Сценарий урока по междисциплинарному курсу Агротехника возделывания картофеля


Сценарий
учебного занятия по МДК. 02.01. "Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе"
ТЕМА: « Агротехника возделывания картофеля».
I. Организационный момент .
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие студенты и уважаемые гости! Сегодня я рада приветствовать Вас в этом уютном классе на своём уроке по МДК "Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе". Меня зовут Гостева Ирина Юрьевна. Сегодня мы узнаем много нового и интересного. Вам придётся отвечать на вопросы, выполнять задания, вам потребуются знания, смекалка и, конечно же, хорошее настроение! Итак, староста группы, доложите о готовности присутствующих к уроку (староста докладывает о количестве обучающихся по списку и сколько присутствует на уроке).
Ребята, я желаю вам успешного изучения нового знания. прошу Вас, пожелайте удачи и друг другу. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся другу. Ведь, если начать любое дело с улыбки, то оно обязательно будет удачным.
Итак, желаю вам плодотворной работы!

II. Мотивация к учебной деятельности . Самостоятельно определяют тему урока.
Преподаватель: Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова: "С малой удачи начинается большой успех". Предлагаю Вам подумать над вопросом: "Как Вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?" (Обучающиеся дают разные варианты ответа, например, изучать, рассуждать, анализировать, мыслить и т.д.).
Совершенно верно! Вы меня порадовали своими ответами! А теперь послушайте!
Сегодня основным источником дохода для многих жителей не только села, но и города, является приусадебное хозяйство, благополучие которого во многом зависит от квалификации хозяйки. Поэтому многие девушки и юноши выбирают профессию "Хозяйка (ин) усадьбы". Выпускники по этой специальности становятся высококлассными специалистами, имеют несколько востребованных на рынке труда квалификаций, что очень важно для экономики страны.
Сегодня мы говорим о важной отрасли сельского хозяйства стран - растениеводстве. Эта отрасль обеспечивает продовольственную безопасность страны. Поэтому неудивительно, что на нашем уроке мы будем получать новое знание о очень важной сельскохозяйственной культуре.
Итак, послушайте внимательно!
(Сообщение "интересный факт")
Думаю, что многие из Вас уже догадались, о какой сельскохозяйственной культуре мы сегодня будем говорить. Но для того, чтобы закрепить успех, отгадайте, пожалуйста, загадку и не забывайте, что мы с вами сегодня намерены сотрудничать, поэтому, для ответа поднимите руку. (Обучающиеся дают ответы).
Давайте же узнаем правильный ответ! ( Песня "Антошка" - отрывок из мультфильма).
Вы были абсолютно правы! Это картофель! Значит, тема нашего урока будет звучать "Возделывание картофеля"(отвечает кто-то из детей). Совершенно верно, тема нашего урока "Агротехника возделывания картофеля"
III. Объявление темы и целей урока (инициирование обучающихся к определению целей урока) .Преподаватель: Я очень рада, что Вы включились в работу и самостоятельно определили тему урока.
Нам кажется, что мы уже всё знаем о картофеле, но ведь для того чтобы стать отлично обученным специалистом, нужно знать много и ещё чуточку больше. Поэтому, прошу Вас поработать в парах, и определить, что же мы должны сегодня узнать, чему научиться? это и будут цели нашего урока, которые вы определили самостоятельно.
(Обучающиеся после обсуждения, дают варианты ответов, например, изучить строение клубня картофеля, агротехнические мероприятия по возделыванию картофеля и т.д.)
Совершенно верно! Это и есть цели нашего урока: узнать о происхождении картофеля, его значении, изучить строение клубня и куста картофеля, изучить агротехнические мероприятия по возделыванию картофеля.
IV. Актуализация знаний, фиксирование затруднений.
Преподаватель: Ребята, предлагаю Вам игру "Конверт с сюрпризом". Для этого вам необходимо разбиться на две команды. Каждая команда получит конверт с неизвестным (пока!) содержимым. Ознакомившись со списком кулинарных блюд, вам необходимо найти, в каком из блюд нет картофеля, а также в каком блюде спрятался "сюрприз". Та из команд, которая справится с заданием быстрее, прошу поднять руку для ответа.
1. Правильный ответ - Роллы
Сюрприз - кисель( крахмал является основным компонентом картофеля, а крахмал для приготовления киселя получают из картофеля)
2. Правильный ответ суши
Сюрприз - блины ( в традиционно русской кухне приготовление блинов предполагает использование картофеля вместо муки).
Спасибо за игру! С заданием справились все!
VI. Открытие нового знания
Итак, приступим к изучению нового знания.
ЗНАЧЕНИЕ. Картофель в народе называют вторым хлебом. Как и хлеб, он никогда не приедается и обеспечивает полноценность пищевого рациона. Главным компонентом картофеля является крахмал. В зависимости от сорта в клубнях содержится от 14 до 22% крахмала.
