Конспект внеклассного занятия по окружающему миру на тему «Откуда пришла книга»


Внеклассное мероприятие
«Откуда пришла книга»
Цель: познакомить детей с процессом изготовления книги
Задачи: 1. приобщить детей к чтению книг
2. развивать словарный запас, устную речь
3. воспитывать чувство бережного отношения к книгам.
Ход мероприятияОрганизационный момент.
Здравствуйте ребята, тема нашего занятия «Откуда пришла книга»
Внимательно посмотрите на доску.
слайд 2
- Назовите предметы, которые вы видите на экране.
- Все предметы разные, но что их объединяет? (Сделаны из дерева)
слайд 3
- Послушайте загадку:
Хоть я не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговариваю с вами
Всем понятным языком.
(Книга)
- Сегодня мы узнаем, как делают книгу, какой путь она проходит, прежде чем оказаться на книжных полках в магазине, в библиотеке.
слайд 4
Рассказ учителя: Однажды вечером вернулся с работы отец и принёс сыну новую книгу. Сын долго рассматривал картинки. На одной из них было нарисовано дерево, а рядом с ним — дом, ложки, шкаф, гитара, книги, шахматы.
А что нарисовано на этой картинке? — не понял Серёжа.
Папа объяснил, что всё это сейчас делают из дерева.
Из дерева? — удивился Серёжа. — Неужели и эта книга... из дерева?
Откуда пришла книга? Конечно, книги не растут на дереве
ответил отец. — И всё-таки, жизнь любой книги начинается в лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной. Шли годы. Верхушки сосны тянулись к солнцу.
слайд 5Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами – тросами. Потянет вездеход тяжёлую ношу к реке.
слайд 6
Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней брёвна. Порой брёвна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса следят сплавщики. Сильные, храбрые, умелые люди.
слайд 7
И вот стволы продолжают путь по широкой дороге. Дорога приведёт стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Стволы переходят из цеха в цех.
Деревья распиливают и измельчают в опилки. Дальше – варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на тесто.
слайд 8
Машины раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бумага выползает бесконечной лентой из машины и сматывается в огромные рулоны. Из рулонов делают книгу.
- А как из рулона книгу делать?
- До книги ещё далеко. Ведь её надо написать. А написать хорошую книгу совсем не просто. Прежде всего, для этого нужны способности, нужен талант, а кроме того, нужно много ездить и много видеть. Труд писателя считается одним из самых сложных. Недаром на обложке каждой книги, большой и малой стоит фамилия её автора.
слайд 9
- А чтобы книжка была красочной, необходимо поработать профессионалам - ХУДОЖНИКАМ
слайд 10
Давным – давно книга писалась и рисовалась от руки. Ценилась очень дорого, так как создавалась медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже).

Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
Люди задумались: «Книгу хотят прочесть многие. Как размножить книгу?» Теперь книгу не переписывают, а печатают в типографии.
слайд 11
Типография – книжная фабрика.
И вот, наконец, наступил этот срок, Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
слайд 12
Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку. Библиотека — слово не русское. Оно состоит из двух слов «библио» и «тека».
Библио — означает книга, а тека — хранилище. Если это слово перевести на русский язык, получится книжное хранилище или хранилище книг.
Книг в библиотеке очень много. Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно. А в магазине книгу можно только купить.
Учитель:
Прежде чем книга окажется на книжных полках в магазине и библиотеке, она проходит большой путь. В этом ей помогают люди разных профессий. Это огромный труд людей, который вложен в каждую книгу и мы должны уважать их труд, беречь книгу.
● Чей труд вложен в подготовку каждой книги? Какие профессии
людей вы запомнили?
● Как вы понимаете слова: «Жизнь любой книги начинается в лесу»?
● Как называется книжная фабрика, где печатают книги?
Практическое задание:
- Ребята, сейчас вы попробуете создать книгу.
Класс делится на 3 группы (профессии):
- типографские рабочие (складывают листы)
- художники (оформляют)
- писатели (придумывают текст)
Каждая группа выходит и объясняет, что она делала.
- Почему книгу надо беречь? (в создание книги вложен труд многих людей)
слайд 13

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ
На книжку, учебник одевай обложку.
Имей закладку.
Не рисуй на страницах.
Не рви, не загибай страницы.
Если книга порвалась – подклей её.
Рефлексия:
-Ребята, вам понравилось занятие?
-Расскажите, что вам больше всего запомнилось.
слайд 14 Наше занятие окончено: БЕРЕГИТЕ КНИГУ, КНИГА – ТВОЙ ДРУГ.

Источники информации:
1. Интернет – ресурсы
2. Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня.