Мой методический семинар на республиканском конкурсе Учитель года — 2016


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснослободская основная общеобразовательная школа»
Спасского муниципального района Республики Татарстан
Конкурсное задание «Методический семинар»
Организация деятельности учителя музыки в использовании и внедрении современных образовательных технологий в обучении и эстетическом воспитании учащихся в условиях введения ФГОС
Автор: Кременсков Е.Н. –
учитель музыки
высшей квалификационной категории
2016 год
«Постигнуть неизведанное, поделиться достигнутым»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление я начну с двух замечательных, на мой взгляд, примеров, касающихся ученика и учителя. Первый пример – когда Ученик спрашивает Учителя, каким методом решить его проблему: этим, этим или этим. На что Учитель ответил, что один добытый опыт лучше семи предложенных вариантов. Второй, когда Ученик, зажав бабочку в ладони, пришел к Учителю и спросил: «Живая или мертвая у меня в ладони бабочка? «Если скажет живая - задавлю» - подумал ученик. «Все в твоих руках» - ответил Учитель.
На сегодняшний день, в условиях современной школы, от учителя требуется не только его высочайший уровень профессиональной компетентности, но и умение подготовить учащихся к творческой деятельности, самостоятельности в поиске путей решения поставленных перед ними задач. Как тут не вспомнить эти две мудрости, о которых я уже говорил.
«Великая цель образования, – это не знания, а действия»
/Герберт Спенсер/ (Слайд 3)
Современный 21 век формирует новую систему ценностей, в которых обладание ЗУНами, конечно, необходимо для школьника, но далеко недостаточно. От ученика, да и наверно от всех нас, требуется научиться ориентироваться в поступающей информации, осваивать новейшие технологии, обладать универсальностью мышления.
В своем эссе «Я – учитель», я писал, что в далеком, а точнее, в недалеком 1981 году, я впервые переступил порог класса в качестве педагога. С тех пор многое удалось сделать: два раза поучаствовать в конкурсе «Учитель года», стать Дипломантом 1 степени Республиканского конкурса «Русская песня», лауреатом республиканского фестиваля самодеятельных исполнителей, посвященного 70-летию Победы «Балкыш (Сияние)», победить в национальном проекте «Образование», получить диплом «Благотворитель года», стать Почетным работником образования Российской Федерации. Считаю, что эти заслуги только повышают престиж моего предмета «Музыка» и доказывают, что выбор мной был сделан правильно.
Главным в моей преподавательской деятельности – это развитие личности ученика на материале урока.
Моя педагогическая философия - дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить их к высокому музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах народной, классической отечественной и зарубежной музыки, воспитать активных участников художественной самодеятельности школы, способствовать нравственному совершенствованию подрастающего поколения.
Сегодня, я вполне понимаю, что работать так, как работалось совсем в недалеком прошлом нельзя. Нужны новые подходы, методики, программы.
С 2010 года я работаю по инновационной программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, которая основана на музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Программа меня покорила тем, что здесь приоритетным являются  общечеловеческие ценности, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры. Мои рабочие программы выстроены также на базе данной системы. И с этого же года я изменил тему самообразования и обозначил ее так: «Использование и внедрение современных образовательных технологий в обучении и эстетическом воспитании учащихся на уроках музыки в рамках введения ФГОС». (Слайд 4)
Задачи, которые я ставил и ставлю перед собой, выходят в связи с введением ФГОС нового поколения, а именно: - применение в обучении и воспитании современных образовательных технологий; организация деятельностного характера обучения; развитие познавательного интереса к предмету через организацию внеклассной работы и повышение мотивации к учению; формирование предметных, метапредметных и личностных результатов;
создание условий для проявления и роста одарённых детей.
В современном учебно-воспитательном процессе приоритетная роль принадлежит таким методам и приемам обучения, которые позволяют вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей личности. И здесь как раз необходимо сказать, что педагогические технологии ориентированы на
формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, охране здоровья учащихся.
 В стандарте нового поколения содержание образования четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети. Есть несколько видов современных педагогических технологий и новых подходов в учебно – воспитательном процессе. Это технологии развивающего, проблемного, коммуникативного обучения. Проектные, игровые, групповые, информационно – коммуникативные, здоровье сберегающие технологии, а также компетентностный, деятельностный и личностно – ориентированный подход. Остановлюсь на нескольких из них.
Главная цель системно – деятельностного подхода одна – развитие личности. Его основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. (Слайд 5)
К здоровье сберегающим технологиям относятся: вокалотерапия, логоритмика, ритмотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и улыбкотерапия. Именно эти методы позволяют регулировать психоэмоциональное состояние учащихся, повысить их социальную активность, приобрести новое средство эмоциональной экспрессии, облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения.
Также на уроках и занятиях вокального кружка «Веселые нотки» использую упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является
групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для
решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя. Элементы групповой работы я сегодня использовал на своем уроке.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:
чтение с остановками; работа с вопросниками; -таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»; написание творческих работ; кластер; «Верно – неверно».
В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Это работы А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей». На уроках музыки игровые приемы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоемкие процессы слушания музыки или ее разучивания не оказались слишком утомительными.
Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет проводить уроки музыки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивать наглядность, привлекать к работе большее количество дидактического материала.
Уроки с использованием ИКТ имеют ряд преимуществ: урок более интересен, улучшается уровень наглядности на уроке, освобождается время для дополнительных заданий, повышается эффективность урока за счет наглядности и предоставляются широкие возможности для индивидуального и
дифференцированного обучения. Однако не надо забывать, что всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.
(Слайд 6 - 7)
(Слайды 8 – 12)
На мой взгляд, все перечисленные мною технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный
опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Так сегодня на уроке музыки в 5 классе я применил приёмы технологии критического мышления, групповую технологию, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии и применение ИКТ. Эти технологии позволили мне решить воспитательные задачи, такие как: осмысление единства человека и природы через художественные образы; воспитание сознательного эмоционального эстетического отношения к произведениям искусства; формирования музыкального и художественного вкуса; выработки оценочного суждения.
Развивающие задачи: создание условий для развития музыкального и образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи. В этом мне помогла также межпредметная интеграция с предметами ИЗО, литературы и истории. (Слайд 13)
Анализ учебных достижений учащихся за последние годы показывает положительную динамику. Наблюдается стабильность и повышение качества знаний, среднего балла по всем классам. Положительная динамика была достигнута благодаря формам, которые формируют коммуникативные умения. Анализируя свою деятельность, ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, развития творческих способностей учащихся, создавая ситуации успеха, повышая самооценку. (Слайд14)