Программа развития личностной рефлексии у детей подросткового возраста


Авторская программа развития личностной рефлексии у детей подросткового возраста

Программа развития личностной рефлексии у детей подросткового возраста
Проанализировав литературу, направленную на выявление условий развития личностной рефлексии в подростковом возрасте, мы разработали программу, направленную на развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте.
Цель тренинговой программы: развитие личностной рефлексии у детей подросткового возраста.
В основу составленной нами программы были положены следующие принципы:
Принцип сознательности и активности - основывается на формировании у учащихся мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, систематическом обсуждении изучаемого материала.
Принцип системности предполагает, что знания и умения, полученные в ходе тренинга, будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей - содержание, формы и методы организации деятельности - основывается на возрастных особенностях учащихся.
Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему (гуманистический принцип) - требовательность - является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
При разработке программы мы опирались на исследования Линецкого Ю.Л., Хаяйнен Е.В. и Епимахиной Ю.В. Из идей данных исследователей о развитии личностной рефлексии мы взяли основное - тренинговые занятия. Именно с помощью тренинга легче развивать личностную рефлексию в подростковом возрасте. В ходе тренинга происходит общение подростка со сверстниками и взрослым (психолог), которое является важнейшим психологическим условием для личностного развития подростка. Тренинг поможет подростку, с одной стороны, в удовлетворении возникших потребностей подростка в изучении себя, своих возможностей, способностей, а с другой – с открытостью подростков перед принятием помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятий решений.
Настоящая программа предназначена для работы с подростками 12-14 лет (приложение 4). Занятия целесообразно проводить два раза в неделю по 45 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 12-15 человек. Количество занятий в программе 11.
Мы полагаем, что тренинговые занятия будут способствовать развитию личностной рефлексии подростков через развитие ее компонентов при соблюдении следующих условий:
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента посредством самопознания и самосовершенствования.
2. Развитие рефлексивно-аффективного компонента посредством развития аффективно-потребностной сферы подростков.
3. Развитие рефлексивно-регулятивного компонента через обучение конструктивным способам поведения в проблемно-конфликтных ситуациях для мобилизации личностно-интеллектуальных ресурсов подростков.
Тематическое планирование программы тренинговых занятий представлено в таблице 2. В полном объеме разработанная нами программа представлена в приложении 4.
Таблица 2.
Тематическое планирование программы
№ Тема занятия Цели занятия Методы/название упражнений
1 «Знакомство» 1. Знакомство с участниками занятий.
2. Заключение контакта на дальнейшую работу.
3. Обозначение правил работы в группе. Игра «Комплимент»
Групповая дискуссия «Наши правила»
Игра «Хлопки по кругу»
Игра «Самопохвала»
2 «Кто Я такой?» 1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Формирование образа «Я». Упражнение «Кто Я?» (на примере методики Куна М. «Кто Я?») (самопознание)
Игра «Мечтатель, критик, реалист…» (самопознание), (Митина Л.М.)
3 «Наш символический образ «Я»
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие представлений о будущем. Упражнение «Автопортрет с тенью» (самосовершенствование)
Упражнение «Я-образ» (Спаркс М.), (самопознание)
4 «Линия жизни»
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие рефлексивно-аффективного компонента личностной рефлексии. Упражнение «Жизнь»
(самоанализ,
самосовершенствование, развитие афферентно-потребностной сферы)
5-6 «Межличностные отношения»
1. Развитие рефлексивно-регулятивного компонента личностной рефлексии.
2. Знакомство с понятием «конфликт». Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» (мобилизация личностно-интеллектуальных ресурсов)
Упражнение «Веревка» Упражнение «Датский бокс»
Упражнение «Бумажные мячики» (мобилизация личностно-интеллектуальных ресурсов)
7 «Сообщение о себе» 1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Формирование позитивного отношения к себе. Упражнение «Сообщение» (Попова М.В.), (самопознание, самосовершенствование)
8 «Я и мой внутренний мир»
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие рефлексивно-аффективного компонента личностной рефлексии.
