Проект по нетрадиционным техникам рисования


МКДОУ «Новоперуновский детский сад»

Педагогический проект

Проект разработала:
Воспитатель
Кузнецова А.А.
МКДОУ «Новоперуновский Д/С»
Тальменского района
Алтайского края
«Источники способностей
 и дарований детей -
на кончиках их пальцев…»
(В.А. Сухомлинский)
Развитие творческих способностей
через нетрадиционные техники ИЗОдеятельности.
Актуальность:Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. 
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, обыгрываются сюжеты будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха. Перед началом реализации проекта я провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. На данном этапе я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности:
экспериментирование, творческая деятельность, игровой уголок.
Именно потому, у педагогов возникла идея реализации художественно – творческого проекта «Творческие пальчики».Работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строим на следующих принципах: •От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.•Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.•Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
К нетрадиционным техникам рисования относятся:
тычок жесткой полусухой кистью,
рисование пальчиками,
рисование ладошкой,
оттиск пробкой,
оттиск печатками из картофеля,
обрывание бумаги,
скатывание бумаги,
оттиск поролоном,
оттиск пенопластом,
оттиск печатками из ластика,
оттиск смятой бумагой,
восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
печать по трафарету,
монотипия предметная,
«знакомая форма — новый образ»,
черно-белый граттаж (грунтованный лист),
кляксография обычная,
кляксография с трубочкой,
кляксография с ниточкой,
набрызг,
отпечатки листьев,
тиснение,
акварельные мелки,
тычкование,
цветной граттаж,
монотипия пейзажная.

Цель: 
развитие художественно - творческих способностей через нетрадиционные методы ИЗОдеятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие 
задачи:
1)Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов ИЗОдеятельности;
2)Организовать предметно -пространственную развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
3)Развивать художественно – творческие способности посредством сенсомоторной деятельности;4)Познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей.

Участники
Дети Педагоги Родители
Работа над проектом проходила в 3 этапа: 1 – й подготовительный:
проведена начальная диагностика детей по развитию творческих способностей;
поставлены цели и задачи, определены направления, объектов и методов исследования;
спланирована предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями,
подобрано оборудование и материалы; 2-й — исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы , их анализ, формулировка выводов и составление рекомендаций.Для реализации данного проекта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Педагоги стали активно вводить в совместную деятельность с детьми рисование, лепку.

Реализация проекта: мероприятия
Месяц Тема занятия Нетрадиционные техники рисования Программное содержание занятия Оснащение окружающей среды
ноябрь 1.Открытка для мамы
Рисование ладошками Развивать умения держать ровно ладонь, прикладывая к листу бумаги.
Формировать любовь к маме, развивать внимание к близким. Картон, разноцветные краски.
2. Газета для мамы Рисование пальчиками и ладошками Ватман, разноцветные краски, ножницы, цветная бумага.
3.Дидактическая игра «дорисуй по точкам» Рисование карандашом Развивать у детей умения радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Картинки с рисунками из точек, карандаши по числу детей.
4. Узор на пластилине
Рисование крупой на пластилине Предложить детям крупой выложить узор на пластилине, формировать умения внимательно слушать и выполнять задания. Пластилин, разная крупа.
декабрь 1. «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»
Рисование пальцами; дорисовывание деталей Формировать у детей навыки располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Альбомные листы бумаги для рисования с изображением ёлочки гуашь красного, синего, жёлтого цветов дид. игра «Укрась ёлочку».
2. «Листья жёлтые летят» Рисование кисточкой; дорисовывание деталей Развивать у детей навыки рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. Листы с нарисованными деревьями ,жёлтая краска, , баночки с водой, тряпочки.
3. «По ровненькой дорожке» Рисование пальцами
Продолжать формировать у детей навыки рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги, развивать интерес и положительное отношение к рисованию. лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг напротив друга; гуашь зелёного цвета, влажные салфетки для рук.
4. «Веточка рябины»
Рисование пальцами; дорисовывание деталей Продолжать формировать у детей навыки рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук.
январь

