофки. Известна так же методика выдающегося французского певца Гароде, чешского педагога и певца Манштейна, итальянского певца и педагога Франческо Ламперти, Энрико Карузо и многих других.
Именно в Италии определилось в своих основных качествах искусство оперного певца как жанр. В Италии произошел отбор и типизация всех вокальных понятий. Из Италии вышли и удержались до сих пор во всем мире термины вокального искусства, определились и наметились основные элементы технологии оперного пения, такие понятия, как тесситура, дыхание, диапазон голоса, сольфеджирование, пассажи, трели, динамика звучания, регистры, интонации и вокализирование и т.д.
Родиной первых развлекательных концертных программ в помещения салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице) оказалась Англия.
Особенного расцвета концерт достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой концертов для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей. Первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными. Появление же на профессиональных подмостках других видов искусства можно связывать с возникновением концертных программ в драматических театрах (к. XVIII — н. XIX в.), где после сыгранной пьесы шёл дивертисмент, в котором артисты показывали концертные номера разных жанров.
В России в середине 20-х годов 19 века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом в Александровском в Петербурге  и в Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи и распевают популярные куплеты из водевилей.
В антрактах выступают самые знаменитые актеры, того времени. Например, известнейший актер Михаил Щепкин первым стал читать пред занавесом произведения А.С. Пушкина и Т.Г. Шевченко, басни И.А. Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров.
И еще очень важно, что выделялись и выносились на сцену лучшие, более удавшиеся монологи куплеты и другие фрагменты ролей. И этот естественный отбор постепенно превращался в новую форму искусства – концерт. Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор живут в концертных программах. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара прочно вошел в концертную жизнь. Без их выступлений не обходится ни один современный концерт.
Вряд ли многие люди знают сейчас, что слово вокзал, связанное со «встречами» и «отъездами», закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства, и притом искусства эстрадного. В 18 веке вокзалами назвали загородные сады с клубно-концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах концерты и дивертисменты со светскими танцевальными вечерами, и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из названия «Лондонский Воксал» -  столичного увеселительного учреждения.
В 40-х годах 19 века большой популярностью пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада и Сад искусственных вод. В садах и вокзалах были поставлены представления, построенные на фольклоре: танцах, песнях, обрядах некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестров, исполняющих танцевальную музыку. Пятнадцать лет на эстраде Павловского вокзала выступал австрийский композитор Иоганн Штраус. В эти годы им были созданы его лучшие произведения.
Эстрада вокзалов и садов развивалась в явно демократическом направлении, чем вызывало недовольство правителя Николая I. При Александре II  положение еще более ухудшилось. В 1862 году вышел указ, окончательно подчинивший концертное дело полицейскому надзору. Допускались только благотворительные концерты при императорском театре. Но благотворительные концерты сыграли немалую роль в развитии отечественной эстрады, хотя ее истинно народный характер был несколько приглушен.
Начиная с XX века «концерт» приобретает немного иное звучание. Так, например, Малая Советская Энциклопедия (3-е изд. 1959) включает в программу концерта «литературные, хореографические, а также сценические (вне театрального представления) произведения».
В Большой советской энциклопедии (3-е изд.) мы встречаемся с закреплением сегодняшнего понимания концерта. «Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе». Концерт сегодня стал самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной камерной симфонической музыки до жанров эстрадно-развлекательных.
Концерт – самая популярная и общедоступная форма культурно-досуговой деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного.
Рассмотрим классификацию концертов. Существует несколько видов концертов, но эта классификация, в какой-то степени, условная. В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую  из двух основных разделов: филармонического и эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим концертам или к эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:
- симфонические: концерты симфонического оркестра, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
- камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;
- концерты духовых инструментов, оркестров или ансамблей народных инструментов;
-концерты хоровых и танцевальных коллективов, хор, капелла, ансамбль песни и танца и т.д.
-концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов – концертмейстеров ансамблей и оркестров;
- музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистами, чтецами, артистами балета;
- концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающих исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
- концерты эстрадно-симфонических и эстрадных концертов, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
- концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
- концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
- концерты артистов разговорного жанра (артистов драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
- театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов, с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
- концерты коллективов народно-эстрадного жанра исполняющий легкий, развлекательный репертуар; - концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Утвердилась следующая классификация концертных программ (условная в какой - то степени):
По целевому назначению: текущие, отчетные, смотровые, праздничные, юбилейные;
По месту проведения: стационарные, выездные, гастрольные;
По составу участников выступлений: любительские, профессиональные, смешанные;
По числу участников: сольные (бенефисы), групповые, коллективные (одного кружка или студии), сводные и т.д.;
По составу зрителей: концерты для детей, ветеранов, для женщин и др.;
По способу построения программ концерты могут быть тематические, сборные (дивертисменты), театрализованные.
1.2.Специфика концертно-исполнительской деятельности
Специфика (от лат. specificus - особый, особенный) - отличительные, характерные особенности, присущие только данному предмету, явлению. Cпецифика в Большом Энциклопедическом словаре — (лат. Specificus - видоопределяющий, видовой) - то, что свойственно исключительно данному предмету или явлению; отличительные особенности чего- либо, своеобразие.
Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл.
Рассмотрим специфику подготовки и особенности концертно-исполнительской деятельности студентов.
К публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, поэтому каждый учащийся участвует в подобных мероприятиях во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, конкурсов. Такие выступления, конечно, приносят пользу, так как выполняют не только познавательную, но и воспитательную функцию. Они пробуждают у учащихся интеллектуальную, волевую и эмоциональную энергию, дух соревнований и формируют характер.
Психологическая подготовка не всегда позволяет исполнителю успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед публикой. Отсутствие у подавляющего большинства учащихся знаний о способах и приемах подготовки к публичным выступлениям препятствует планомерному развитию их профессионального мастерства и успешной творческой реализации в концертно-исполнительской деятельности.
Зачастую выступления перед аудиторией становятся настоящим испытанием «на прочность» даже для концертирующих исполнителей, не говоря уже о студентах. Поэтому необходимо овладеть механизмами самоконтроля, исполнительской волей, что в свою очередь является основой сценической культуры.
Самореализация студентов в открытых публичных выступлениях повышает результативность концертно-исполнительской деятельности. Специальная направленность таких выступлений является почвой развития у них необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкально - эстетической культуры. На подобных концертах коллективное творчество может снять с учащихся напряжение и страх за неправильно сделанное действие, способствует проявлению творческого потенциала участников в совместной деятельности. Учащиеся разделяют ответственность и подчиняют свои желания общим интересам, создавая атмосферу интеллектуального и творческого сотрудничества. 
Выводы:
Концерт (лат. concertо — состязаюсь)  — публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных, балетных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
Концерт самая популярная и общедоступная форма культурно-досуговой деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.
В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую  из двух основных разделов: филармонического и эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим концертам или к эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
К концертно – исполнительской деятельности могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей. Такие выступления выполняют не только познавательную, но и воспитательную функцию. Специфика концертно – исполнительской деятельности заключается в том, что выступления пробуждают у учащихся интеллектуальную, волевую и эмоциональную энергию, дух соревнований и формируют характер. Так же к специфике относится и психологическая подготовка. Ведь в стрессовой ситуации не всегда удается успешно осуществить свои творческие намерения выступления перед публикой.
Глава II.ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СОЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО КОНЦЕРТА НА ТЕМУ ЛЮБВИ
2.1.Организация процесса подготовки вокального сольного концерта на тему любви
Для организации любого концерта необходимо выделить несколько этапов. Это планирование; составления, обсуждения и утверждения программы; этап осуществления программы и этап подведения итогов и анализа результатов. Итак, рассмотрим первый этап подготовки концерта – этап планирования. Он включает в себя:
- Постановка цели и прогнозирование результатов.
- Создание оргкомитета (например, представители власти, руководители досуговых учреждений, спонсоры);
- Создание организационно – постановочной группы.
-Определение формы проведения программы, места и времени.
- Разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает.
Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы, репертуар.