Упражнение «Счастье»
Упражнение «Открытка» (развитие афферентно-потребностной сферы)
Упражнение «Футболка с надписью» (самопозание)
Упражнение «Дерево» (самопознание, самосовершенствование)
9 «Нарисуй себя» 1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие умения различать модальности самоустановок. Упражнение «Нарисуй себя» (самопознание, самосовершенствование)
10 «Метафорический автопортрет»
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие рефлексивно-аффективного компонента личностной рефлексии.
Упражнение «Портрет» (самопознание, самосовершенствование)
Упражнение «Сходства и различия» (развитие афферентно-потребностной сферы)
11 «Прощай…»
1. Закрепление позитивных навыков, полученных во время тренинга, взаимодействие.
2. Закрепление дружеских отношений между членами группы. Игра «Новогодняя елка»
Групповая дискуссия «Моё будущее»
Групповая работа «Коллаж»
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Конспекты занятий по программе формирующего этапа эксперимента
Занятие 1. «Знакомство»
Цели занятия:
1.Знакомство с участниками занятий.
2.Заключение контакта на дальнейшую работу.
3.Обозначение правил работы в группе.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Ритуал приветствия «Комплимент»
Цель: Знакомство с участниками занятий.
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:
1.Обращение по имени.
2.Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему
II. Основная часть.
Упражнение «Наши правила»
Цель: Обозначение правил работы в группе.
Прежде чем вводить основные правила групповой работы необходимо сказать:
«Это круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Что-то делать с собой мы может здесь только с помощью друг друга, только через друг друга. Наше общение, то, что мы внесем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые мы вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, есть несколько принципов групповой работы».
Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:
Добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).
Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.
Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения   кого-либо.
Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты, думаешь, или просто врать.
Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.
Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
Игра «Хлопки по кругу»
Цель: Эмоциональность стабильность группы, подготовка к дальнейшей работе.
Ход игры: Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем хлопать в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке. Как только я внезапно хлопаю в ладоши 2 раза, то движение начинается в противоположную сторону».
Рефлексия:
Почему ты ошибся?
Почему пропустил?
Кто тебе помешал?
Рефлексия:
Понравилось ли тебе занятие? Чем?
Что ты приобрели на данном занятии?
III. Заключительная часть.
Ритуал прощания «Самопохвала»
Цель: Осознание положительных качеств участников групповой работы.
Участникам предлагается встать и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания. 
Занятие 2. «Кто Я такой?»
Цели занятия:
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Формирование образа «Я».
Ход занятия:
Вводная часть.
Ритуал приветствия «Комплимент»
Цель: Настрой на хорошую и плодотворную работу.
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:
Обращение по имени.
Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
II. Основная часть.
Выполняется упражнение «Кто Я?».
Цель: Знакомство с представлениями о себе у участников группы. Осознание множественности собственных «Я – образов» (самопознание).
Участники пишут на листочках 10 определений – ответов на вопрос «Кто Я?». После этого проводится работа с полученными ответами. Возможно в нескольких направлениях:
Анонимно: листочки с ответами кладутся в 1 стопку, ведущий читает, а участники пробуют отгадать, кому принадлежат эти определения.
Личностно: каждый участник рассказывает о себе, поясняя, если это необходимо, как это проявляется.
Рефлексия:
Легко ли было писать о себе? Почему?
Каких качеств больше: положительных, отрицательных, нейтральных? Почему?
Часто ли вы задумываетесь над вопросом «Кто Я?».
Зачем задавать себе эти вопросы?
Игра «Мечтатель, критик, реалист…» (Митина Л.М.)
Цель: Развитие представлений о себе с точки зрения различных социальных ролей; развитие навыков самопознания, личностной рефлексии.
Каждый участник ведёт монолог с трёх позиций, пробуя перевести мечту в реальность. Например,
Мечтатель: «Я мечтаю достичь или иметь…»;
Критик: «А что ты для этого делаешь? Ты ленивый и т.д.»;
Реалист: «Я могу…»
III. Заключительная часть.
Ритуал прощания «Самопохвала»
Цель: Осознание положительных качеств участников групповой работы.
Участникам предлагается встать и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания. 
Занятие 3. «Наш символический образ «Я»
Цели занятия:
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие представлений о будущем.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ритуал приветствия «Приветствие»
Цель: Настрой на хорошую и плодотворную работу.
