Конспект логопедического занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему: Дикие животные наших лесов





КОНСПЕКТ

логопедического занятия
учителя-логопеда Саркисовой Ю.Е.
с детьми среднего дошкольного возраста
с логопедическим заключением ОНР, III уровень речевого развития

на тему :

«Дикие животные наших лесов»









Цель: Развитие лексико-грамматических компонентов речи. Развитие психических функций.

Интеграция логопедической работы в образовательные области.

Познание. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме. Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.
Совершенствование грамматического строя речи:
- обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах: родительный-«Кого не стало?»; винительный - «Кто в домике спрятался?»; творительный – «Угости животного».
- совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, под, над). «Кто где живет?»
- образование существительных с суффиксами -иц, -их, -онок, -енок.
Развитие психических функций:
- развитие слухового внимания, зрительного внимания и памяти.
- развитие ассоциативного мышления в работе с загадками по мнемотаблицам.
-развитие творческого воображения при имитации животных.
Пространственные представления:
- формирование умения определять направление от себя, обозначать словами положение предмета по отношению к себе (справа, слева, вверху, внизу, в середине).
Коммуникация. Развитие связной речи – совершенствование умения поддерживать беседу, отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов, выслушивать друг друга до конца.
Социализация. Воспитание любви и бережного отношения к природе, доброжелательности, навыков сотрудничества, ответственности, инициативности, наблюдательности, сочувствию и сопереживанию.
Физическое развитие. Развитие и совершенствование двигательных умений, ловкости в подвижной игре.
Здоровье. Формирование правильной осанки во время работы за столом.
Развитие мелкой моторики – совершенствование навыка пользования карандашом, умения проводить линии в полосе.
Развитие просодической стороны речи: развитие длительного речевого выдоха и модуляции голоса.
Музыка. Обогащение внутреннего мира детей в процессе слушания музыкального произведения.

Оборудование: карандаши, рабочие листы с изображением диких животных и их детенышей, плоскостные изображения животных, картинки с угощениями, макет домика, фигурки животных, морковка (муляж), бубен, аудиозапись «Звуки леса», « Пение птиц», мнемотаблицы.

Ход занятия.

Действия логопеда
Действия и предполагаемые ответы детей

Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма. И я вам ее прочитаю: «Срочно приходите, Срочно помогите! Происходят чудеса, Не поделим мы леса. Мы забыли, кто мы есть, Что нам пить и что нам есть. Выручайте, приходите, И нас срочно помирите! Жители леса». - Откуда, она пришла?
- Они просят помочь, что же делать?
- Ну что, отправимся на помощь к жителям леса?

Основная часть.
- Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, кто живет в лесу.
- Подойдите к столу по одному, выберите картинки с жителями леса, назовите и прикрепите. (На столе лежат картинки с изображениями диких животных и кошки)
- Ребята, а как мы их всех назовем одним словом?
- Ой, посмотрите, а кошка живет в лесу?
- А где она живет?
- Ну, видимо, она здесь случайно оказалась, наверное, заблудилась.
- Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? - Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

- А какое животное самое большое?
- А самое маленькое?
- Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесу, теперь можем отправляться на помощь жителям леса. - Скажите, ребята, а на чем можно отправиться в лес?
- Давайте представим, что мы едем на автобусе!
- Вот мы и приехали. Выходим из автобуса. Но мы так устали, давайте отдохнем, посидим на травке.
- Закроем  глазки и внимательно послушаем. (Звучит мелодия «Звуки леса»). - Что же вы слышите?

Упражнение на развитие силы голоса «Громко-тихо».
- Молодцы, встаньте в круг. Вот мы с вами и пришли в лес. Но где же животные? Они все попрятались! Может быть, они подадут нам голоса. А вы знаете как воет волк?
- А как мы узнаем, далеко он находится от нас или близко?
- Произнесите звук, как будто он находится далеко. Вдох носом и на выдохе произносим у-у-у!
- А если близко? Вдох носом и на выдохе произносим у-у-у! - Молодцы, вы умеете определять далеко животные находятся от нас или близко. А значит, мы можем их найти быстрее и помочь им.
- А теперь давайте погуляем и поищем животных.

