Элективный курс “ Теория и практика написания изложений и сочинений ”


Пояснительная записка
Элективный курс “ Теория и практика написания изложений и сочинений ” предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 70 часов , в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года.
Цели курса
-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к родному языку.
Технологии проведения занятий.
Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.
Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуализированно.
Место предмета в учебном плане школы
( приказ № 253 ОД от 01 сентября 2015 г.)
На изучение данного курса в 10-11 класса отводится по 1 часу в неделю ( всего 70 часов)
Содержание программы элективного курса «Теория и практика написания изложений и сочинений »
I. Требования к написанию изложения, сочинения.
Введение. Цели и задачи элективного курса “Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания изложений и сочинений”. Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.
II. Теория и практика написания изложений и сочинений (16 ч)
Проблема текста.Типы проблем.
Структура эссе, план, признаки эссе.
Классификация эссе.
Критерии оценивания эссе.
Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.
III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч)
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.
Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.
Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.
Выражение собственной позиции.
Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.
Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
Точность и выразительность речи.
Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.
Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.
Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.
Точность и выразительность речи.
Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.
Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
- виды комментария;
– основные особенности выпускного сочинения ;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
- не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения
Формы контроля
- устный опрос, беседы, диалоговые формы дифференцированного обучения, тестирование, одно итоговое сочинение ( конец учебного года).
Список литературы
1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.
4.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007
Планирование учебного материала

Тема урока Кол-во часов Контроль Наглядные пособия Дата
план факт
1 Требования к написанию изложений , сочинений . Критерии оценивания. 1 опрос Схемы, таблицы 2-4 Теория и практика написания изложений и сочинений (16 ч)
Проблема текста.Типы проблем.
3 Самостоятельная работа Планы, опоры 5-7 Структура эссе, план, признаки эссе.
3 диалоги Схемы, таблицы 8-9 Классификация эссе.
2 Беседы Планы, опоры 10-11 Критерии оценивания эссе.
2 опрос Планы, опоры 12-17 Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.
6 диалоги Схемы, таблицы 18-19 Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч)
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. 2 диалоги Планы, опоры, тест 20,21 Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.
2 беседы Схемы, таблицы 22,23 Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
2 Письменный опрос Планы, опоры 24 Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.
Выражение собственной позиции.
1 дискуссия Схемы, таблицы 25 Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.
1 Самостоятельная работа Планы, опоры 26 Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
1 беседа Схемы, таблицы 27 Точность и выразительность речи.
1 беседа Планы, опоры 28 Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.
1 беседа Схемы, таблицы 29 Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.
1 опрос Планы, опоры, тест 30 Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.
1 беседа Схемы, таблицы 31 Точность и выразительность речи.
1 беседа Планы, опоры 32 Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.
1 Индивидуальная работа Схемы, таблицы 33 Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.
1 беседа Схемы, таблицы 34 Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
1 опрос Планы, опоры, тест