Ход работы: «Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза, главное — никого не пропустить».
После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: «Как настроение?», «Как вы себя чувствуете?», «Можем ли мы приступать к работе?».
Основная часть.
Упражнение «Автопортрет с тенью».
Первый этап: Участники рисуют свой автопортрет в виде символа, метафоры (на рисунок отводится 15 минут) 
Второй этап. Представьте себе человека во всем противоположного вам, вашего антипода. Нарисуйте его метафорический автопортрет.
Третий этап. Нарисуйте метафорический портрет человека, в котором сочетались бы качества двух первых. Внизу каждого рисунка напишите несколько слов, ассоциирующихся с ними. Представьте себя каждым из этих людей.
Рефлексия:
1. Какие чувства вы испытываете в каждом случае?
2. Проводится презентация рисунков по кругу. 
Упражнение « Я-образ». (Спаркс М.)
Цель: Развитие представлений о будущем, развитие личностной рефлексии.
Представьте себе образ самого себя. Просто подумайте о том, как вы выглядите.
Заключительная часть.
Ритуал прощания «Спасибо за приятное занятие»
Цель: Выражение дружеских чувств и благодарность друг другу.
Ход работы: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».
Занятие 4. «Линия жизни».
Цели занятия:
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие рефлексивно-аффективного компонента личностной рефлексии.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ритуал приветствия «Приветствие»
Цель: Настрой на хорошую и плодотворную работу.
Ход работы: «Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза, главное — никого не пропустить».
После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: «Как настроение?», «Как вы себя чувствуете?», «Можем ли мы приступать к работе?».
Основная часть
Упражнение «Жизнь».
Цель: самоанализ, самосовершенствование, развитие афферентно-потребностной сферы.
Давайте представим такую картину: путник идет по дороге, которая называется «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
- Переставьте себя на месте этого путника. О чем вы думаете, что вы чувствуете?
- Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.
- Куда вы хотите придти? Что возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему вам придется научится?
Рефлексия:
Какие пути получились? В какой части своего пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Что этому способствует?
Важно обратить внимание на связь прошлого и настоящего, настоящего и будущего. Чем отличается прошлый путь от настоящего и будущего. Что общего между нами?
Какова цель этого пути? Как вы узнаете, что ваша цель достигнута? Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности?
Заключительная часть.
Ритуал прощания «Спасибо за приятное занятие»
Цель: Выражение дружеских чувств и благодарность друг другу.
Ход работы: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».
Занятие 5. «Межличностные отношения».
Цели занятия:
1. Развитие рефлексивно-регулятивного компонента личностной рефлексии.
2. Знакомство с понятием «конфликт».
Ход занятия: 
I. Вводная часть.
Ознакомление с понятием «конфликт». Ученикам предлагается дать определение понятию «конфликт» (варианты предложенные учениками записываются на доске или ватмане). Совместное формулирование понятия «конфликт». Далее психолог предлагает научные определение о конфликте, ученики сравнивают правильно или нет она дали определение понятию «конфликт».
После работы с понятиями психолог предлагает ученикам пройти тест (тест «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса), который определит их формы поведения в конфликтных ситуациях.
Далее психолог предлагает поиграть в игру «Потерпевшие кораблекрушение».
II. Основная часть.
Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»
Цель: изучить процесс выработки и принятия решения в ходе общения и групповой дискуссии (мобилизация личностно-интеллектуальных ресурсов).
Порядок проведения:
1. Ознакомить    всех   участников с условиями    игры.
2. Каждому игроку самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (цифра 1 — у самого важного для вас предмета, цифра 2 — у второго по значению, цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе дискуссии между участниками запрещены.
3. Разбить группу на подгруппы по тем формам поведения, которые ученики определили с помощью теста К.Томаса. Один участник из каждой подгруппы должен быть экспертом. Можно предложить каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности).  На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметить среднее время выполнения задания в каждой подгруппе.
4. Оценить результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:
а)    выслушать мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, каковы были первоначальные версии, веские доводы, аргументы и т. д;
б)  зачитать «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО;
в)    сравнить результаты группового и индивидуального решения; определить, явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных людей.
Приводится список из 15 предметов, которые остались целыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочном надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы. Имущество оставшихся живых людей — это пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых купюр.
