Литературный праздник В стране стихов Агнии Львовны Барто


литературный праздник
"В стране стихов Агнии Львовны Барто"
Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: «Ой – да, конечно, помню с детства».
«Уронили мишку на пол….» или вот эти ироничные и забавные строчки «А болтать – то мне когда? Мне болтать – то некогда» или вот эти юмористические строчки, обращённые к любимому, но неуправляемому ребёнку: «Лёшенька, Лёшенька. Сделай одолжение, выучи, Алёшенька, таблицу умножения…»
Годы проходят, а стихи Барто знают и помнят: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь вы, ребята, ещё не были читателями, ни одной буквы не знали, а уже слушали и с удовольствием запоминали добрые, звонкие стихи Агнии Львовны, которые вам читали родители.
 Давайте проверим: как хорошо вы знаете ее стихи.  Я буду читать начало стихотворения, а вы продолжите.
БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
КОЗЛЕНОК
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.
КОРАБЛИК
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
МЯЧИК
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
СЛОН
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Сборник стихов А.Барто «Игрушки», в который входят эти стихи, увидел свет в 1936 году, а первые книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» были опубликованы в 1925 году, когда Агнии было всего 19 лет.
А родилась А.Л.Барто 17 февраля1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать. Одновременно Агния занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной. Но любовь к поэзии, к детям победила.
Стать настоящей поэтессой ей помогли К.И.Чуковский и С. Я. Маршак. С большой благодарностью Агния Львовна всегда вспоминала своих поэтических учителей.
До войны вышли сборники её стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот"(1934), "Игрушки" (1936), "Снегирь" (1939).
Во время Великой Отечественной войны А.Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом газеты "Комсомольская правда" на Западном фронте.
Война окончилась, но осталось много детей сирот. Агния Львовна ездила в детские дома, читала стихи. Общалась с детьми и воспитателями, над некоторыми детскими домами шефствовала. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород" – рассказ о детях, потерявших родных во время войны.
В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения в СССР по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств.
Первая книга прозы писательницы так и называется "Найти человека".
В 1940-50 выходят новые сборники: "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи", "Стихи детям".
Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» (1939 г.), «Слон и верёвочка» (1946 г.), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953 г.), «Десять тысяч мальчиков» (1963 г.), «Чёрный котёнок» (1965 г.).
Читать стихи А.Барто очень легко, приятно и интересно. Читаешь, например, про Вовку – добрую душу или про первоклассника Петю и сразу представляешь себе этих ребят живо, как будто встречал их в жизни. А как понятны их переживания, волнения, ведь вы, ребята, тоже в этом году пошли первый раз в 1 класс.
В школу
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
1962
Первый урок
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,-
Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят - иди к доске,-
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
Я растуА я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул —
Но я расту,
Расту, шагая в класс.
Расту,
Когда гляжу в окно,
Расту,
Когда сижу в кино,
Когда светло,
Когда темно,
Расту,
Расту я все равно.
Идет борьба
За чистоту,
Я подметаю
И расту.
Сажусь я с книжкой
На тахту,
Читаю книжку
И расту.
Стоим мы с папой
На мосту,
Он не растет,
А я расту.
Отметку ставят мне
Не ту,
Я чуть не плачу,
Но расту.
Расту и в дождик,
И в мороз,
Уже я маму
Перерос!
Первоклассница
Маша - первоклассница:Форменное платьице,Накрахмален фартук,Можно сесть за парту.
На фартуке - оборки,А на платье - складки!Где бы взять пятёрки,Чтоб было всё в порядке?
Мама или я?Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я —
Новиков Илья?
Наш букет уже готов.
Кто не спит из-за цветов?
Кто глядит чуть свет:
— Не завял букет?
Мама, а не я —
Новиков Илья.
Рассказала всем чужим:
— Скоро в школу побежим!
Мама, а не я —
Новиков Илья,
Перед первым сентябрем
Мама сбилась с ног:
— Ну-ка, книжки соберем!..
Что на завтрак мы берем?..
Не проспи, сынок!
Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я —
Новиков Илья?!
Я выросла
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и для детей. В 1958 году выходит большой цикл сатирических стихов "Лёшенька, Лёшенька", "Дедушкина внучка" и др. Мастерство поэтессы без назидательности и нравоучения весело и остроумно высмеять недостатки ребят делает её произведения действенными и доходчивыми. Читая её стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого лучше не стоит.
Два снежкаПогода снежная была,
Отличная погода.
Швырнул снежком из-за угла
Я прямо в пешехода!
 
Он рассердился, поднял крик,
Что снег попал за воротник,
Что так нельзя, что стыдно так,
Что к людям я не чуток.
 
Подумайте, какой чудак:
Не понимает шуток!
 