Картофель является важным источником витамина С. В клубнях содержатся соли, необходимые для протекания нормальных физиологических процессов в организме. Особенно много калия в картофельной кожуре. Поэтому, страдающим сердечной недостаточностью, рекомендуют, есть картошку, сваренную в мундире или испеченную в кожуре. Во многих странах широко развита переработка картофеля на полуфабрикаты: картофельную муку, хлопья для пюре, чипсы, большое количество картофеля перерабатывается на крахмал, спирт, а сколько блюд можно приготовить из этого замечательного клубня. Велико значение картофеля и как кормовой культуры, особенно для крупного рогатого скота, свиней, птицы. Добавление картофеля в рацион значительно повышает молочную продуктивность коров. Одна тонна картофеля, скормленная свиньям, дает 100 кг  привеса.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Но картофель не был так популярен. Появление этой культуры имеет удивительную историю.
В 1570 году испанцы впервые из Мексики привезли к себе на родину диковинные клубни картофеля, которые разводили аборигены Южной Америки. Но население Европы ещё долгое время не было знакомо с этими заморскими съедобными клубнями.
Ещё в 1616 году картофель как редкое и изысканное блюдо подавали лишь к королевскому столу в Париже. Вкусные клубни вначале называли «трюфелями». Картофель очень медленно завоёвывал симпатии крестьян, силой и хитростью приходилось добиваться возделывания этого ценного растения.
В России картофель появился впервые при Петре1: царь прислал его из Роттердама с наказом разослать по всем губерниям. Однако по-настоящему его начали внедрять лишь при Екатерине II.
Знаете ли Вы?
Музеи картофеля уже созданы в Бельгии, Франции, США, Канаде, России и Белоруссии.
Запись в книге рекордов Гиннеса показывает, что самая большая картофелина в мире весила более 8 кг.
Картофельные чипсы изобрели в 1853 году по ошибке, пережарив их в духовке.
2008 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом картофеля.
Потребление картофеля на душу населения в России (примерно 337 кг в год) превышает показатели всех остальных стран мира.
Эти истории говорят о трудном, но твердом пути становления культуры, которая  прибрела большое значение.
В чем же значение этой культуры?
а) сырье для промышленных предприятий,
б) продукт питания,
в) богат витаминами,
г) имеет лечебное значение,
д) является ценным кормом для животных и птицы.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Картофель относится к семейству «Паслёновые».
Размножается вегетативно клубнями, только в селекции для  выведения новых сортов используют семена. Прорастание клубня начинается при t 7о С, но более благоприятная t 18-20о С. При заморозках –1-2о  повреждаются всходы и ботва взрослого растения. Каждый урожай культуры зависит от влажности почвы во время бутонизации и цветения. Картофель светолюбив. При недостатке света растение образует мало клубней. Растёт картофель на различных почвах, но наибольший урожай формирует на хорошо окультуренных лёгких и средних суглинках. Чем меньше плотность почвы в зоне клубне образования и лучше снабжение корневой системы кислородом, тем выше урожай.
Строение клубня и куста
Подземная часть картофеля устроена довольно сложно . Помимо клубней она состоит из подземных побегов – столонов – и обычных корней. Столон отходит от старого клубня, из которого вырос этот куст, а на его боковых «вепсах» – более тонких столонах – со временем появляются новые клубни.
Именно по клубням сорта картофеля отличаются больше всего: у них разное количество глазков, разные цвета и оттенки, как у кожуры, так и у мякоти, и, конечно же, вкус.
Количество и длина корней у картофеля очень сильно зависят от внешних условий и разных обстоятельств. Большая часть корней находится на глубине около 20-25 см, но в достаточно рыхлой почве они «расселяются» и вбок, и вглубь, а у семенной картошки главный корень и вовсе может достигать полутора метров в длину. Поэтому для получения большего урожая землю под картофель по возможности надо обрабатывать на глубину до 70 см , ведь чем более развита у куста подземная часть, тем больше клубней на ней появится.
Надземный стебель у картофеля травянистый, толстый, сочный, местами разветвленный, в одном кусте их обычно несколько – ровно столько, сколько было у клубня глазков (обычно до 8 штук). Чаще всего он зеленый, но у некоторых сортов бывает с красным или фиолетовым оттенком, Листья сложные (состоят из нескольких листочков поменьше), зеленые, опушенные, поверхность их как бы разделена на мелкие дольки.
При этом и стебель, и листья у картофеля ядовиты. Настой из них даже можно использовать для опрыскивания других растений от вредителей.
Цветки картофеля похожи на пятиконечные звездочки, они могут быть белыми, розовыми, синими, лиловыми или фиолетовыми разных оттенков.
Клубень картофеля представляет собой утолщенный и укороченный стебель. Клубни диаметром меньше 1,5—2 мм по своему анатомическому строению мало отличаются от столонов. В дальнейшем наступает дифференциация каждого органа в соответствии с теми функциями, которые он выполняет в жизни растения. В столоне более интенсивно развивается механическая ткань и проводящая система, а в клубне — паренхима, состоящая из крупных клеток с большими межклетниками. Паренхимная ткань клубня представляет собой запасающую ткань, так как в ней откладывается большое количество крахмала и других веществ, которые в дальнейшем используются при прорастании клубней.