Третий этап подготовки концерта – этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждена, появляется возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Нужно составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:
– работу с исполнителем или исполнителями;
– подготовку сценических площадок, их оформление;
– подбор и изготовление реквизита и костюмов;
– звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
– работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов).
После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта.
А после проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. В ходе этого этапа необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
В контексте нашего исследования мы подробнее остановимся на вокальном сольном концерте.
2.2.Технология составления программы для сольного вокального концерта
При составлении концертной программы нужно руководствоваться некоторыми принципами, закономерностями.
Так как концерт, рассматриваемый в контексте нашего исследования тематический, то есть посвященный одной теме – теме любви, то произведения, исполняемые в нем, должны быть выстроены по определенным признакам. Например, по хронологии или по фамилии и значимости композитора в мировой культуре и искусстве, или по содержанию произведений, или по жанру.
В данном случае произведения выстроены по жанру.
Первыми звучат оперные арии композиторов разных эпох и стран: Моцарта, Пуччини и Глинки, затем «Песня Сольвейг» из музыки к драматической поэме «Пер Гюнт» Грига, затем идет романс П.И.Чайковского «Я ли в поле да не травушка была» и завершает концерт русская народная песня «Волга-реченька».
Сейчас мы подробнее остановимся на демонстрации и анализе сольных вокальных произведений разных эпох на тему любви. И первым произведением, с которым мы ознакомимся, будет опера "Свадьба Фигаро" австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (27 января 1756 г. – 5 декабря 1791 г.).
Опера - любимый жанр творчества Моцарта. Он обращается к этому жанру всю жизнь. Первая опера - "Аполлон и Гиацинт"- написана в 11 лет, относится к жанру опера seria. Последняя - "Волшебная флейта" в год смерти, представляет собой жанр зингшпиля.
«Свадьба Фигаро» написана зимой 1785-1786 года. Она написана по сюжету знаменитой французской комедии Бомарше "Свадьба Фигаро" в жанре опера buffa, о чем свидетельствуют: бытовой сюжет оперы, сцены с переодеваниями, не узнаваниями, неожиданные столкновения персонажей, речитативы secco и др. Однако есть и элементы оперы seria, например, образ графини, который создан в духе опер seria, лишь в совместных сценах она превращается в буффонную героиню, и соглашается на проделки Сюзанны, также стоит упомянуть об образе Керубино, который в момент изъяснения с графиней тоже превращается в героя оперы seria.
Эта комедия была запрещена цензурой Вены, так в ней поднималась остросоциальная тема высших и низших слоев. Ввиду этого Моцарту и либреттисту оперы Лоренцо да Понте пришлось сгладить текст оперы, но главное было сохранено. Премьера "Свадьбы Фигаро" состоялась 1 мая 1786 года. Среди демократической публики она имела большой успех, но в аристократических кругах не получила одобрения, потому вскоре была снята с репертуара венского театра.
Структурно опера Моцарта соответствует типичным итальянским операм, она состоит из 29 номеров, соединенных между собой речитативами secco на фоне клавесина.
Также в опере появляются нововведения, касающиеся характеристики персонажей.
Рассмотрим арию Керубино из II действия.
Бомарше так характеризует Керубино: "прелестный шалун: беспокойное и смутное желание - вот основа его характера". В опере Керубино обрисован в двух ариях как пылкий юноша, ещё не способный разобраться в собственных чувствах, готовый влюбляться на каждом шагу. Речь юного пажа отличает внутреннее горение, не покидающее его волнение и смятение. Моцарт сохранил основные черты героя, но преобразил особой лирической наполненностью. Керубино получился облагороженным и опоэтизированным.
Ария написана в трех частной форме в тональности Си бемоль мажор. В мелодическом строе арии песенные обороты тесно переплетаются с мотивами "вздоха" и хроматическими мотивами "томления". В среднем разделе со слов Sento un affetto pien di desir в музыке отчётливо отражается постоянная смена настроений героя. Это происходит с помощью гармонической неустойчивости музыки, постоянного модулирования. Особенно обращает на себя внимание характерное для Моцарта чередование мажоро-минорных красок, ладовых подмен. Вот поэтический перевод арии:
Сердце волнует жаркая кровь...Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Слова иного я не найду,странно и ново то, что терплю.Это волненье - тяжко, легко ль -И наслажденье и вместе боль!