Погода снежная была,
И мне гулять охота,
Но вдруг снежком из-за угла
В меня швыряет кто-то!
 
Снег тает под воротником —
Я простужусь, пожалуй!
Швырнул мне в спину снежный ком
Какой-то глупый малый!
 
Он просто трус и озорник
И человек нечуткий!
Бросать снежки за воротник —
Какие ж это шутки!
Жил на свете ВанечкаЖил на свете Ванечка.
И должно ж случиться,—
Начал этот Ванечка
Чваниться, кичиться!
— Я букварь, товарищи,
Прочитал до корочки!
У меня, товарищи,
В дневнике пятерочки.
Ванечка, Ванечка,
Перестал бы чваниться!
Нечего кичиться,
Все должны учиться!
По дороге в класс
Спешил Никита на урок,
Шел не сбавляя шага,
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.
Никита - взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом,
Она сказала: - Ой, боюсь!-
И сразу слезы градом.
Но тут ее Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал: - Иди спокойно в класс!-
И отогнал дворнягу.
Его Танюша по пути
Благодарит за смелость.
Еще разок ее спасти
Никите захотелось.
- Ты потеряешься в лесу,
А я приду - тебя спасу!-
Он предложил Танюшке.
- Ну нет!- ответила она. -
Я не пойду гулять одна,
Со мной пойдут подружки.
- Ты можешь в речке утонуть!
Вот утони когда-нибудь!-
Ей предложил Никита. -
Не дам тебе пойти ко дну!
- Я и сама не утону!-
Она в ответ сердито.
Она его не поняла...
Но ведь не в этом дело!
Он всю дорогу до угла
Спасал Танюшу смело.
В мечтах ее от волка спас...
Но тут пришли ребята в класс.
СсораИдут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки...
Мне б сказать спокойно надо:
Слушай, ты же не права!
Но взяла меня досада,
Те, что надо и не надо,
Я выкрикивал слова.
И теперь хожу по саду,
Похожу, на лавку сяду,
Просто пухнет голова!
Как загладить те слова?
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки.
Друг напомнил мне вчераДруг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.
Было у бабушки сорок внучатВ огороде, в огороде
Вот беда —
Появилась, поселилась
Лебеда.
Бабка ахнула:
— Поди-ка, И не видно,
Где клубника!
Я повыдергаю траву,
Уничтожу лебеду,
На неё найду управу —
Сорок внуков приведу!
Сорок внуков, ровно сорок,
Засучили рукава:
— С ней расправишься не скоро
Ох и цепкая трава!
Но повыдергали
Траву,
Поработали
На славу.
Бабка ахнула: — Поди-ка!
Ишь какая благодать!
Только где Моя клубника?
Что-то ягод Не видать!
Шла вчера я...Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: — Это мне? —
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой!
А. Барто никогда не хотела обидеть и навсегда осудить маленького человека, она знала, что дети растут и меняются, у них есть время исправиться, отделаться от своих дурных привычек. Она верила, что ребята могут вырасти настоящими людьми, самостоятельными и честными, хорошими товарищами. Насмешки в стихах Барто не ранят, не убивают, но заставляют, как бы со стороны, оглянуться на себя и увидеть в себе самом что-то такое, над чем можно посмеяться вместе со всеми, внутренне устыдившись и раскаявшись.
Девочка чумазая- Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях - дорожки.
- Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
 
- Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
- Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги - как у негра.
- Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
-Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
- Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
- А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.    
Оттирали губкой нос -
Разобиделась до слез:
-Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
- А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы -
Кричала громким голосом:
- Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
- А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.   
- Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито. -
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
1936
Сонечка
Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит...
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
Петя утомлен
Петя взял "Родную речь";
На диван решил прилечь.
- Дайте что-нибудь принять...
Витамины, что ли...
Слабость чувствовал опять
Я сегодня в школе.
Мать меняется в лице,
Витамины А, Б, Ц
Предлагает Пете.
(Витамины А, Б, Ц
Очень любят дети.)
Мать на Петеньку глядит
И, вздохнув украдкой,
Просит: пусть он не сидит
Долго над тетрадкой.
- Что ж, пожалуй, ты права,-
Стонет хитрый малый. -
Отдохну часочка два...
Я такой усталый!
Сунул в шкаф
"Родную речь",
И гора свалилась
С плеч.
Витамины А, Б, Ц
Катает кошка па крыльце.
Катя
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
— Я жду урожая.
Я лишний
Окапывали вишни.
Сергей сказал: — Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят —
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
— Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.
Мальчик Витя перед вами.Он вступает в разговор.Он бросается словами,Будто кольцами жонглер.
Вот клянется он кому-то:- Ты да я теперь друзья!Но уже через минутуОн кричит:- При чем тут я!
Вот так защитник!
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Отец А.Л. Барто был ветеринарным врачом и лечил животных, как доктор Айболит. Наверное, поэтому многие стихи поэтессы о бережном и добром отношении к животным.
ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ
В пустой коробке спичечной
Целая семья,
В пустой коробке спичечной
Четыре муравья.
Я изучаю их привычки,
Их образ жизни,
Внешний вид.
- Положи на место спички!-
Вдруг мне бабушка велит.
Не удалось мне стать ученым,
Пришлось на место спички класть.
А муравьи в траве зеленой
Успели скрыться
И пропасть.
СТОРОЖ
Сидеть надоело мне
Лапы сложа,
Я очень хотел бы
Пойти в сторожа.
Висит объявленье
У наших ворот:
Собака нужна
Сторожить огород.
Ты меня знаешь,
Я храбрый щенок:
Появится кошка -
Собью ее с ног.
Я тявкать умею,
Умею рычать,
Умею своих
От чужих отличать.
Котята боятся меня
Как огня.
Скажи мне по совести:
Примут меня?
1940
Я ЗНАЮ, ЧТО НАДО ПРИДУМАТЬ
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.
1936
Мы не заметили жукаМы не заметили жука.
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
 
