КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)


КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.
Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:
личностных;
метапредметных;
предметных.
Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией (с текстом).
Поэтому актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.
В комплексной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Структура комплексной работы
Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.
Основная часть Дополнительная часть
5-6 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий 5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий
Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Обучающийся научится» Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Обучающийся получит возможность научиться»
Проведение комплексной работы
Комплексная работа может проводиться в первом классе два раза в год: по итогам первого полугодия, итоговая; во 2-4 классах три раза в год: стартовая, по итогам первого полугодия, итоговая.
Правила проведения комплексной работы
Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.
Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.
Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.
Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта (но фиксировать свою помощь, детям, которые не обращаются за помощью дополнительно начисляется 1 балл).
Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков
(в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).
В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.
Оценивание и анализ выполнения комплексной работы
Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом (основная часть + дополнительная), полученным за выполнение всех заданий.
Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).
Критерии оценивания заданий
Тип ответа (решения) Параметры оценивания
выбор правильного ответа из предложенных вариантов 1 балл - правильный ответ;
0 баллов - неправильный ответ
запись краткого ответа 1 балл - правильный ответ;
0 баллов - неправильный ответ
запись развернутого ответа 2 балл - полный правильный ответ;
1 балл - частично правильный или неполный ответ;
0 баллов - неправильный ответ.
Результаты выполнения комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.
Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла.
Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.
Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Обязательно в конце каждой части (основной и дополнительной) проводить самооценку работы на линеечке Цукерман по критерию «Правильность».
Приведём пример таблицы анализа итоговой комплексной работы авторов Логиновой О.Б., Яковлевой С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы, 1 класс».
Анализ итоговой комплексной работы, 1 класс, 20____-20____ учебный год
Класс 1 «___» ФИО учителя: _________________________ Дата проведения работы:________________Уровни При самооценке:
П – повышенный Н – норма
Б – базовый - занизили - завысили
Н – низкий
Количество человек %
Количество обучающихся в классе Выполняли работу Выбор варианта работы: 4 вариант – для детей с высокой учебной мотивацией 1 и 2 вариант ( равноценны )– выполняются основной массой обучающихся 3 вариант – для детей с низкой учебной мотивацией Основная часть + дополнительная часть
Предметные результаты Уровень выполнения задания
Русский язык Базовый уровень Низкий уровень
чел. % чел. %
задание № 2 Умение правильно списывать с печатного образца. задание № 6 (2) Умение соотнести и определить количество букв, звуков задание № 6 (1) Умение находить буквы мягких согласных Математика задание № 4 Сравнивать числа и величины, заданные в неявной форме, высказать суждение задание № 5 (1) Выполнять пересчёт предметов в пределах 10, записывать результат с помощью цифр задание № 5 (2) Выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел. задание № 9 Выбирать решение задачи, выполнять вычисления.
Чтение задание № 3 Умение на основе сопоставления текста восстановить содержание. Задание № 1 Скорость чтения про себя. Окружающий мир задание № 7 Умение классифицировать объекты природы. Дополнительная часть
Метапредметные результаты Уровень выполнения задания
Повышенный уровень Базовый уровень Низкий уровень
чел. % чел. % чел. %
Регулятивные УУД
задания № 10 Учиться высказывать своё предположение (дать комментарий). задание № 9 Переводить текст на язык математики Познавательные УУД
задание № 11 Ориентироваться в своей системе знаний: определять лексическое значение слова. задание № 10 Использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. задание № 7 Перерабатывать полученную информацию: анализировать и делать выводы. задание № 8 (1) Преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа со схемой). Коммуникативные УУД
задание № 10 Оформлять свои мысли в письменной форме (на уровне1-2 предложений). Н
Самооценка работы (уровень на шкале) Анализ комплексной работы представляет собой обработку основной части и дополнительной. В анализе должны быть представлены номера заданий и какие УУД в них проверялись. Необходим словесный комментарий по следующему плану:
Выбор варианта работы:
1 вариант –
2 вариант –
3 вариант –
4 вариант –
Количество детей, выполнивших основную часть без ошибок.
ФИ детей, которые выполнили основную часть на низком уровне. Указать причины.
Задания, которые вызвали наибольшее количество ошибок, причины.
Задания, которые выполнены успешно.
Количество детей, выполнивших все задания дополнительной части.
Количество детей, которые выполнили 3 задания.
Количество детей, которые выполнили менее трёх заданий (указать Ф.И.)
Какие УУД сформированы на низком уровне, причины.
Какие УУД сформированы на высоком уровне.
Насколько объективно дети проводят самооценку своей работы.
Общие выводы, предполагаемая коррекционная работа.
Хочется отметить положительные стороны проведения комплексной письменной работы:
позволяет переносить полученные на уроках знания и способы учебных действий на другие учебные ситуации, т.е. способствовать формированию уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем;
наглядно демонстрирует уровень сформированности смыслового чтения текста;
создаёт условия для развития объективной самооценки обучающегося;
помогает учителю объяснить родителям уровень сформированности предметных и метапредметных результатов ребёнка, составить его индивидуальный образовательный маршрут;
является показателем причин неусвоения ребёнком знаний по предметам.
В то же время имеются некоторые трудности, связанные с проведением письменной комплексной работы:
проверка такой работы занимает достаточно много времени;
не у всех комплексных работ имеется электронная версия обработки результатов;
подготовка к комплексной работе подразумевает наличие системы работы с текстом (смыслового чтения) в течение всего учебного года, что не всегда возможно.
Учитывая все положительные стороны и сложности, связанные с комплексными письменными работами, такие работы необходимы, так как они являются современным диагностическим инструментом для ребёнка, родителя и учителя.
Мерзлякова Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»
Бушуева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»
Крылова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»