То задыхаюсь, то трепещу!Слов нежных, ласки жадно ищу!То жар опасный душу томит,то хлад ужасный кровь леденит...
Бледнею, таю день ото дня,чего желаю, - не знаю я.Но пусть страданья мне уж невмочь - хочу любить я и день и ночь!..Сердце волнует жаркая кровь...Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Моцарт изображает всё это в музыке. В этой арии найдено общее выражение нетерпеливого, тоскующего любовного чувства, порой прорывающегося жарким пламенем.
Ария может быть исполнена сопрано и меццо-сопрано. Трепетно- взволнованный характер арии и образ юноши Керубино требуют от вокалиста способности к перевоплощению, передачи любовных переживаний юного пажа. Изучение этой арии способствует выработки у вокалистов ровного певческого звучания и приобретения исполнительского мастерства. Следует обратить внимание на выразительность и динамику исполнения. Большой трудностью при разучивании арии является поступенное движение мелодии шестнадцатыми вверх и вниз с мягким и плавным выпеванием гласных.
Теперь обратим внимание на каватину Графини из II действия из этой же оперы.
Каватина – это ария, с которой герой впервые появляется на сцене. Каватина Графини – сложное в исполнительском плане произведение. Оно написано в жанре ламенто – жалобы, плача.
«Бог Любви, дай утешенье! Стонам горьким моим внемли!
Прекрати мои мученья или смерть пошли».
В арии рассматривается любовь, которую предали.
Супруг героини охладел к ней спустя год после женитьбы. Графиня Розина готова на отчаянный шаг лишь бы вернуть любовь своего мужа. Каватину исполняет драматическое сопрано.
Это произведение одно из наиболее часто исполняемых в репертуре вокалистов. При исполнении мы пытались передать всю сложность чувств героини. Сложность арии, состоит в определенном парадоксе – опера написана на итальянском языке, но опера эта немецкая, поэтому важна не только итальянская напевность, но и ритмово-темповая четкость. Также нужно следить за артикуляцией – все слова должны быть четко проговорены.
Автор определил для арии темп Larghetto – несколько скорее Largo; но в операх 18 века иногда применялось для обозначения грациозности. Именно для этой арии подходят оба определения – исполнить арию нужно серьезно, несколько величественно, но и при этом нежно, кротко. Ведь Розина обращается к Богу с просьбой.
Ария написана в тональности Ми- бемоль мажоре, что придает ей жизнеутверждающее начало.
Теперь обратим внимание на оперу «Джанни Скикки» итальянского композитора Джакомо Пуччини (22 декабря 1858 г. – 29 ноября 1924 г.)
Комическая опера «Джанни Скикки» — единственное сочинение этого жанра в его творчестве. В опере сочетаются яркие мелодии (например, ария Лауретты «O mio babbino care» — одна из популярнейших в мировом репертуаре) с выразительными и динамичными речитативами. Опера входит в репертуар крупнейших оперных театров мира.
В основе сюжета — строки XXX песни «Ада» из «Божественной комедии», которые посвящены плуту и обманщику Джанни Скикки, наказанному за свои грехи: он разыграл роль умирающего богача и от его имени составил подложное завещание.
Действие происходит во Флоренции в 1299 г. Умирает богатый старик Буозо Донати, завещав свое состояние монастырю. Обманутые в своих ожиданиях наследники решают призвать на помощь плута Джанни Скикки, который и сам кровно заинтересован в наследстве: его дочь Лауретта — невеста Ринуччи, племянника Буозо. Так как никто в городе еще не знает о смерти старика, Джанни ложится в постель, изображая больного богача, и велит привести нотариуса. Мнимый Донати диктует ему свою последнюю волю, завещая все имущество... Джанни Скикки, то есть самому себе. Наследники снова обмануты, но вынуждены молчать: разоблачение их участия в подлоге грозит суровым наказанием. Скикки выгоняет их и благословляет брак дочери с Ринуччи.
«Джанни Скикки» — единственная комическая опера Пуччини, блестящий пример современной оперы-буффа. Выразительнейший речитатив, бьющий ключом мелодизм, острая характерность, стремительный темп отличают ее музыку.