Сектант.
Зеркало для бритья.
Канистра с 25 литрами воды.
Противомоскитная сетка.
Одна коробка с армейским рационом.
Карта Тихого океана.
Надувная плавательная подушка.
Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Репеллент, отпугивающий акул.
Два квадратных метра непрозрачной пленки.
Один литр рома крепостью 80 %.
450 метров нейлонового каната.
Две коробки шоколада;
Рыболовная снасть.
Ответы экспертов ЮНЕСКО:
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем заласти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая приводится далее, не перечисляет все  возможные  способы  применения  данного  предмета,  а указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
Зеркало для бритья — для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Канистра с нефтегазовой смесью — для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой. Будет плыть по воде, привлекая внимание.
Канистра с водой — для утоления жажды.
Коробка с армейским рационом — обеспечит основную пищу.
Непрозрачная пленка — для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
Коробка шоколада— резервный запас пищи.
Рыболовная снасть — оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в паpycax лучше «журавля» в небе. Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.
Нейлоновый канат — для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
Плавательная подушка — спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
Репеллент, отпугивающий акул— назначение очевидно.
Ром крепостью 80 % — содержит достаточно алкоголя для использования в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.
Радиоприемник — имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
Карта Тихого океана — бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов.
Сектант — без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
III.Заключительная часть.
Рефлексия:
1.Что запомнилось больше всего?
2. Что получилось лучше всего, узнали ли вы о себе или о ком-то из группы что-то новое?
Занятие 6. «Межличностные отношения»
Цели занятия:
1. Развитие рефлексивно-регулятивного компонента личностной рефлексии.
2. Знакомство с понятием «конфликт».
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Приветствие участников.
Получение обратной связи по итогам прошлого занятия: что для участников было особенно важным или интересным, предложите задать вопросы, которые у них возникли после первого занятия. 
Ритуал приветствия:
Упражнение «Комплимент».
Цель: сплочение группы, создание рабочей атмосферы
Ход работы: Участники становятся в круг и берутся за руки. Один из участников стоит в центре круга и начинает двигаться вдоль круга  по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника в тот момент, когда тот скажет ему комплимент. После того как первый пройдет четверых из всех, второй начинает движение вслед за ним и т.д. по очереди.
II. Основная часть.
 Упражнение «Веревка».
Цель: воссоздание конфликтной ситуации в условиях группы.
Ход работы: По желанию выходят два добровольца. Ведущий дает им вводную ситуацию: два одноклассника повздорили из-за того, что один из них воспользовался мобильным телефоном другого с его разрешения, но «проговорил» много денег и не хочет оплачивать свои переговоры. Первый стоит на том, что он это сделал с разрешения другого, и они не устанавливали время разговоров. Второй требует оплаты. Ни одна сторона не идет на примирение, причем на свою сторону пытается перетянуть одноклассников.
Двое оппонентов берутся за разные концы веревки и начинают тянуть в стороны, доказывая свою правоту и прося помощи у других участников группы, Ребята, поддерживающие ту или иную сторону, также берутся за концы веревки и тянут в сторону поддерживаемой ими точки зрения. В конце концов, в «конфликт» вовлекается вся группа.
Ведущий отводит в сторону главных оппонентов, а остальные продолжают тянуть веревку, стремясь отстоять свое мнение.
Спустя некоторое время ведущий останавливает ребят и переходит к обсуждению. 
Упражнение «Датский бокс».
Цель: выявление возможностей конструктивного разрешения споров.
Ход работы: Ведущий: «Эту игру придумали датские мужчины, чтобы  коротать долгие зимние вечера. В эту игру могут играть все, потому что все в ней зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться снижением внимания партнера.
Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку партнера так, чтобы мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному и т. д. Четыре пальца должны быть крепко прижаты. На счет «три» в бой вступают большие пальцы. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к его кулаку хотя бы на секунду.
Проиграйте несколько раундов, с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. Закончив игру, поблагодарите партнера за честный бой». 
Упражнение «Разговор с собой».
Цель: развитие навыков анализа поведения.