Игра «Кто в домике спрятался?»
- А вот и домик, интересно, а кто в домике живет? Тишина! Окна заперты. Давайте же постучимся и заглянем в окна, может быть, они тут спрятались?! Вот кого вы найдете, того и назовете. Садитесь на стулья.
(Логопед по одному приглашает детей к домику).
- Открой окно в правом верхнем углу?
Кого ты нашел?
- Открой окно в левом верхнем углу?
Кого ты нашел?
- Открой окно в правом нижнем углу?
Кого ты нашел?
- Открой окно в левом нижнем углу?
Кого ты нашел?
- Открой окно в серединке?
Кого ты нашел?
- А кто же спрятался на чердаке?
Кого ты нашел?
- Молодцы ребята, нашли всех животных. И они так обрадовались и хотят поиграть с нами в прятки. Ну что, поиграем?
Игра «Кого не стало?»
Логопед выставляет фигурки 4 животных.
- Посмотрите на фигурки животных и постарайтесь запомнить. Закройте глаза. А теперь открывайте! (в это время логопед убирает одну фигурку). Кого не стало?
- Снова закрывайте глаза. А теперь открывайте! Кого не стало?

Игра «Кто где живет?» (устно)
- Молодцы, животные очень довольны, что вы с ними поиграли. Но вот посмотрите, животные в телеграмме писали, что они не могут вспомнить, где они живут, поэтому и спрятались все в одном домике. Давайте подскажем животным, где они живут? Где живет медведь? Отвечайте полными предложениями!
- Где живет белка? - Где живет заяц? - Где живет лиса?
- Молодцы ребята! Мы животных нашли, с ними поиграли, подсказали им, где они живут. Вот так праздник. А какой же праздник без угощения? Может быть, мы их покормим. Помните, мы с собой взяли угощения?
Игра «Угости животного»

(Логопед задает каждому ребенку вопрос.)
- Чем ты угостишь белку?

- Чем ты угостишь медведя?
- Чем ты угостишь зайца?
- Чем ты угостишь ежика?
- Чем ты угостишь волка?
- Чем ты угостишь лису?
- Вы посмотрите, ребята, как лисе то повезло, мы ее угостили конфетами, чтобы она не ловила рыб и курочек.
- Теперь животные, сытые. Ну что, праздник продолжается. А на празднике что делают?
- Ну конечно, нужно веселиться. Давайте, поиграем. Встаньте вкруг! (показывает одну морковку).
Подвижная игра «Кто как передвигается?»
- Что у меня в руке?
- Мы сейчас с ней поиграем. Вы морковку будете передавать друг другу до тех пор, пока звучит бубен. И тот, у кого окажется морковка, выйдет в серединку и выполнит мое поручение.
- Покажи нам, как прыгает заяц?
- Покажи нам, как подкрадывается лиса?
-Покажи нам, как ходит медведь?
- Молодцы, вы знаете, даже как животные передвигаются!

- А вы знаете, что происходит весной в жизни диких животных?
- Правильно, у них появляются детеныши. Но, кто-то распугал их детенышей. Давайте вернем их родителям.  У вас на столе лежат листочки.

Игра «Мамы и детеныши». Работа на листах бумаги.
- Садитесь за стол, спинки выпрямите.
- Скажите, кто изображен на листе?
- Давайте сначала мы назовем мам?
- А теперь глазками поищите и найдите лису. И скажите, кто у лисицы детеныш. Возьмите карандаши, вам нужно провести линию по дорожке и соединить маму и ее малыша. Будьте внимательны.
- Соединяйте лисицу с ее детенышем. У медведицы
- Соединяйте медведицу с медвежонком. У волчицы
- Соединяйте волчицу с волчонком. У бельчихи - Соединяйте бельчиху с бельчонком. У зайчихи
- Соединяйте зайчиху с зайчонком. У ежихи
- Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им найти друг друга.
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А как же нам вернуться, вы знаете дети?
- А давайте сядем на полянку и подумаем!
- Ой, ребята, а тут какой-то конвертик лежит. Дайте-ка посмотрю что внутри. (Открывает конверт с мнемотаблицами).
- Тут лежит записка, я вам ее прочитаю:
«Чтобы вернуться назад нужно
1. отгадать загадки; 2. произнести заклинание; 3. закрыть глаза и обернуться вокруг себя 3 раза».
- А вы умеете отгадывать загадки? (Достает мнемотаблицы)
- Надо же, какие-то картинки непонятные, кажется, это и есть загадки?!
- Ну, слушайте.