Ария Лауретты «O mio babbino care» — одна из популярнейших в мировом репертуаре.
Ария полна страсти юного пылкого сердца и нежности к своему возлюбленному. Девушка готова на смерть из-за своей любви. Она открывается в своем чувстве отцу –
«О, мой отец бесценный! В сердце такая мука!
Ринуччио подарила я и любовь, и руку!
Да-да, мы обручились! Если ж мечтам не сбыться,
пусть в пучине Арно гибнет мой труп безгласный.
Томлюсь и страдаю я, ужели я умру? О, пожалей меня!»
Ария написана в тональности Ля-бемоль мажор. Темп исполнения медленный.
Особую роль в исполнении играет динамический компонент. При разучивании арии мы опирались на исполнение Монсерат Кабалье.
Особую сложность для вокалистов представляет фразировка этой арии (довольно сложная, исполнение легато, певческое дыхание) и чистота интонирования. Большую роль играет и согласованная работа с концертмейстером.
Теперь перейдем к творчеству великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857). Он был гениальным композитором, основоположником  оперной и симфонической  русской классической музыки, как и А.С. Пушкин в русской литературе и поэзии. Талант М.И. Глинки созревал и сформировался в послевоенный период победоносной войны с Наполеоном в 1812 году. Он воплотил  и поднял на более высокий уровень музыкальное творчество  своих предшественников. 
Вернувшись в Россию в 1834 году, композитор воодушевился темой, предложенной В. А. Жуковским. Сюжет был посвящен подвигу костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века. Заметное влияние на трактовку образа главного героя оказала стихотворная дума Рылеева «Иван Сусанин», в которой трагедия народного героя тесно связана с общенародной судьбой.
Один из самых задушевных и трогательных номеров оперы - это «Романс Антониды».
Характеристика Антониды связана с традициями ранней русской оперы. Светлый и поэтический образ простой русской девушки у Глинки впервые приобрел законченное и цельное воплощение. Его Антонида, любящая и верная, открыла собой галерею прекрасных, возвышенных женских образов, созданных русскими композиторами классиками. Пленительный облик юной героини по - разному раскрывается в ариях, сценах, ансамблях этой оперы: все переживания об отце, о судьбах родины переданы в простом и задушевном романсе «Не о том скорблю подруженьки».
С большой утонченностью и грацией композитор претворяет в ее вокальной партии знакомые обороты бытовых романсов и песен того времени. Романс написан в простой песенно-романсовой форме в тональности соль – минор. Здесь композитор не выходит за рамки бытового романса.
В этом романсе Глинка не стремится к усложненной фактуре и внешней виртуозности. Партия фортепианного сопровождения сведена до минимума, отличается чистотой и плавностью голосоведения, изяществом выразительных деталей. Мелодию романса отличает благородная простота. Но при кажущейся простоте выразительных средств, исполнение данного произведения требует от вокалиста высокого мастерства. В романсе широко использованы самые разнообразные приемы исполнения: широкая кантилена, гибкая декламация, тончайшие нюансы в градации звука и тембрового контраста.
Теперь перейдем к произведению Эдварда Грига «Пер Гюнт». Действие поэмы охватывает время от начала до 60-х гг. XIX в. и происходит в Норвегии. На свадьбе незваного гостя встречают в штыки. Девушки не идут танцевать с ним. Пер сразу отличает среди них Сольвейг, дочь крестьянина-сектанта из переселенцев. Она так прекрасна, чиста и скромна, что даже ему, лихому парню, боязно к ней подступиться. Его изгоняют из села и он уходит в лес.
Песня Сольвейг из музыки к драматической поэме «Пер Гюнт»
Песня Сольвейг представляет собой разговор девушки с самой собой – она решает ждать любимого всю жизнь, пока он не вернется из своих странствий. Любовь Сольвейг – чувство очень чистое, искренняя. Героиня предстает нам набожной юной девушкой, которая решилась на опрометчивый поступок из-за любви к Пер Гюнту – она ушла из дома в лес, куда был изгнан Пер.
