Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Абакана
«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2015-2016г
воспитателя Миллер Елены Валерьевны
Абакан 2015
Аналитический раздел
Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Создание условия для изучения путей, средств и методов патриотического воспитания дошкольников; привития к детям любви к отечеству, гордости за его культуру через различные виды деятельности.
Задачи:
Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Развивать у детей с ОВЗ социально - значимые качества личности: любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, школе; любовь к Родине, природе, уважительное отношение к историческим ценностям.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что события последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Методологический раздел.
С древнейших времен великие философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание старших, традиций.
Концепция воспитания в Древней Греции имели свои особенности. Высшей целью каждого гражданина считалось достижение блага для государства. В трудах Перикла (V век до н.э.) идеалом человека являлся полноправный гражданин, который сочетал свои интересы с государственными, отличался высокой сознательностью и богатством духовной культуры.По мнению К.А. Гельвеция, истинной целью воспитания считается формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага. А поколение новых людей – патриотов появляется тогда, когда сердца граждан раскрываются для гуманности, а ум – для знаний. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека – любовь к справедливости и Отечеству».[3;225].
Я.А. Коменский считал, что одним из главных направлений воспитания является формирование у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. В «Великой дидактике» он писал: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в х общественного благополучия»[7;43].
Система подготовки патриотов, защитников, воинов доходит до России через Византию и через западноевропейские государства. Но в России дворянско-аристократическая подготовка опиралась на русские обычаи, русский национальный характер.
Патриотическое воспитание всего русского народа диктовалось жизненной необходимостью защиты своего Отечества, заключалось в праве жить своими традициями, заботиться о том, чтобы страна становилась богаче, сильнее, славилась трудом, почитанием законов, национальных традиций, чтобы ее уважали соседи.
Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.
Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному [6;25]
По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие [3;15].
В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны.
Советскому обществу были присущи черты марксистко-ленинской идеологии, контроль государства над учебными учреждениями, творческими союзами, содержанием культуры. Но необходимо отметить, что культура советского периода базировалась на наследии патриотизма, духовности, гуманизма, общинности, государственности, всегда жившем в народном сознании как высокий идеал и норма человеческого бытия. Сохранилось то, что русский народ создал за многовековую историю патриотического воспитания и подготовки ее к защите Отечества. Появились общественные организации и центры по подготовке молодежи допризывного возраста к службе в армии, организовывались военно-спортивные соревнования («Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне»).
Характеризуя цели воспитания в советской школе, А.С. Макаренко отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Ученый подчеркивал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, напряженная работа, часто очень тяжелая, неинтересная и грязная. А.С. Макаренко считал, что удел школы – воспитание преданных родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных [3;18].
В 50-60 годы XX века среди педагогических исследований, посвященной данной проблеме, выделяются работы И.С. Марьенко, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова.
В своих трудах И.С. Марьенко представлял теоретический анализ проблемы патриотического воспитания. Им были даны практические рекомендации по формированию патриотического сознания во внеклассной работе, обосновано единство патриотического сознания на чувственном и поведенческом уровнях.
В конце XX – начале XXI века произошло изменение социальной ситуации в обществе. Россия переживает духовную деформацию самоопределения, пересматривает свое прошлое. Данный период в развитии России можно назвать переломным, так как особую значимость приобретают идеи, которые обращены к Отечеству и направлены на патриотическое воспитание молодежи.
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма , Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский:«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».
Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все , что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.
Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.
Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.
Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и др.), отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Н.Ф. Виноградова и Р.Ш. Халикова указывают при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материа. Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. . Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др.
Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определенных обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова) – гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.
Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстаноки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.
Исследуя проблему воспитания начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова подчёркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство - чувство патриотизма: интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический.
На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. В своих работах они указывают, что патриотическое воспитание необходимо каждому гражданину своей страны. Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.
Практический раздел
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". Папка по самообразованию
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Оформление предметно-развивающей среды.
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего города".
Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города. Выставка работ детского творчества.
Составление рассказа «Как я сходил в музей»
Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Развлечение «Игры наших бабушек».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» совместно с инструктором физ.воспитания. Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель
Краткосрочный проект «Космос». Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Подготовка и проведение праздника «День Победы» совместно с муз. руководителем. Утренник, посвящённый Дню Победы.
Сентябрь - Май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. Работа с семьёй Сентябрь
Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Статья, фотовыставка «Моё любимое место в городе»
Октябрь
Консультация «Как воспитать маленького патриота». Статья
Ноябрь
Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль
Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март
Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». Статья
Самореализация Март
Отчёт по теме самообразования. Выступление с докладом на семинаре.
Май Показ открытого мероприятия Развлечение «Игры наших бабушек».
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4. Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
5. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005
6. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009
7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008
8. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
9. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
10. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
11. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.:
Сфера, 2010
12. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-
Пресс, 2006
14. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.