Классификация  сортов картофеля. Имея широкое распространение и использование, картофель можно классифицировать:
 I.По потребительскому назначению:
1.      Технические сорта (хорошее содержание крахмала);
               2.  Столовые (хорошие вкусовые качества, не темнеющая мякоть);
3. Универсальные (хорошие вкусовые качества, повышенное содержание крахмала);
4. Кормовые (высокоурожайные, с повышенным содержанием    белка);
II. По срокам созревания:
1.      Ранние (50-60 дней);
2.      Среднеранние (61-80 дней);
3.      Среднеспелые (81-100дней);
4.      Среднепоздние (101-120 дней);
5.      Поздние (121 день и более).
В настоящее время районировано  и возделывается более 120 сортов картофеля. В каждом хозяйстве целесообразно выращивать 2-3 сорта разной спелости. Это даёт возможность хозяйству иметь дополнительные прибыли.
Подготовка картофеля к посадке
Одним из основных условий получения высокого урожая является правильный выбор сорта, использование здорового посадочного материала и предварительная подготовка его к посадке.
С самых первых чисел апреля необходимо готовить картофель к посадке. Начинать надо с переборки клубней. При этом следует отобрать все неполноценные клубни – пораженные сухой или мокрыми гнилями, паршой и другими болезнями, а также слишком мелкие (массой до 30 г) и уродливые, а также клубни массой свыше 90 г.
Затем полноценные клубни надо разделить на три фракции: мелкие (массой 30-50 г), средние (массой 50-75 г) и крупные (76-90 г). Лучший посадочный материал – здоровые клубни средних размеров.
Существует много приемов подготовки картофеля к посадке. К ним относятся: прогревание и провяливание клубней, проращивание, озеленение, обработка ростовыми веществами и минеральными удобрениями, стимулирующие надрезы, подготовка долек клубней и т. д.
Когда правильно высаживать картофель
Посадку клубней проводят, когда температура почвы на глубине 10 см достигнет 7-8 градусов. Обычно это бывает в начале мая.
Запаздывание с высадкой картофеля влечет за собой потерю урожая на 30%. Хорошо пророщенные клубни для получения раннего картофеля можно высаживать несколько раньше - при температуре почвы 5-6 градусов. Опыт показывает, что такая ранняя посадка в недостаточно прогретую почву дает больший урожай, чем запоздалая в прогретую. Высаживают картофель на ровной поверхности, а на почвах переувлажненных и тяжелых - в гребнях. При такой посадке земля лучше прогревается и больше воздуха поступает к клубням.
VII. Первичное закрепление.
А теперь я предлагаю вашему вниманию кроссворд, составленный на основе тех знаний, которыми вы владели и которые получили сейчас.
Перед вами бланк с заданием (Приложение II). Внимательно читайте вопросы и отвечайте на них, вписывая в бланк. Удачи Вам!
( Обучающиеся решают кроссворд).
Итак, время истекло. Давайте же узнаем, как Вы справились с этим заданием. Перед вами на экране слайд с правильными ответами. Сравните свои ответы с эталоном. Оцените свою работу. За каждое отгаданное слово начисляйте себе 1 балл.
Теперь прошу Вас обменяться работами в паре, и сделать такие обозначения: если Вы справились с заданием , то рядом с количеством баллов нарисуйте зелёный круг, если возникли затруднения - синий треугольник, если Вы совсем не справились с заданием - красный квадрат.
Итак, спасибо за плодотворное сотрудничество на данном этапе урока.
VIII. Введение нового знания в систему знаний и повторение ( ).
Преподаватель: Предлагаю Вам викторину для того, чтобы ваше новое знание включилось в систему тех знаний, которыми вы уже владеете.
Для этого Вы должны разделиться на 2 команды.
Я буду задавать вопросы (всего 5 вопросов) (Приложение III). Та команда, которая даст первой верный ответ, получает балл, но балл не простой, а связанный с темой нашего урока. Побеждает та команда, которая даст наибольшее количество верных ответов.
(Победители награждаются подарками, проигравшие - утешительными призами).
IX. Рефлексия (подведение итогов урока) ( ).
Преподаватель: Итак, давайте обсудим достигли ли мы с вами тех целей, которые ставили перед собой? Каким образом? Что у вас хорошо получилось, а над чем ещё нужно поработать? (Обучающиеся дают ответы).
Перед вами оценочные листы работы на уроке( в него вы вписываете баллы со всех бланков) и лист рефлексии, на котором вы можете обозначить свои впечатления от урока.
Спасибо! Вы меня сегодня радовали на протяжении всего урока. И сегодня на уроке все получили положительные оценки.
X. Домашнее задание.Преподаватель: Предлагаю вам на выбор несколько вариантов домашнего задания:
- создание презентации по теме нашего урока;
- доклад;
- составить кроссворд с ключевым словом «Агротехника».
Думаю, каждый из вас определил для себя, над чем ещё нужно поработать, поэтому дерзайте!!!
Заключительное слово преподавателя:
В заключение, мне хотелось бы сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно же, постоянно работать над собой!Спасибо за внимание! Счастливого Вам пути!