Различение падежей — урок русского языка 3 класс ПНШ


Открытый урок русского языка в 3 «В» классе 13.11.2015.,
посвящённый 210-летию школы. Учитель Г.А.Лукичева.
Тема: Упражнения в различении падежей. ПНШ.
Цель: Обобщение знаний и умений различать падежи имён существительных.
Задачи:
- Развивать умение определения падежей в сочетаниях, в предложениях.
- Уметь употреблять существительные в нужном падеже.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать коммуникабельность, умение работать сообща.
- Воспитывать культуру устной и письменной речи.
Материалы к уроку:
-учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова. М.Академкнига/учебник 2012.
- тетрадь печатная с. 66-69
- карточки
ХОД УРОКА
1. Организационный.
- Завтра в нашей школе праздник, ей исполняется 210 лет. Во всех классах проходят открытые уроки и классные часы. Сегодня у нас в гостях ваши родные – мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры, многие из них когда-то или сейчас учились в нашей школе. Сегодня мы покажем им один из наших уроков.
2. Чистописание.
Тему нашего урока мы определим из слов чистописания.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
Задач а , задач и , задач е , задач у , задач ей , о задач е .
- Выделите окончания в написанных словах.
3. Определение темы урока. Работа по теме.
- Тема урока – Различение падежей. (открыть учебник с. 102.)
Упр. 91, 92.
4. Физминутка.
У меня подобраны словосочетания, в которых имена существительные стоят в 3-х падежах, по количеству рядов в классе. Каждый ряд встаёт, когда звучит словосочетание с его падежом.
1 ряд – Р.п. 2 ряд – Д.п. 3 ряд – Т.п.
Увидел медведя (Р.п.), пришёл к другу (Д.п.), интересуется историей (Т.п.), побежал по дороге (Д.п.), едет с бабушкой (Т.п.), встретил у школы (Р.п.), пролетел над полем (Т.п.), приготовился к прыжку (Д.п.), добежал до финиша (Р.п.), съехал с горы (Р.п.), шёл с собакой (Т.п.), плывёт по реке (Д.п.), ехал по шоссе (Д.п.), остался без внимания (Р.п.), отказался от поездки (Р.п.), наблюдал за звёздами (Т.п.), скучает по товарищу (Д.п.), остановился перед поездом (Т.п.).Спасибо за внимательность и знания падежей, но некоторые ребята их ещё путают.
5. Продолжение работы по теме.
Учебник упр. 93, 94, тетрадь печатная с 66-69 упр. 69-73.
6. Закрепление темы.
- Работа в парах с карточками. Я предлагаю вам соединить две половинки карточек. 1-ая – краткое (буквенное) название падежа, вторая – предлоги этого падежа.
- Просклонять слова по вариантам: 1 вар. кот, 2 вар. дом, используя предлоги.
7. Итог урока, рефлексия, оценки.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Встаньте, пожалуйста , те, у кого получалось сегодня абсолютно всё. – Молодцы.
- Встаньте, пожалуйста , те, у кого почти всё получалось. – Молодцы, вам совет: не торопитесь, будьте внимательны.
- Встаньте, пожалуйста , те, у кого ничего не получалось. – (если такие будут – Да, определять падежи – сложное задание, но это не последний урок по теме, мы будем определять падежи и в дальнейшем, и я думаю, ни у кого из класса проблем здесь не будет).
8. Домашнее задание.
Карточка, тетрадь печатная (что не успели на уроке).
*****
Дополнительный материал (по времени)
- Я назову вам устойчивые выражения, фразеологические обороты. Вы меня внимательно слушайте и назовите падежи имён существительных.
Волк (И.п.) в овечьей шкуре (П.п).
Зарубить на носу (П.п.).
Держать себя в руках (П.п.).
Еле-еле душа (И.п.) в теле (П.п).
Если время позволяет – записать их в тетрадь.
- Шуточное стихотворение Г.Граубина «Падежи» (на слайде)

И.п. Без предлогов
Р.п. Без, у, от, до, с, из, для и другие и без предлогов
Д.п. К, по и без предлогов
В.п. На, за, про, в (во), через и другие и без предлоговТ.п. С, за, над, под, перед и без предлогов
П.п. О (об), в , на, при и другие - только с предлогами
И.п. Без предлогов
Р.п. Без, у, от, до, с, из, для и другие и без предлогов
Д.п. К, по и без предлогов
В.п. На, за, про, в (во), через и другие и без предлоговТ.п. С, за, над, под, перед и без предлогов
П.п. О (об), в , на, при и другие - только с предлогами