Программа учебного курса Теория и практика написания изложения


Программа учебного курса «Теория и практика написания изложений"9 класс Пояснительная записка
Написание изложения (сжатого) по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.
Анализ современных программ по русскому языку показывает, что в них не отражена система работы по обучению написания изложений разных типов (подробное, выборочное, сжатое), не определен круг специальных речевых умений и не прописаны требования, предъявляемые к данному виду работ. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с воспитанниками в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме (сжатое изложение с творческим заданием). Основная цель:
научить подростков правильно, точно и лексически грамотно создавать тексты изложений, что позволит на этой основе повысить общий уровень сформированности связной речи.Данный курс предназначен для учащихся 9 классов. Реализация данной программы позволит подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы (сжатое изложение). Сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом, когда при минимальных затратах речевых средств необходимо научиться достаточно полно выражать смысл исходного текста.
Учебный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над изложением (особое внимание уделяется сжатому изложению с творческим заданием), при этом теория подкрепляется практикой.
Формы и способы обучающей деятельности:
1.Беседа.
2.Изучение литературных образцов.
3.Лекция-диалог.
4.Моделирование речевых ситуаций.
5. Презентация.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня речевого развития школьников. Курс рассчитан на 17 часов.
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
адекватно понимать информацию устного сообщения (тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
обрабатывать информацию звучащего текста;
адекватно понимать информацию письменного сообщения (тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
интерпретировать информацию прочитанного текста;
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
последовательно излагать собственные мысли;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, идеей, стилем и функционально-смысловым типом речи;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.
Учебно- тематический план
№ Сроки Тема занятия Кол-во часов
1. Текст. Типы речи. 1ч.
2. Виды изложений. 1ч.
3. Тема, основная мысль изложения. 1ч.
4. Микротемы. 1ч.
5. Простой и сложный план. 1ч.
6. Стили речи. Научный стиль. 1ч.
7. Стили речи. Публицистический стиль. 1ч.
8. Подробное изложение и выборочное изложение. 1ч.
9,10. Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста. 2ч.
11. Сжатое изложение с творческим заданием. Критерии оценки творческой работы. 1ч.
12. Классификация речевых ошибок и грамматических ошибок. 1ч.
13. Сжатое изложение на нравственно-этическую тему (практическая работа). Редактирование текста. 1ч.
14. Сжатое изложение на лингвистическую тему (практическая работа). Редактирование текста. 1ч.
15. Сжатое изложение по военной тематике (практическая работа). Редактирование текста. 1ч.
16. Сжатое изложение с творческим заданием (практическая работа). Редактирование текста. 1ч.
17. Итоги учебного курса. 1ч.
Словарь
Тема
Идея
Стиль
МикротемаКомпрессия
Критерии
Литература
1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-20044.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.