Урок русского языка по теме Путешествие в страну Фразеология (6 класс)

Мельникова Л. В. Практическая работа №1

Разработка урока по русскому языку

Класс - 6 Дата Урок №

Тема урока: " Путешествие в удивительный мир Фразеологии". Урок-путешествие.
Цели урока:
Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеология».
Развивающая: развитие познавательного интереса; обогащение словарного запаса; развитие у учащихся интереса к самостоятельному творчеству.
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку и народному творчеству.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: листы с заданиями; рисунки; матрицы опорных конспектов; словари, цветовые карточки, "картинная галерея". Возможно использование компьютерных средств для вывода текстов и картинок.

Эпиграф к уроку:
Фразеологизмы составляют
народную физиономию языка,
его оригинальные средства
и егобогатство.
В. Г. Белинский
Ход урока
1. Организазационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний урок оставил у вас массу впечатлений от услышанного и увиденного, а также пополнил ваш ученический багаж знаниями о богатстве русского языка.
-А что бы вы пожелали друг другу перед началом урока?
Приветствие-пожелание детей ( « Привет, желаю тебе получить на уроке высокую оценку». «Привет, желаю тебе активности на уроке». « Привет, желаю тебе хорошего настроения» и т.д.).
2. Сообщение темы, цели, задач урока
Учитель: Урок наш будет не совсем обычный. Мы отправимся с вами в путешествие. Но не надо вешать нос и лить крокодиловы слезы, если у вас в кармане гуляет ветер. Не надо ловить гав и бить баклуши, если вам хочется интересно провести время. Не надо лететь со всех ног во время путешествия, а засучив рукава и разинув рот, зарубить себе на носу, что наше путешествие будет очень увлекательным и познавательным.
Итак, ребята, вы догадались, в какую страну мы отправимся? А почему именно вы так решили? Какие фразеологизмы вы услышали? Что они означают?
Молодцы, тема нашего урока - " Путешествие в удивительный мир Фразеологии". На этом уроке мы обобщим знания о фразеологизмах, пополним ими словарный запас, научимся употреблять фразеологизмы в разговорной и письменной речи, но самое главное -мы отправимся с вами в удивительную страну, которая называется Фразеология.
Задание 1. Актуализация опорных знаний. Игра “Аплодисменты”.
- Отметьте хлопком фразеологический оборот.
Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
- Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение).
- Что такое фразеологизмы?
- Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы?
Запишите в тетрадях число и тему урока. запишите фразеологизмы, которые вы запомнили и их значение. Предложите соседу проверить, правильно ли вы выполнили задание?

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г. Белинского. Как вы понимаете слова критика? Согласны ли вы с высказыванием?
Ой, я же совсем забыла. Чтобы попасть в страну Фразеологию, вам необходимо ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой.
Задание 2. Устно.
- Что не вырубишь топором?
( Что написано пером, не вырубишь топором).
- Куда вставляют палки?
( Вставляют палки в колеса).
-Что бьют бездельники?
( Бьют баклуши).
- Кого тянут за хвост?
( Тянуть кота за хвост).
- Когда цыплят считают?
( Цыплят по осени считают).
Молодцы, быстро нашли ответы. Вот мы и в стране Фразеология. А где же ключ от ворот. Что это? Опять задание. Какие-то непонятные слова. Ребята, кто мне поможет прочитать задание?
Задание 3. Работа в группах.
Раздаются части фразеологизмов. Необходимо собрать эти фразеологизмы, записать их в тетрадь и объяснить значение. Взаимооценивание.
Учитель. Молодцы, справились и с этим заданием. Никто вас не может загнать в тупик. А вот и ворота открылись. И нас приглашают в картинную галерею.
Задание 4. Работа в парах.
Ребята, посмотрите на эти картинки.
13 EMBED StaticMetafile 1415