Ход работы: Ребятам предлагается проанализировать свои чувства, мысли и действия во время предыдущей игры. Что они могут сказать самим себе? Как они оценивают свои чувства? Если пришлось проиграть, чувствовали ли обиду и на кого? А если выиграли, появилось ли чувство удовлетворения? Если найдутся добровольцы, им можно предложить рассказать группе, что они сами себе сказали после победы (поражения).
Упражнение «Бумажные мячики».
Цель: достижение состояния эмоциональной разрядки.
Ход работы: На полу проводится «граница». Группа делится на две команды, из газет сминаются «мячики». По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону «мячики».
Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все «мячики» оказались на территории «противника».
III.Заключительная часть.
Рефлексия:
1.Какое настроение у участников?
2.Менялось ли оно в ходе упражнений?
3.Что понравилось в занятии?
4.Что не понравилось?
Занятие 7. «Сообщение о себе»
Цели занятия:
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Формирование позитивного отношения к себе.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Ритуал приветствия «Моё настроение»
Цель: Создание положительного настроя на работу.
Ход работы: Участникам предлагается сравнить своё настроение с каким-либо цветом (как вариант может быть сравнение с овощем, фруктом, погодой).  Каждый по очереди  высказывается, объясняя свой выбор.
II. Основная часть.
Упражнение «Сообщение» (Попова М.В)
На предыдущем занятии дается домашнее задание: Каждый готовит сообщение на любую интересующую его тему на 10-15 минут. Задача учащегося: представить предмет своего интереса и проанализировать его. Анализ не предполагает глубоко исследования, но обязательно максимально выразить собственную точку зрения, впечатления. Тема должна быть четко определена; название должно быть сказано группе четко и ясно (можно написать его на доске).
Процедура проведения занятия: Во время выступления докладчик находится в центре внимания. Ведущий ведет себя активно в невербальной коммуникации: выражает внимание, интерес, эмпатию.
I этап.
Учащийся представляет свою тему. После окончания доклада слово предоставляется ведущему: «Пожалуйста, задайте вопросы на понимание. Если кто-то хочет что-то спросить, можно задать вопросы». Докладчик отвечает коротко. Ведущий: «Спасибо, садись сюда» (Указывая на свое место).
II этап.
Каждый из участников полукруга должен высказать свое отношение к тому, что он услышал с 2-х позиций: что показалось наиболее интересным в рассказе; что понравилось (не понравилось). (Я бы на месте… сказал бы…). Условие: начинать анализ с положительных моментов; если что-то не понравилось, то какие чувства возникли в тот момент.
III этап.
Выступающий отвечает (если хочет) на вопросы и соображения участников. Его право ответить так, как он хочет; его слово – последнее.
IV этап (основная часть).
Главная роль – у ведущего: теперь, давайте посмотрим, что мы можем узнать о человеке (вообще), имея в виду то, что сейчас происходило. Прорабатываются такие вопросы отдельно по кругу (не пропуская ни кого).
1. Можем ли мы сказать, что мы узнали что-то новое о … человеке только по той теме, которую он определил в названии, (что именно и обосновать свое мнение). Через выбор темы можно проследить избирательность отношения к миру. Из всех тем он выбрал именно эту. Почему? О чем это может говорить? (Это круг его интересов, эта тема входит в систему его ценностей.)
2.
а) Скажите, у кого было полное совпадение с тем, что сказал(а)…? (Предполагаемый ответ детей – нет).
б) Почему? (Предполагаемый ответ детей – он(а) другой(ая). При обсуждении данного вопроса, дети приходят к пониманию: «Я другой».
3. Можем ли мы сказать, что мы узнали о … что-то новое из его (ее) выступления в целом: по тому что он рассказал и как? Обращение ведущего идет лично к каждому участнику группы по кругу. (Пожалуйста, можешь ли сказать, что узнал(а) о …по тому что он представил в своем выступлении).
4. Можете ли вы сказать, что узнали о … по тому, как он подавал свою тему? Можем ли мы сказать, что мы узнали, как он думает, понимает тему? Что можно увидеть? Почему так происходит? Потому что все разные – эти люди. Все люди разные.
Завершающий этап обсуждения:
Ведущий:
1. Можете ли вы сказать, что вы что-то узнали, поняли, подумали для себя, о себе? (Возможен ответ в письменном виде).
