ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дискуссионный клуб ««Деньги в жизни человека»


Принято к утверждению Утверждено
на заседании методического совета приказом № 245/увп от 08.09.2014 г
протокол № 1 от 02.09.2014 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дискуссионный клуб ««Деньги в жизни человека»
Направленность: духовно- нравственная
Срок реализации: 1 год
Объем: 35 часов
Возраст: 10-13 лет

Составила: Распутина О.Г.,
учитель обществознания
высшей квалификационной категории
Тайшет, 2014 год
Паспорт
№ п/пОглавление Стр.
1 Пояснительная записка 3-6
2 Основные разделы программы внеурочной деятельности «Деньги в жизни человека» 6
3 Тематический план занятий 7
4 Содержание разделов программы 8-9
5 Планируемые результаты освоения программы 9-10
6 Способы оценки результативности программы 10
7 Формы контроля результативности работы 11
8 Литература 11-12

Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования – воспитать личность, способную к адаптации в современных условиях, на основе развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Сегодня уровень гражданского самосознания общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения любого человека, в том числе и современного школьника. Ключевыми проблемами качества окружающей среды выступают культурное наполнение этой среды и ценностное отношение к ней.
Программа по современной экономике направлена на формирование активной жизненной позиции и представления о современной валютной системе, становления гражданского самосознания личности, осознания учениками финансово-экономических ценностей. Она призвана сформировать у школьников основы экономических знаний, разумное отношение к деньгам, научить пятиклассников культурно дискутировать, высказывать собственное суждение, аргументировать его, а также умению рационально распоряжаться карманными деньгами.
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-7 классы) и позволяет в увлекательной форме изучать разные аспекты современной экономики. Введение в содержание курса региональной составляющей позволяет школьникам пополнить сведения информацией из истории денег Сибири и развитии золотодобывающей отрасли, о сибирских кладах, банковском деле (на примере банков, расположенных в Тайшетском районе), профессиях людей, связанных с деньгами, на основе привлечения местного материала.
Цель: раскрыть функцию денег в человеческом обществе как средства распределения, обогащения, платежа, накопления, меры стоимости.
Задачи: сформировать разумное отношение детей к деньгам; развивать навыки самостоятельной работы с книгой, компьютером, схемами, таблицами, умения формулировать свою точку зрения, делать и обосновывать выводы; рационально распоряжаться карманными деньгами.
Программа может быть реализована в течение одного учебного года, рассчитана на 35 часов. Занятия запланированы в виде эвристических бесед, игр, дебатов, конференций, дискуссий, экскурсий; проводиться будут после основного расписания уроков (по 40 минут).
Актуальность во исполнение пунктов 4, 5 протокола совещания у Министра Российской Федерации М.А. Абызова от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году» Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержания по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Экономика» (базовый и углублённый уровни) и «Обществознание» для учащихся 7-11 классов общеобразовательных организаций. Письмо Минобрнауки  России от 7 августа 2014 года № 08-1045. Для младших подростков необходима пропедевтика основ бюджетной грамотности.
Практическая значимость в том, что обучающиеся смогут:
Приобрести социальные знания: дети смогут применять полученные знания о деньгах в реальной жизни (участие в работе биржевых и банковских структур, защита прав потребителя и т.д.).
сформировать ценностное отношение к социальной реальности: дети смогут рационально потратить деньги, совершать шопинг во время туристических поездок.
получить опыт самостоятельного общественного действия: детские исследовательские проекты, конференции, экскурсии позволят познать основы финансово-экономической деятельности человека.
Форма подведения итогов реализации программы: конференция на тему «Деньги в нашей жизни».
2. Основные разделы программы внеурочной деятельности «Деньги в нашей жизни»
№ п/пСодержание Теоретические часы Практические часы Итого часов
1 История денег 4 2 6
2 Человек и деньги 2 2 4
3 Банковское дело 5 5 10
4 Как обращаться с деньгами? 5 10 15
3.Тематический план занятий
№ п/пТема занятия Количество часов
История денег
1 Введение в учебный курс.
1
2 Основные вехи истории денег.
Монеты…Письмо и счет 1
3-4 Как делают деньги?
Коллекции монет. 2
5 Драгоценное золото.
Пираты. Добыча золота 1
6 Золотые месторождения мира.
Кладоискательство. 1
Виды денег
7 Золотые слитки. 1
8 Бумажные деньги.
Фальшивые деньги. 1
9 Чеки. Пластиковые деньги.
«Волшебные» деньги. 1
10 Криминальные деньги.
Деньги- путешественники. 1
Банковское дело
11 Хочу работать с деньгами. 1
12 Банковское дело.
Биржевые операции. 1
13 Как делают деньги? 1
14 Налоги со всех сторон. «Голдфингер». «Купи у меня». 1
15 Торговый баланс. Экономика. Международная торговля 1
16 Эта страшная инфляция. Банки. 1
17-18 Открываем банковский счет.
Банк специально для тебя. 2
19 Инвестирование: учи правила. 1
20 Инвестирование по Интернету. Всемирный банк. Инвестируй в себя. 1
Человек и деньги
21 Как заработать на жизнь?
1
22 Работа в магазине. 1
23-24 Что нам стоит дом … продать. Семейный завхоз. 2
25 Игорный бизнес. 1
26 Богач, бедняк… Как быстро разбогатеть? «Из грязи в князи». 1
27 Как заработать состояние? Где хранить богатство? 1
28 Что такое бедность? Безработица.
Как теряют деньги? 1
29 Карманные деньги. Значение денег.
Три варианта, как потратить карманные деньги. 1
30 Учимся составлять бюджет. Карточная система. 1
31 Долги. У кого взять взаймы?
Незапланированные деньги. 1
32 Зарабатываем деньги. Работа на себя. 1
33 Как нас завлекают. В поисках выгодной покупки. 1
34 Твои расходы. Шопинг-терапия. Распродажи. Покупки по Интернету. 1
35 Экономическая конференция «Деньги в нашей жизни» 1