Моральный выбор — это ответственность (8 класс)

Тема: Моральный выбор – это ответственность
Цель урока: Подвести обучающихся к осознанию необходимости нравственного выбора для человека в различных жизненных ситуациях
Задачи:
Образовательные: расширить, систематизировать и углубить знания о морали как регуляторе общественной жизни, на примерах рассмотреть и проанализировать ситуации морального выбора.
Развивающие: продолжить развитие у обучающихся умений анализировать ситуации с позиции морали, решать проблемные задачи, критически их осмысливать, вести диалог, рассуждать и делать выводы, актуализировать ранее изученное; умение анализировать свои поступки, события; умение приводить примеры различных жизненных ситуаций; развитие коммуникативной компетентности.
Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся нравственных качеств, чувства моральной ответственности, неприятия зла и аморального поведения; при работе в группах – воспитывать чувство коллективизма и взаимоподдержки, уважения к мнению другого человека.
Оборудование: Презентация, 2 яблока, 5 галетных печенюшек, зонт, распечатанные ангел света и тьмы.

Ход урока
Орг момент
Проверка домашнего задания: ответы на вопросы письменно –
Долг – это..
Напишите примеры вашего долга в семье, школе, в обществе.
Чем отличается моральный долг от общественного?
Совесть – это

3. Беседа с детьми:
Назовите моральные нормы? (не лги, не предавай, помогай нуждающимся, уважай старших, уступай место)

Что такое свобода?
Что такое ответственность?
Что такое выбор?

У каждого из нас есть выбор в той или иной ситуации. На что мы опираемся, когда делаем выбор?
Вызвать 2х детей к доске и проиграть ситуацию. У тебя два яблока, к тебе в гости пришел друг, и у тебя возникает выбор. Дать, не дать, если дать, тогда какое?
Наглядно перед детьми мы показываем ситуацию: Отправилось 3 ребят собирать малину в лес. Но заблудились. Целый день они бродили. Сил нет, голодные, холодные, мокрые, ужасно уставшие. Они сели отдохнуть. И один полез в рюкзак. Ой, он вспомнил, что перед самим выходом из дома бабушка успела положить 5 галетных печенюшек в рюкзак. Перед этим ребенком стоит выбор? Что бы вы сделали на его месте?
Что такое моральный выбор. Давайте запишем что такое моральный выбор. Моральный выбор – это сознательный акт принятия индивидом нравственного решения в определенной ситуации.

Верующие люди представляют выбор хорошего и плохого в виде злого демона и агнела, которые сидят на плечах людей, и говорят в уши, что делать. Но только от человека зависит, что же он в конечном счете выберет.

Представим ситуацию ( к доске выходят двое друзей - зонт): Идет проливной дождь, только у одного есть зонт. Ребята идут со школы всместе, но они живут далеко друг от друга. Под одним зонтиком они прошли к повороту, где обычно расходятся в разные стороны по домам. Предположите, какие могут быть варианты действий?
(Здесь можно развернуть сценку, пусть тот, у кого зонт, очень спешит домой, так как с мамой идут в гости на день рождение, можно показать сомнения в виде двух ангелов, сидящих на плечах – их можно распечатать).

Показать видео с новостями про Рэйчил Бэквис
https://www.1tv.ru/news/2012/03/12/96620-v_ssha_malenkaya_devochka_pogibshaya_v_dtp_pomogla_sobrat_milliony_chtoby_pomoch_drugim_lyudyam
Кто такая Рэйчел Бэквис
Маленькая девочка, 9 лет, но с очень большим и добрым сердцем проживала в городе Сиэтл, США.
Даты жизни: 12/06/2002 - 23/07/2011
Однажды в Сиэтл приехал руководитель благотворительной организации "Charity: water" Скотт Харрисон. В своей лекции, на которую пришла Рейчел, он рассказывал, как в беднейших странах люди страдают от нехватки питьевой воды. Девочка была шокирована кадрами, на которых люди пьют грязную воду из луж и болот, чтобы потом умереть от подхваченной инфекции.
Рэйчел уговорила родителей не приглашать никого на её 9-й день рождения, и попросила своих друзей перечислить деньги, которые пошли бы на подарок, на её страничку в фонде "Charity: water". Там она собирала средства для постройки колодцев, чтобы обеспечить жителей Африки, страдающих от нехватки чистой питьевой воды.
Целью девочки было собрать сумму в 300 долларов, которая, по расчётам фонда, смогла бы спасти жизни 15 человек. Ранее Рэйчел также занималась благотворительностью, дважды отращивая и состригая волосы, с тем, чтобы отдать их на парики для детей, потерявших волосы от онкологических заболеваний.
Однако, экономя на подарках, девочке удалось собрать только 220 долларов.
Через полтора месяца с момента открытия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]произошла трагедия: на шоссе в Сиэтле столкнулись 13 автомобилей. Единственной жертвой этого ДТП стала Рэйчел Бэквис.
Подключённая к аппаратам жизненного обеспечения, девочка не приходила в сознание. Ища способ оказать поддержку, родственники, друзья семьи или просто знакомые стали жертвовать небольшие суммы денег на страницу Рэйчел, располагавшуюся на сайте благотворительной организации «charity: water». Сумма пожертвований начала стремительно расти, привлекая внимание общественности. После того как стало очевидно, что Рейчел в сознание не придёт, жизнеобеспечивающее оборудование было отключено.
Поступок Рэйчел и её трагическая судьба вызвали большой резонанс среди американской общественности. В октябре 2011 года, когда акция по сбору средств была окончена, выяснилось, что 31 997 человек со всего мира пожертвовали 1 265 823 доллара. 300 долларов, которые хотела собрать Рейчел, смогли бы спасти от смерти полтора десятка человек. На собранную сейчас сумму можно провести питьевую воду во многие африканские деревни и спасти жизни около 60 000 человек.
Анализ просмотренного видео. Как связать этот случай со свободой выбора и ответственностью человека?
Как воспитать в себе ответственность?
Про кого так говорят: «Он человек ответственный»? (ответы учащихся)
Важно с ранних лет вырабатывать в себе твердую моральную ответственность, уметь содействовать добру и противостоять злу.
Что для этого нужно?
1.Надо стараться вести себя дисциплинированно, не нарушать требований, которые предъявляют учителя, родители, другие взрослые, а также требования, которые вы сами себе предъявляете.
Казалось бы, как просто: не делай того, что нельзя. Но многое мешает нам быть дисциплинированным (насмешки приятелей, несобранность, дурные привычки). Но все можно преодолеть, если захотеть.
2.Ответственным станет тот, кто осознает значение этого качества характера для себя и для всех людей. Таких людей уважают. Это надежные друзья, на них всегда и во всем можно положиться.
3.Нужно научиться контролировать себя. Для этого полезно спрашивать себя: правильно ли я поступил? Не принес ли я своим поступком вреда? Не подвел ли я кого-то своей необязательностью?
- Что мешает стать ответственным? (самооправдание, иногда достигает чудес изобретательности)
Работа с учебником с. 76. быть или называться
Рефлексия. Что в вашем понимании моральный выбор?
Домашнее задание. Написать эссе на тему : «Быть и казаться», либо «Мораль начинается там, где кончаются разговоры», либо «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все -таки выбираю».