2. Можете ли вы сказать, что вы узнали что-то о других людях, о людях вообще?
3. Можете ли вы сказать, что вы узнали что-то о мире?
V этап.
Поблагодарить выступающего: Теперь давайте поблагодарим … за ту возможность, которую он(а) нам предоставил(а). Завершить надо на положительной оценке и достоинствах выступающего (к нему: Хочешь что-нибудь сказать?).
III.Заключительная часть.
Ритуал прощания «Подарок»
Цель: Выражение дружеских чувств.
Ход работы: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
Занятие 8. «Я и мой внутренний мир».
Цели занятия:
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие рефлексивно-аффективного компонента личностной рефлексии.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Ритуал приветствия «Моё настроение»
Цель: Создание положительного настроя на работу.
Ход работы: Участникам предлагается сравнить своё настроение с каким-либо цветом (как вариант может быть сравнение с овощем, фруктом, погодой).  Каждый по очереди  высказывается, объясняя свой выбор.
II. Основная часть.
Упражнение «Счастье».
Цель: Формирование представления о счастье (развитие афферентно-потребностной сферы).
Нарисуйте свое представление о счастье. В конце производится обсуждение.
Упражнение «Открытка».
Цель: развитие афферентно-потребностной сферы.
Нарисуйте открытку, если возникнет желание, подарите ее кому-нибудь из группы.
Упражнение «Футболка с надписью».
Придумайте надпись на футболку, которая выражала бы ваше отношение к жизни, ваш жизненный девиз.
Упражнение «Дерево»
Цель: Активизация межсубъектных отношений.
Выстроится всем вместе в виде дерева. Каждый должен найти для себя подходящее место: кто-то будет корнями, кто-то листвой. Условие упражнения: найти свое место в данной композиции.
III.Заключительная часть.
Ритуал прощания «Подарок»
Цель: Выражение дружеских чувств.
Ход работы: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
Занятие 9. «Нарисуй себя».
Цели занятия:
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие умения различать модальности самоустановок.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Сегодня мы с вами поговорим о различных модальностях самоустановок и попытаемся из изобразись. Но для начала давайте рассмотрим основные модальности. Обычно выделяют, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:
1. Реальное Я – установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е.с его представлениями о том, коков он есть в настоящем времени.
2.Зеркальное Я – установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаомообратный диалог с другими и с самим собой.
3.Идеальное Я – установки, связанные с представлениями человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять.
II. Основная часть.
Упражнение «Нарисуй себя».
Предлагается нарисовать три рисунка:
- какой ты сейчас;
- каким хотят тебя видеть окружающие;
- каким ты хочешь быть.
III.Заключительная часть.
Рефлексия:
1.Объясните, что нарисовано на ваших рисунках?
2.Возникли ли сложности при изображении модальностей? Какие?
3.Совпадают ли эти три образа?
Занятие 10. Метафорический автопортрет.
Цели занятия:
1. Развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии.
2. Развитие рефлексивно-аффективного компонента личностной рефлексии.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Ритуал приветствия «Моё настроение»
Цель: Создание положительного настроя на работу.
Ход работы: Участникам предлагается сравнить своё настроение с каким-либо цветом (как вариант может быть сравнение с овощем, фруктом, погодой).  Каждый по очереди  высказывается, объясняя свой выбор.
II. Основная часть.
Упражнение «Портрет».
Участникам объясняется, что сегодня мы будем выполнять метафорический автопортрет.
Метафорический автопортрет – это автопортрет в любом образе: сказочного персонажа, мифологического героя, предмета, животного, растения или представителя фантастического и реального миров.
Предлагается нарисовать себя в виде какого-нибудь предмета, существа или животного, и рассказать об образе от первого лица (можно письменно). Презентация рисунков.
Рефлексия:
1.Какие сложности возникали при создании автопортрета?
2.Удовлетворены ли вы образом автопортрета? Удалось ли передать то, что вы задумывали?
3.Сложно ли было найти образ для автопортрета?
Упражнение «Сходства и различия».
Участникам предлагается разбиться на пары. Их задача найти восемь характеристик, которые есть в данной паре у обоих, а затем – восемь характеристик, которыми они отличаются. Затем необходимо нарисовать две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем участники пары отличаются друг от друга. А другая должна изображать одно, но важное различие. Далее идет презентация рисунков.
