Технологическая карта урока по русскому языку на тему Имя существительное — хлеб языка (5 класс)




Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Имя существительное – хлеб языка»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся
Базовый учебник: «Русский язык» 5 класс. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, Москва «Дрофа» 2015 год.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая называет предмет. Задачи урока: 1.Организовать наблюдение над именем существительным через нахождение их в тексте, знать о грамматических и морфологических признаках имени существительного.
2.Создать условия для формулировки цели урока, рефлексии.
3.Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.
4.Формировать работу в парах, самостоятельную работу.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал для групповой работы.















Технологическая карта урока в 5 классе
по русскому языку по теме «Имя существительное – хлеб языка»
Учитель Цетденова С.В.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Регламент
икт
Ожидаемые результаты

I. Вызов
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Приветствие.
Сегодня на уроке русского языка мы постараемся показать свои способности. Но при этом должны помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
Приветствуют друг друга, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на успешную работу в классе.


1 мин

Коммуникативные УУД:
Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок урока.












«Давно живу я в мире этом,
даю названье всем предметам».
(К.Г.Паустовский)
Задание: прочитать данное высказывание, выделить тему нашего разговора.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, о чем идет речь?

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

- Какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Имя существительное – хлеб языка».
Цель урока: организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая называет предмет. Задачи урока: 1.Организовать наблюдение над именем существительным через нахождение их в тексте, знать о грамматических и морфологических признаках имени существительного.
2.Создать условия для формулировки цели урока, рефлексии.
3.Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.
4.Формировать работу в парах, самостоятельную работу.
Обучающиеся самостоятельно работают, проверяют, исправляют и объясняют.


Ответы обучающихся.



Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

Устанавливают связь между понятиями.

Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.
- Будем находить имена существительные, указывать их морфологические и грамматические признаки.


6 мин
Презентация

Слайд №1








Слайд №2






Личностные УУД:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять интерес.

Регулятивные УУД:
Нацеливание на успешную работу, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.




III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.


Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.



Словарная работа в виде игры
«Отгадай словечко»
1.Само с кулачок, красный бочок.
2.В золотой клубочек спрятался дубочек.
3.Столица Российского государства.
4.Мех овец цигейковой породы.
5.Два братца живут рядом, но никогда не встречаются.
6. Мы умеем все считать, всех считать и помогать.
Задание: называя имена существительные, указать род число.
Определить склонение имен существительных.
Вывод: тип склонения можно определить по окончаниям в ед. числе имен сущ., а у сущ. счеты ед. числа нет.
Запись отгадок в виде имен существительных.
яблоко
желудь

Москва

овчина
глаза

счеты

Обучающиеся самостоятельно работают, проверяют, исправляют и объясняют.
Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.


5 мин



















Презентация

Слайд 3


Регулятивные УУД:
Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



IV.
Самостоятельная работа
Цель этапа: тренировать способность к обобщению
Распределительный диктант (запись под диктовку)
Рассказать сказку, солнечное утро, работать быстро, блистает на солнце, доверительная беседа, пение петухов, путь к счастью, уехал учиться.
Задание: указать орфограммы, определить вид словосочетаний.

Игра «Четвертый лишний».
Задание:
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах – окончание – и.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Умница, работяга, молодчина, зараза.
Общее: существительные общего рода.
Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека.
в) Псков, Воронеж, Волгоград, Волга.
Общее: имена собственные, указывающие названия городов.
Исключить: Волга - название реки.
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все слова во множественном числе.
Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное.
д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.
- С какой целью мы выполняли данное задание?
Выполняют задания, доказывают, делаю коррективы ответам.

Производят проверку по ключу.








Обучающиеся самостоятельно работают, проверяют, исправляют и объясняют.
Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

3 мин











7 мин
Презентация


Слайд 4












Слайд 5
Регулятивные УУД:
Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.


V.Физкульминутка.
Буквой Л поставим ноги
Словно в пляске – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.
Учитель: Молодцы, ребята.

2 мин.



VI.Актуализация
знаний.
Учитель:
- Вернемся к названию темы урока
«Имя существительное – хлеб языка».
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Отметьте наличие тире в данном предложении.
- Что заключено в данном высказывании?

Выдвигают предположение о теме урока.


Работа у доски, разбор предложения.
ВЫВОД: переносное значение слова ХЛЕБ-важное, значимое.
8 мин.
Слайд 6
Регулятивные УУД:
Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

VI. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.
Выписать 5 предложений с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.
Записывают домашнее задание в дневник.
1 мин
Слайд 7


VI. Итог урока.

Соотносит поставленные цели и задачи с достигнутым результатом.
Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.
2 мин

Регулятивные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний.


VII. Рефлексия.
Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
-Чему должны были научиться на уроке?
- Как решали эту задачу?
- Достигли ли цели урока?
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит работать?

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.


Дети оценивают свою работу по таблице самооценки.





Демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки и действия.
5 мин

Личностные УУД:
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.













Этап
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты




УУД


Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят.

Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:
1.Дуб, берёза, дерево, липа
2.Стол, стул, мебель, шкаф
3.Зима, весна, лето, время года

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.



Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)


Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Создает проблемную ситуацию
-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)?
- Составьте устно предложения, используя данные слова?
- Что вызвало затруднение?
- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?
-Какой знак препинания вы поставите?
- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?
-Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на с.23

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)


Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 260
- Прочитайте текст, найдите однородные и слова с общим значением (Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?), выпишите ключевое слово текста, запишите однокоренные слова к нему.
2. Учитель предлагает понаблюдать над материалом упр. 260
- Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере. -Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?
-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?
- Как в нём используются знаки препинания?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
-Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 174.

Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника
делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :
Найду в предложении однородные члены.
Определю, есть ли обобщающее слово.
Выберу нужный знак препинания.
.
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)


Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.






Учитель организует физминутку.





1.Работают с учебником (упр.262) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово, устно отвечают на вопрос о стиле, в котором могут использоваться данные предложения. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.

2. Работают в паре, выполняя упр. 263
Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.

Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)









Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная творческая работа по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа):
1. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;
3.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.






Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)


Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся ( упр.264).
Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить все разборы.
Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить 2 разбора на выбор.
Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Выполнить1 разбор на выбор.


Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Называют ключевые слова темы.
Поднимают тучку(синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)




15