Пер, ушел странствовать, оставив девушку в лесах. Но Сольвейг верит в то, что он вернется.
«Зима пройдет и весна промелькнет.
Увянут все цветы, снегом их заметет.
И ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.
Ко мне ты вернешься, полюбишь ты меня.
От бед и от несчастий тебя укрою я.
Если никогда мы не встретимся с тобой,
То все ж любить я буду тебя, о милый мой!»
Эталоном звучания этого произведения Сара Брайтон и Анна Нетребко. Их исполнение отличает эмоциональность, искренность и теплота исполнения. Главную трудность составляет вокализ между куплетами – в нем есть смена метра – с 4/4 на 3/4, смена тональности и октавный скачок. Также вокализ написан сложным ритмическим рисунком.
Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор. Вершина, кульминация русской романсной лирики – творчество П.И. Чайковского. Камерное вокальное творчество композитора – эмоциональная доминанта вокальной лирики, лирический дневник, на страницах которого мы встречаем страстную жажду счастья и горечь несбывшихся надежд, чувство острого душевного разлада и неудовлетворенности, все усиливающийся контраст между высокими порывами к идеалу и однообразной серой действительностью. Основная часть вокального творчества Чайковского относится к области лирики и связаны с темой любви во всем богатстве положительных и отрицательных человеческих чувств и настроений. Композитор выделяет в том или ином поэтическом тексте, прежде всего доминирующий психологический мотив, находит соответствующую ему музыкальную интонацию, которая становится основой целостной композиции. Форма романсов определялась во взаимодействии поэтического и музыкального начал с обязательным внимание не только к вокальной, но и фортепианной партии. Искренность, выразительность музыкальных образов, яркость интонаций и интенсивность их развития, богатство фортепианной партии, а главное воплощение чувств, владеющих каждым человеком, делают лирический дневник этого композитора одной из самых популярных и любимых областей его наследия.
Соответствие музыки Чайковского характеру текста прекрасно иллюстрируется следующим романсом звучащим как истинно народная песня. Романс на стихи поэта Ивана Сурикова называется «Я ли в поле да не травушка была», где Чайковский обращается к излюбленной теме женской судьбы, девичьих мечтаний, безжалостно и грубо разрушаемых жизнью. Этот романс близок протяжным крестьянским песням и жизненная судьба девушки сопоставляется с образами природы: скосили зеленую травушку, сломали и связали в жгутики калинушку — неволей повенчали девушку с немилым.
Романс-песня «Я ли в поле да не травушка была» написан в вариационно-куплетной форме с рефреном, но у Чайковского, вариантно-куплетное повторение не исключает и единой линии драматического развития с кульминацией в конце песни. Достигается это композитором, во-первых, благодаря изменениям фактуры фортепианной партии в различных куплетах (аккордовый склад в первом и втором куплетах, арпеджированный — в третьем); во-вторых — изменениями в мелодии (рефрен третьего куплета песни, где предельно расширяется и общий диапазон (до ля второй октавы)). С народно-песенным типом мелодического развития роднит этот романс-песню также свобода метра (переключение с 4 на 2) и инструментальные отыгрыши у фортепиано, напоминающие звучание народных инструментов, тоже вариантно развивающиеся в каждом новом куплете.
В вокальной партии романса тонко сочетаются напряженные речитативные интонации с мелодически распевными. И задача исполнителя услышать и понять сплетение этих линий.
Интерпретация романса потребует от вокалиста тонкой эмоциональной чуткости, интеллекта и широкой культуры исполнения. Необходим серьезный анализ музыкального содержания романса, внимательное прочтение нотного текста. Особого внимания требует чтение текста с точки зрения синтаксиса музыкальной речи, а также выбор соответствующего замыслу темпа. Роль фортепиано в вокальной лирике Чайковского очень велика и выступает как равноправный партнер исполнителя.
А Русская народная песня «Волга – реченька» в обработке А.Семенова с первых звуков подкупает своей искренностью. Героиня, раскрывая свою душу, рассказывает свою непростую девичью историю о ветреном возлюбленным реке Волге.
