Элективный курс по русскому языку От текста- к творчеству


Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Монашевская средняя общеобразовательная школа»
Менделеевского района Республики Татарстан
Согласовано
заместитель директора по УР
Никандрова М.В. ________
«____» ____________ 2015 г. Утверждена приказомдиректора школыЕвдокимов В.В ________№ ___ от______________
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку «От текста- к творчеству.»
11 класс
Разработана
Ивановой Н.Н. учителем географии,
русского языка и литературы.
2015 г.

Паспорт программы
Класс:11
Учитель: Иванова Н.Н.
Количество часов:34 ( в неделю 1 час).
Рабочая программа составлена на основе:
-федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня среднего (полного) образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года ,-примерной программы среднего (полного)образования по русскому языку
-учебного плана МБОУ « Монашевская СОШ» на 2015/2016 учеб.годПояснительная записка.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «От текста- к творчеству»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.  Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Курс «От текста – к творчеству» рассчитан на учащихся  11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части  экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Основное содержание
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией   ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Повторение основных сведений о тексте.
Что такое текст?  Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.
Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения.  Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Раздел
программы Количество часов
1. Введение 1
2. Повторение основных сведений о тексте. 5
3. Подготовка к сочинению уровня С. 24
4. Комплексная подготовка к ЕГЭ. 4
Всего 34 часа
Учебно-тематическое планирование
Календарно-тематический план
№ Раздел
Программы и тема урока Кол-во часов Дата по плану Дата факт. Примечание
1 1. Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией   ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.  1 3/09 2 2. Повторение основных сведений о тексте.
1. Что такое текст?  Связь предложений в тексте.1 10/09 3 2. Стили текста: публицистический стиль. 1 17/09 4 3. Стили текста: художественный стиль. 1 24/09 17/09 Празднич.день5 4. Типы текста. 1 1/10 6 5. Зачетная  работа №1 1 8/10 7 3. Подготовка к сочинению уровня С.
1. Тема, идея текста. 1 15/10 8-10 2. Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. 3 22/10
29/10
12/11 11-12 3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). 2 19/11
26/11 13-14 4. Выявление и формулировка авторской позиции. 2 3/12
10/12 15-17 5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации. 3 17/12
24/12
14/01 18-21 6. Отработка навыков аргументации. 4 21/01,28.01, 4.02,11.02 22 7. Зачетная работа №2. 1 18.02 23-24 8. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. 2 25.02
3.03 25-27 9. Практикум по написанию сочинения. 3 10.03,17.03,
31.03 28-29 10. Анализ сочинений. 2 7.04
14.04 30 11. Зачетная работа №3.
1 21.04 31-34 4.Комплексная подготовка к ЕГЭ.
1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. 4 28.04,5.05,
12.05,19.05 Список рекомендуемой литературы
1. ЕГЭ-2014. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова  – М.: Эксмо, 2013.
2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2015.
3.Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция №8  www.1september.ru4. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2007