Рефлексия:
1.Что было сложнее: найти сходства или различия?
2.Что из того, что объединяет вас с партнером, нравится больше?
3.Что больше всего нравится из того, чем вы отличаетесь?
III.Заключительная часть.
Ритуал прощания «Подарок»
Цель: Выражение дружеских чувств.
Ход работы: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
Занятие 11. «Прощай…»
Цель занятия: 
1. Закрепление позитивных навыков, полученных во время тренинга, взаимодействие.
2. Закрепление дружеских отношений между членами группы.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Ритуал приветствия «Новогодняя елка»
Цель: Создание  рабочей атмосферы, позитивного настроения.
Ход работы: Все участники группы должны выстроить из самой группы «Новогоднюю ёлку»: кто-то будет стволом, кто-то ветками, кто-то игрушками и т.д. Главное, чтобы все члены группы участвовали в постройке и чтобы каждый был удовлетворен свои местом. После того как елка будет построена, ведущий на некоторое время «замораживает» картинку. В этот момент можно сфотографировать группу.
Рефлексия:
Какие чувства испытывали при выполнении упражнения?
Все ли были довольны доставшимися ролями?
Какие роли было сложно играть? Почему?
II. Основная часть.
Упражнение «Моё будущее»
Цель: Создание позитивного настроя на будущее.
Ход работы: Участникам предлагается закончить предложения:
-Мое будущее видится мне…
- Я жду …
- Я хочу …
- Я думаю …
- Мне хочется достичь успеха в …
- Для этого мне необходимо …
- Главная сложность, с которой я столкнусь …
- Преодолеть препятствия мне поможет …
Упражнение «Коллаж»
Цель: Закрепление позитивных навыков, полученных во время тренинга.
Ход работы: подросткам предлагается вспомнить и на листе ватмана изобразить наиболее интересные и яркие события в группе.
Рефлексия:
Что понравилось?
Чему вы научились в ходе всех занятий?
Какие из приобретенных навыков вам кажутся наиболее важными?
Какие навыки вы будете использовать?
III.Заключительная часть.
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Цель: Позитивное завершение курс занятий, закрепление дружеских отношений между членами группы.
Ход работы: Ведущий: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современное общество и модернизация нашего образования все больше выдвигает требования к современному подростку. Образование стоит на переходе от традиционного образования к формированию преимущественно знаний, умений, навыков - к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, индивидуальность,  способность к рефлексии и др.
Личностная рефлексия призвана обеспечить создание новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенциала личности подростка. Благодаря личностной рефлексии создается особая рефлексивно-инновационная среда, способствующая проникновению культуры рефлексивного мышления во все формы деятельности.
В своем исследовании мы придерживались определения личностной рефлексии Степанова С.Ю., который под личностной рефлексией понимает связность и осмысленность событийности человеческой жизни, обеспечивает мобилизацию личностно-интеллектуальных ресурсов в проблемно-конфликтных ситуациях и порождает действенно-преобразующее отношение личности, как целостного «Я» человека, к его собственному поведению, а также к его социокультурному и вещно-экологическому окружению.
Наблюдается слабая разработанность проблематики о личностной рефлексии в подростковом возрасте и, в силу этого, необходима работа по ее развитию в подростковом возрасте, для чего необходимы исследования условий развития этой способности у подростков. В результате исследований условий развития личностной рефлексии мы сформулировали следующие положения: развитие рефлексивно-когнитивного компонента личностной рефлексии возможно посредством самопознания и самосовершенствования; развитие рефлексивно-аффективного компонента - посредством развития аффективно-потребностной сферы подростков; развитие рефлексивно-регулятивного компонента личностной рефлексии возможно через обучение конструктивным способам поведения в проблемно-конфликтных ситуациях для мобилизации личностно-интеллектуальных ресурсов подростков.