Они какие-то странные.
-А что на этих картинках не так?
-А как бы вы изобразили значение фразеологизмов?
Желающие могут изобразить значения фразеологизмов или написать сочинение- миниатюру.
Учитель. Жители страны очень разные. И каждый о себе говорит только фразеологизмами. Давайте с вами узнаем, какие же они- жители Фразеологии.
Задание 4. Индивидуально письменно в тетрадях.
На доске или экране выведены фразеологизмы. Объединить их по синонимическим признакам и объяснить значение.
1. Сидеть, сложа руки.
2. Во все лопатки.
3. Водить за нос.
4. Засучив рукава.
5. Бить баклуши.
6. Втирать очки.
7. Вводить в заблуждение.
8. Не чувствовать ни рук ни ног.
9. Вставать с петухами.
10. Толочь в ступе воду.
Проверка задания.

Учитель:
Что-то вы подустали.
Давайте вместе отдохнем,
Физкультминутку проведем.
Минутка эта не простая,
Сейчас оценим ваши знанья!
Физкультминутка. Проводит самый активный на уроке учащийся.
Команды подаются фразеологизмами.
-Встанем, как аршин проглотили.
-Проголосуем обеими руками.
-Согнемся в три погибели.
-Дадим задний ход.
-Посмотрим друг другу в глаза.
-Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-Побъем друг другу челом.
-Разведем руками.
-А теперь - руки в брюки.
-Подержим нос по ветру.
-Намылим друг другу голову.
Учитель:
Но в ногах правды нет. Занимайте свои места, продолжим путешествие.
Перед нами- зоопарк. Но чтобы узнать, какие там животные, необходимо дополнить фразеологизмы.
Задание 5. Дописать фразеологизм.
( По мере угадывания животное появляется на экране или на картинке).
-Голоден, как ... ( волк).
-Труслив, как... (заяц).
-Здоров, как... (бык).
-На ухо наступил...( медведь).
-Смотрит, как...( баран) на новые ворота.
-Грязный, как... (свинья).

-Дополните своими фразеологизмами.
-Составьте предложения с записанными фразеологизмами.
Учитель:
Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма?
( Обращаемся к фразеологическому словарю.)
Правильно, в этом нам помогают словари, а мы с вами отправимся в библиотеку.
У вас у каждого на парте лежит фразеологический словарь. Как иностранцы в этой стране мы хотели бы узнать значение некоторых фразеологизмов. Какие это будут фразеологизмы, вам подскажет экран ( или карточка). Давайте найдем значение фразеологизмов и запишем их значение.
" От альфы до омеги", "звезда первой величины".
Учитель.
Подведение итогов урока.
Ребята, путешествие наше подходит к концу. Мы с вами были вместе от альфы и до омеги. Понравилось вам путешествие. Сейчас каждый из вас сможет свои впечатления и пожелания высказать в микрофон.
Стратегия "Микрофон".
Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку. Теперь вы понимаете, почему В.Г. Белинский назвал фразеологизмы "оригинальными средствами"? Почему?
И вот мы снова дома.
-Что мы с вами сегодня обобщили и закрепили на уроке?
-Какие новые фразеологизмы вы узнали во время путешествия?
-Какие советы вы можете дать путешественникам?
-Кого бы вы не брали с собой?
Оценивание знаний.
Ребята, перед вами лежат карточки разных цветов. Красная-вы поработали отлично, зеленая-хорошо, синяя-удовлетворительно. Оцените свою работу на уроке и поднимите карточку соответствующего цвета.
Вот и у нас появились звезды первой величины. Давайте отметим ативных ребят аплодисментами.
Домашнее задание.
А чтобы продолжить знакомство с миром фразеологизмов, запишите задание на дом ( по уровням).
1. Выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов со словом "язык" и 5 со словом "нос". Объяснить значение.
2. Написать сказку, используя фразеологизмы.
Урок-путешествия окончен. До новых встреч в стране Знаний.











Root Entry