Такой сюжет мы часто можем встретить в народных песнях. Как течет вода, так и течет время, которое смывает боль с души. С чутким вниманием композитор отнесся к интонационной и тесситурной стороне вокальной мелодии, подчиняя ее развитие поэтическому тексту, проявляя внимание к ладогармонической экспрессии, обогащая ее тонкими эмоциональными нюансами. Песня написана в простой куплетной форме, в тональности ре минор. Партию фортепиано композитор обогащает приемами драматической выразительности, приобретающими значение в развитии музыкального образа. Интерпретация песни требует от исполнителя большой артистичности, эмоциональности, чистоты исполнения, согласованной работы с концертмейстером.
Выводы:
Для организации любого концерта необходимо выделить несколько этапов. Это планирование; составления, обсуждения и утверждения программы; этап осуществления программы и этап подведения итогов и анализа результатов.
При составлении концертной программы нужно руководствоваться некоторыми принципами, закономерностями. Произведения в концерте могут быть выстроены по хронологии или по фамилии и значимости композитора в мировой культуре и искусстве, или по содержанию произведений, или по жанру. Так же они могут быть выстроены по «нарастающей», то есть произведения,  восприятие которых вызывают бурную реакцию слушателей, исполняются ближе к концу программы. Психологией установлено, что лучше всего закрепляются в памяти и производят самые яркое впечатление начало и конец  любого воздействия на психику человека.  Поэтому при организации концерта открывают и закрывают концерты  наиболее выигрышными произведениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концерты сопровождают нас с самого рождения и до сегодняшних дней, приобретая разные формы, видоизменяясь, но суть и значение для культурного воспитания не теряет. Значимость концертов связана также и с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности.
Подготовка и проведение сольных концертов способствует формированию у студентов таких качеств как: инициатива, целеустремленность, настойчивость, ответственность, способность к сотрудничеству, выступлению на конкурсах разного уровня, формированию исполнительских компетенций студентов при подготовке творческих проектов с целью пропаганды музыкального искусства.
Сольный вокальный концерт – это итог и качественный показатель деятельности студента, педагога и концертмейстера. В сложном процессе создания концерта синтезируются разные виды искусства. Поэтому концерт – важное событие в творческой жизни многих исполнителей.
Взгляд на концерт, как на деятельность открывает возможность по-новому взглянуть на мир. Следует искать новые подходы к организации традиционных, «старых» форм досуга, в том числе и концертов. Концерты имеют большое социально-культурное значение, т.к. объединяет одной целью большое количество людей.
Цель работы достигнута. Поставленные задачи раскрыты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е издание перараб. И доп. – М.: Изд-во МГУК ИПО «Профиздат», 2002.
Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление  культурными процессами. – Москва, 1998.
 Викторов А.В. Начинаем эстрадный концерт. М., «Знание» 1974
 Щербаков Г.А. Концерт и его ведущий. М., «Сов. Россия» 1974
 Иконников С.Н. Клубоведение. М., «Просвещение», 1980  
Акимова JI.А. Социология досуга: Учеб. пособие / JI.A. Акимова М.: МГУКИ, 2003.  
Актуальные проблемы социально-культурной деятельности/ Ред. кол. Т.Г. Киселева (отв. ред.), Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов: Сб. статей. -М.: МГУКИ, 1995.
 Жарков А. Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен Текст. / А. Д. Жарков // Вестник МГУКИ, 2003.  
Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красильников. М., МГУКИ, 2001.
 Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научн. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.: МГУК,1998.
 Анашкина Г.И. Задачи профессиональной ориентации будущих работников культуры. / Г.И.Анашкина. ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1983.
 Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.
 Вершковский Э. В.«Режиссура массовых представлений». – Л.,1977 г.
 http://www. studentu. ru  
http://www. teatr-igry. ru  
 Малюга Ю. Я. Культурология. М.: «Инфра-М»,1999.
 Марков О. И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба /О. И. Марков. – М.: Просвещение, 2008.
Технология подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях на http://refleader.ru/
http://www. Wikipedia.ru
Оперные либретто /И.Уварова. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.
Каган М.С. Морфология искусства. – Л., 1972. – С. 241.
Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. – М., 1959. – С. 219.
Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Часть II. .- М., 2004.