Технологическая карта обобщающего урока по русскому языку на тему Имя существительное


Ф.И.О. учителя: Пронина Елена Сергеевна
Предмет: русский язык
Класс: 6а
Тип урока: обобщения и повторения изученного \ контроля
Технология: ТРКМЧП
Тема Обобщающий урок по теме «Имя существительное». Проверочная работа.
Цель Создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по изученным темам, проверить знания по темам изученного раздела.
предметные планируемые образовательные результаты
Имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
метапредметныеПринимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
личностные Понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.Основные
понятия Имя существительное, часть речи, морфология, морфологический разбор, правописание суффиксов существительных.
Ресурсы Листы с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии.
организация образовательного пространства
Этап урока/
время Деятельность
учителя
(методы, приемы, задания
для учащихся, формы контроля) Деятельность
учащихся
(форма организации познавательной
деятельности) универсальные учебные действия
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Мотивация к учебной деятельности.
2 минуты. Прием «Ребус»
Предлагает учащимся решить ребус «Имя существительное».
Фронтальная работа
Решают ребус «Имя существительное» Имеют желание к познавательной деятельности.
Саморегуляция. Участие в обсуждении.
Актуализация знаний
3-4 минуты Прием «Блиц-опрос»
Задает вопросы по изученному разделу
(Имя существительное и его признаки, орфография, морфология, культура речи) Фронтальная работа
Отвечают на вопросы, адресованные им индивидуально, помогают с ответом ученикам, которые затрудняются дать ответ. Применяют приобретенные знания, умения и навыки. Владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения
Постановка цели и задач урока
2-3 минуты Прием «Глаголы, характеризующие деятельность на уроке»
Подводит детей к определению темы урока, целей и задач.
Фронтальная работа
Формулируют тему и записывают в тетради, записывают глаголы, определяют цели и задачи урока. Принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий Совместно выполняют учебные задачи, участвуют в обсуждении.
Повторение изученного10 минут Выслушивает ответы, задает вопросы, корректирует их: исправляет ошибки, дополняет. Индивидуальная работа, парная работа
Выполняют задания по индивидуальным карточкам, проверяют друг-друга (пары с одинаковыми карточками). Докладывают результаты работы. Соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка
Способность самостоятельно контролировать ход работы, оценивание на основе успешности результата. Свободно и ясно излагают свои мысли, делают речь понятной для остальных.
Контроль усвоения. Коррекция и обсуждение допущенных ошибок
15 минут Диктант
Учитель предлагает записать под диктовку текст.
Фронтальная работа
Внимательно слушают, записывают текст под диктовку. Понимают информацию устного сообщения.
Применяют приобретенные знания, умения и навыки. Саморегуляция. Внимательно слушают речь учителя.
Рефлексия
3-4 минуты Прием «Синквейн»
Предлагает учащимся составить синквейн на тему «Имя существительное».
Организует оценивание по итогам изученного раздела. Создают синквейны, зачитывают их.
С помощью карточек дают оценку собственной деятельности и настроению. Анализ с целью выделения объектов Самооценивание деятельности. Воспринимают речь других, понятно излагают собственные мысли.
Ресурсный материал
Карточки для индивидуальной работы
1. Что называется существительным? Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению? Приведите примеры. Обозначьте склонения существительных.
Осень, рассвет, озеро, туман, дымка, тишина, утро, тень, ночь, глубина, место, день.2. Как определить, какую гласную (е или и) следует писать в окончании имени существительного? В каком склонении и в каких падежах у существительных ед. ч. пишутся в окончании буквы и и е? Вставьте пропущенные буквы.
Зима. Снег л..жит на каждой тропинк.. и каждой алле.. . На з..леной елк.. и пихт.. хвоя покрылась ине..м. Спит в б..рлог.. в своей постел.. косолапый медведь. Белка скач..т с ветк.. на ветку.
3. Что значит – разобрать существительное морфологически? Произведите морфологический разбор указанных существительных.
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, чуть дышит ветерок3, уснувший на листах, и тихая луна3, как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках3.
4. Расскажите о правописании не с существительными. Запишите текст.
Каждая (не)удача прибавляет ума. (Не)силой борются, а умением. (Не)правдой не проживешь. (Не)бросай друга в (не)счастье.
5. Как различить на письме суффиксы и
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Раза два принимался дожд..к но в лесу его просто не замеча..шь. Вот у старой елк.. высунулся белый грибоч..к, на шляпк.. зернами красовались капли росы.
6. Расскажите о правописании гласных о и е после шипящих и ц в суффиксах существительных. Запишите по 5 примеров на каждый случай, выделяя суффиксы.
Текст диктанта
Вы пригласили гостей.
Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям в его доме было хорошо?
Прежде всего хозяин должен быть приветливым, радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.
Надо заранее подумать не только о том, чем угостить друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.
Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – неумехой.
Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать плохого настроения или недовольства чем-нибудь.