1. «Снег идёт»
Рисование ватными палочками Закреплять навыки рисования красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки.
2. «Зимний узор»
Рисование восковыми карандашами Закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. Цветной картон синего цвета ( по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора.
3. «Покормим птичек»
Рисование кисточкой Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Заготовка – кормушка, нарисованная на листе ватмана, аппликативное изображение птиц; гуашь чёрного цвета; кисточки, непроливайки, салфетки, семечки.
4 «На что похоже?» КляксографияРазвивают мышление и воображение, умение рисовать кляксами .Листы бумаги , краски, кисточки.
февраль
«Букет из крупы» Рисовать крупой Продолжать формировать у детей навыки рисовать крупой. Предложить детям крупой выложить букет, развивать умение радоваться полученному результату. Разная крупа, листы бумаги, клей.
«Салют» Работа со штампами Развивать творческое мышление и воображение у детей, работая со штампом. Разные штампы из подручного материала, листы бумаги.
«Солнышко» Мятая бумага Познакомить с методом работы с мятой бумагой, предложить детям выложить солнышко из мятой бумаги, развивать интерес к творческой деятельности. Бумага, краски.
4.
«Разноцветные деревья» Рисуем ладошками Продолжать развивать умения рисовать ладошками, Развивать умения держать ровно ладонь, прикладывая к листу бумаги. Продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие Бумага краски
Март 1.«Мимоза для мамы» Рисование пальчиками Формировать умения распределять шарики вдоль веточки с двух сторон, делать пышный цветок.
Расширять умения рисовать пальчиками.
Расширять знания о цветах.
Формировать нравственные качества: внимание и любовь к близким людям. Лист половина А-4 голубого цвета, гуашь зеленая и желтая, контур веточек цветка мимозы простым карандашом.
2. «Веточки вербы» вазочки (точечным способом). Формировать навыки детей рисовать ушными палочками точками.
Закрепить основные цвета.
Вызвать интерес к рисованию. Бумага, гуашь, ушные палочки, салфетки, эскизы вазочки.
3. «Воздушные шары» Рисование пальчиками Продолжать формировать у детей навыки рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги, развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать умения у детей рисовать пальчиками воздушные шары Листы бумаги,краски разных цветов по количеству детей
4. «Букет» Рисование мятой бумагой Формировать умения мять бумаги и наносить на бумагу краски. Пробовать рисовать мятой бумагой Бумага ,краскиАпрель 1. «Солнышко» Рисование ладошками Упражнять в технике рисования ладошкой , развивать интерес к творческой деятельности. Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь желтая, оранжевая, солнце – игрушка.
2.»Снежное дерево» Рисуем манкой Познакомить с техникой рисования манкой, развивать у детей навыки насыпать манную крупу на лист бумаги, намазанный клеем, получать удовольствие от полученного результата.
Листы бумаги. клей. манная крупа..3.»Рыбки» Рыбки из ладошек Формировать умения раскрашивать ладошку краской.
Аккуратно прикладывать ладонь на лист бумаги. Листы бумаги, разноцветные краски
4. «Мишка» Рисование поролоновой губкой Развивать умения рисовать на шаблоне поролоновой губкой, развивать мелкую моторику рук. Шаблоны мишек, поролоновые губки по количеству детей.
Май 1.
«Одуванчик в траве» Тычок жесткой
полусухой кистью Формировать умения технике тычка полусухой кистью.
Продолжать расширять умения использовать такое средство выразительности, как фактура. Лист А-4, на котором нарисована рамочка из листьев, гуашь зеленая, желтая, салфетки, иллюстрации цветка одуванчика, одуванчиков в траве.
2.»Разноцветная полянка» Распыление краски с помощью зубной щетки и карандаша Формировать у детей навыки использовать зубную щетку в качестве кисти, правильно держать щетку и карандаши. Зубные щетки, листы бумаги, карандаши по количеству людей.
3.«Цветочная поляна» Рисование ватными палочками Продолжать формировать у детей навыки рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки
4. « По ровненькой дорожке»
Рисование пальцами
Развивать у детей навыки рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный) Демонстрационный лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг напротив друга ,гуашь
Работа воспитателя включала следующие пункты:
1.Разработка проекта «Творческие пальчики». 2. Подбор материалов для творческого развития: лепки, рисования: разработка конспектов занятий по развитию творческих способностей. пальчиковой гимнастики, дидактических игр по развитию речи.4.Создание развивающей среды для центра развития по ИЗО деятельности: подбор материалов для развития творческих способностей, атрибутов для развития творческих способностей: картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования.
Деятельность детей:
1.Занятия изобразительной деятельностью, лепкой и рисованием.2.Совместная деятельность педагога и детей (пальчиковые, дидактические, подвижные игры).
Взаимодействие с семьями воспитанников
1.Анкетирование родителей;2. Папка – раскладушка «Творческие пальчики»;3.Консультации индивидуальные и групповые «Мы юные художники», «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности», «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста», «Маленькими шагами в прекрасный мир» 4.Рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию».5.Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
методическое обеспечение
Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей
среды в группе. В результате проделанной работы появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.Ожидаемый результат проектной деятельности:
Для педагога:1.Повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;2.Удовлетворенность работой;3.Систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих и речевых способностей через нетрадиционные методы ИЗО деятельности
Для детей:1.Повысился интерес к ИЗО деятельности,
2.Совершенствовалось ручная моторика; устойчивые технические навыки в рисовании, лепке; 3.Повысилось умение работать в группе активно, сообща.Для родителей:
1.Сформировалось:
осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
Бережное отношение к продуктам детского творчества;
партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
2.Повысился интерес у родителей к участию в творческих выставках 3. Родители повысили уровень педагогических знаний.
Анализируя результаты работы, можно сделать следующие вывод, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.