И я зову на помощь маму:
— Там жук живой!
Раскроем раму!
А. Л. Барто писала не только для детей, но и для взрослых. Так у неё есть сказка Медвежонок-невежа (сказка для маленьких и больших)
А как известно, «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок»
Был сынок у маменьки -Медвежонок маленький.В маму был фигурою -В медведицу бурую.
Уляжется медведицаПод деревом, в тени,Сын рядом присоседится,И так лежат они.
Он упадёт. - Ах, бедненький! -Его жалеет мать. -Умнее в заповедникеРебёнка не сыскать!
Сыночек дисциплиныСовсем не признаёт!Нашёл он мёд пчелиный -И грязной лапой в мёд!
Мать твердит:- Имей в виду -Так нельзяХватать еду! -А он как начал чавкать,Измазался в меду.
Мать за ним ухаживай,Мучайся с сынком:Мой его, приглаживайШёрстку языком.
Родители беседуют -Мешает он беседе.Перебивать не следуетВзрослого медведя!
Вот он примчался к домуИ первый влез в берлогу -Медведю пожиломуНе уступил дорогу.
Вчера пропал куда-то,Мамаша сбилась с ног!
Взъерошенный, лохматыйПришёл домой сынокИ заявляет маме:- А я валялся в яме.
Ужасно он воспитан,Всю ночь ревёт, не спит он!
Он мать изводит просто.Тут разве хватит сил?Пошёл сыночек в гости -Хозяйку укусил,А медвежат соседкиСтолкнул с высокой ветки.
Медведица бураяТри дня ходила хмурая,Три дня горевала:- Ах, какая дура я -Сынка избаловала!
Советоваться к мужуМедведица пошла:- Сынок-то наш всё хуже,Не ладятся дела!
Не знает он приличий -Он дом разрушил птичий,Дерётся он в кустах,В общественных местах!
Заревел в ответ медведь:- Я при чём тут, жёнка?Это мать должна уметьВлиять на медвежонка!
Сынок - забота ваша,На то вы и мамаша.
Но вот дошло и до того,Что на медведя самого,На родного папу,Мишка поднял лапу!
Отец, сердито воя,Отшлёпал сорванца.(Задело за живое,Как видно, и отца.)
А медведица скулит,Сына трогать не велит:- Бить детей недопустимо!У меня душа болит...
Нелады в семьеМедвежьей -А сынокРастёт невежей!
Я знаю понаслышке,И люди говорят,Что такие мишкиЕсть среди ребят.
Энергичная, яркая, стремительная, А.Л.Барто успевала всё. Она сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, сценарии к фильмам. Но любимым жанром поэтессы всегда оставались веселые стихи. Некоторые из этих стихов стали песнями «Любитель-рыболов», «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс», «О чём пели птицы», «Болтунья» и др.
- И в завершении нашего праздника мы споём одну из них.
Песня «Любитель-рыболов»
С утра сидит на озереЛюбитель-рыболов,Сидит, мурлычет песенку,А песенка без слов:
"Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля"
Озеро глубокое,Удачным будет лов.Сейчас поймает окуняЛюбитель-рыболов
"Тра-ля-ля,Тра-ля-ля,Тра-ля-ля".
Песенка чудесная -И радость в ней, и грусть,И знает эту песенкуВся рыба наизусть."Тра-ля-ля,Тра-ля-ля,Тра-ля-ля".
Как песня начинается,Вся рыба расплывается..."Тра-ля!"
Вот и подошёл наш праздник к концу. Спасибо за внимание и участие. Благодарим всех выступающих ребят за активное участие.