Толкование загадок о животных по мнемотаблице
- Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку.
- А как вы догадались?
- А на обратной стороне карточки есть отгадка, (переворачивает и показывает изображение животного), правильно, это заяц.
- Слушайте вторую загадку:
Не мышь, не птица, в лесу резвится.
На деревьях живет, орешки грызет.
- Почему вы считаете, что это белка?
- Ну и последняя загадка:
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед.
А зимой сосет он лапу.
Далее беседуют аналогично предыдущим.

входят, встают вокруг логопеда.

Здравствуйте!











Из леса.

Да!



Дети выбирают медведя, волка, лисы, зайца, ежа и белки и прикрепляют на магнитной доске называя их.

-Животные!

- Нет!
- Рядом с человеком, это домашнее животное.

- Дикие животные.

- Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе пищу, ..
- Медведь.
- Белка, еж.



- На автобусе, на машине, на велосипеде.
(Дети строятся друг за другом и передвигаются по кругу)


(Дети садятся на коврик по-турецки и закрывают глаза).

Шум деревьев, щебетание птиц.
Да.


Встают в круг.


-У-у-у!




- У-у-у! (тихо)

- У-у-у! (громко)




Дети ходят по группе.







Дети садятся у фланелеграфа.
(Дети подходят по одному и открывают окна).
1-ребенок открывает.
Я нашел медведя.
2-ребенок открывает.
Я нашел волка. 3-ребенок открывает.
Я нашел белку.
4-ребенок открывает.
Я нашел зайца. 5-ребенок открывает.
Я нашел лису.
6-ребенок открывает.
Я нашел ежа.


-Да!





- Не стало медведя.

- Не стало лисы.









- Медведь живет в берлоге.
- Белка живет в дупле (на дереве).
- Заяц живет под кустом.
- Лиса живет в норе.



- Да!



Дети подходят к магнитной доске, подбирают картинки.
1-ребенок: шишками, орешками (картинку прикрепляет рядом с белкой). 2-ребенок: медом, малиной. 3-ребенок: морковкой, капустой.
4-ребенок: грибами.
5-ребенок: мясом.
6-ребенок: курочкой.


- Веселятся, играют..


(встают в круг)



-Морковка.


(Дети передают друг другу морковку.)
(Выходят в серединку по одному и имитируют животного.)






- У них появляются детеныши!







(Садятся за стол.)


- Мамы и их детеныши.
- Медведица, лисица, бельчиха, ежиха, волчица, зайчиха.
- Лисенок.




- Медвежонок.

- Волчонок.

- Бельчонок.

- Зайчонок.
- Ежонок.



- Нет!
Дети садятся.









- Да!






- Это заяц!

- У зайца длинное ухо, любит морковку .



- Это белка!

- Белка живет на дереве и грызет орешки

- Это медведь!




3. Итоговая часть.
- Молодцы! Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Встаньте в круг, попрощайтесь с лесом, с животными.
- Сейчас я произнесу волшебное заклинание «Мы гуляли, мы устали, а теперь хотим вернуться в детский сад».
- А теперь закройте глазки, обернитесь вокруг себя три раза.
- Откройте глаза. Где мы?
- Вам понравилось наше приключение?
- Где мы сегодня побывали? - Кому мы сегодня помогли?
- А как мы им помогали?

- Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь. - Вы все молодцы, замечательно занимались. А теперь идите в группу, сами угощайтесь и угостите друзей и воспитателей.

(Встают.)
- До свидания лес!
- До свидания животные!



(Закрывают глаза.)

- В детском саду.
- Да!
- В лесу. - Диким животным и их детенышам
- Искали, играли с ними, угощали, детенышей нашли..


(Дети прощаются и выходят.)














13PAGE 15


13PAGE 14415