Анализ полученных результатов показал, что у подростков высоко развит рефлексивно-аффективный компонент личностной рефлексии. Рефлексивно-когнитивный и рефлексивно - регулятивный компоненты по показателям находятся на среднем уровне развития. Данные компоненты, по нашему мнению, требуют развития. Если компоненты личностной рефлексии будут развиты слабо, то подросток не сможет оценивать себя и свою деятельность адекватно. А если будет преобладать (в нашем случае - рефлексивно-аффективный) тот или иной компонент личностной рефлексии, то ее развитие будет проходить односторонне; и другие компоненты, «западая», будут мешать подростку адекватно оценивать себя и окружающую действительность.
Разработанная нами тренинговая программа может быть использована педагогами и психологами образовательных учреждений для развития личностной рефлексии у детей подросткового возраста.
В целом наше исследование эмпирически подтвердило гипотезу о том, что существует разноплановость развития рефлексивно-аффективного, рефлексивно-когнитивного и рефлексивно - регулятивного компонентов личностной рефлексии у детей подросткового возраста.
ЛИТЕРАТУРА
Арышева, О. Изучение использования рефлексии подростками и студентами [Текст] / О. Арышева // Журнал практического психолога. – 2004. – № 3. – С. 5–10.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. – М., 1995.
Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. –1979. – №4. – С.4–6.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008.
Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990.
Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 1999.
Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии [Текст] / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. – М. : Педагогика, 1995.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т 4. Проблемы возраста / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 433 с.
Голицын, Г. А. Искусство «высокое» и «низкое»: системная роль элитарной субкультуры [Текст] / Г. А. Голицын. – М. : Наука, 2000.
Грецов, А. Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание [Текст] / А. Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2011. – 416 с.
Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. И. Гуткина. – М., 1984. – 25 с.
Двоеглазова, М. Ю.  Структура  личностной  рефлексии студентов [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. Ю. Двоеглазова. – М., 2008. – 24 с.
Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики [Текст] / А. Н. Джуринский. – М., 1998.
Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Пер. с англ. Никольской Н. М. – М. : Совершенство, 1997. –208 с.
Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов. – СПб., 2005.
Епимахина, Ю. В. Развитие личностной рефлексии как фактор формирования смысложизненных ориентаций в старшем школьном возрасте [Текст]: автореф. дис. …канд. психол. наук / Ю. В. Епимахина. – Ростов н/Д, 2008. – 24 с.
Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга [Текст] / Т. В. Зайцева. – М. : Смысл, 2002. 
Зак, А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников [Текст] / А. З. Зак // Вопросы психологии. – 1978. –№ 2. – С. 26–30.
Зарецкий, В. К. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения теоретических задач [Текст] / В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологи. – 1980. – №5. – С. 112-117.
Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А. В. Карпов. – М., 2004.
Карпов, А. В., Скитяева И.М. Психология рефлексии [Текст] / А. В. Карпов. – М. : Аверс Пресс, 2002.
Кле, М. Психология подростка [Текст] / М. Кле. – М. : Педагогика, 1991.
Ковшев, Е. М. Социальная рефлексия: структура, формы, функции [Текст] / Е. М. Ковшев. – М., 1998.
Лангер, Э. Д. Внимательность: выбор и контроль в повседневной жизни [Текст] / Э. Д. Лангер. 1989.
Лефевр, В. А. Рефлексия [Текст] / В. А. Лефевр. – М. : Когито-Центр, 2003.
Линецкий, Ю. Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю. Л. Линецкий. – М., 2004. – 24 с.
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна (15–16 октября 2009 г.) [Текст] / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, И. О. Александров. – М. : Институт психологии РАН, 2009. – 400 с.
Мириманова, М. С. Рефлексия как системный механизм развития [Текст] / М. С. Мириманова. – М. : ВЛАДОС, 1997. –316 с.
Мудрик, А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих [Текст] / А. В. Мудрик. – М.,1989.
Мухина, В. С. Как обрести Bpaгa [Текст] / В. С. Мухина, К. А. Хвостов. – М., 1994.
Новопашина, Л. А. К вопросу о ведущей деятельности в подростковом периоде [Текст] / Л. А. Новопашина // Журнал практического психолога. – 2004. – №3. – С. 15–19.
Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг [Текст] / В. Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2006 год. – 224 с.
Петровский, В. А. Опыт событийной транскрипции рефлексии [Текст] / В. А. петровский // Рефлексивные процессы и управление. – 2001. – № 1. – С. 61-73.