Конспект занятия по коммуникации на тему Дикие животные наших лесов


Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Дикие животные наших лесов».
Цели: расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей; закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ; закрепление умений правильно употреблять предлоги «в», «с», «у», «от» при составлении предложений; закреплять умения составлять рассказ по опорным картинкам; развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и их детенышей; чтение рассказов о диких животных; дидактические игры «Дикие животные»; пальчиковые игры «Зайка», «Сидит белка на тележке» и т.д.
Материал: картинки с изображением диких животных, их жилищ; предметные картинки с изображением животных; игрушки животных и их детенышей; полотно зеленого цвета; картинки хвостов животных; конверт.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь, появляется почтальон Печкин.
Печкин: Здравствуйте ребята! Я принес вам письмо от Матроскина и Шарика.
Воспитатель: Спасибо почтальон Печкин.
Печкин: Но мне еще много писем нужно разнести, так, что я пойду, до свидания ребята.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что же нам написали Матроскин и Шарик. (открывает конверт) «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите, пожалуйста, нам отгадать загадки. Надеемся на вашу сообразительность. Заранее вас благодарим. Матроскин и Шарик». Ребята, поможем нашим друзьям?
Отгадывание загадок:Рыжая плутовка, Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та, Как зовут её?..(Лиса) Сердитый недотрога, Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (Ёж)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц) 
Серый, страшный и зубастый, Произвел переполох. Все зверята разбежались, Напугал зверят тех…(Волк) Бурый, косолапый, По лесу бредёт. Любит «одолжить» он У лесных пчёл мёд. (Медведь)
Зверька узнали мы с тобой, По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке — летом. (Белка)
При правильном отгадывании загадок на мольберт выкладываются картинки животных.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? (ответы детей) Правильно, про диких. А почему их так называют? Конечно, потому что они все живут в лесу и у каждого из них есть свой дом. Давайте мы сейчас поиграем с вами в игру, которая называется «Кто, где живет?».
На столах у детей лежат предметные картинки животных, на доске висят картинки с изображением жилищ животных. Детям нужно распределить животных по своим домам, обговаривая свои действия словами: медведь живет в берлоге, волк в логове, ёж и лиса в норах, заяц под кустом, белка в дупле. Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте поиграем еще в одну игру, она называется « Чей хвост?».
При подаче картинок, воспитатель, как бы случайно их рассыпает.
Воспитатель: Ой! Ребята! Что же мне делать? Помогите мне, пожалуйста, собрать картинки. (картинки с изображением хвостов и животных). Чей хвост у тебя? (лисий хвост, медвежий хвост и т.д.)
Дети прикрепляют хвосты по назначению.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали? Давайте с вами поиграем!
Физкульминутка:
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.        
(Движения выполняют по тексту).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами пришли на полянку. Кто сидит на этой полянке? (на зеленой скатерти лежат игрушки: животные и их детеныши) Правильно, животные и их детеныши. Но детеныши заигрались на полянке и потерялись. Давайте поможем найти детенышам своих мам и назовем их. (дети берут игрушки детенышей и подставляют их рядом с животным, при этом проговаривают: у лисы – лисенок (лисята), у белки – бельчонок (бельчата) и т.д.) Молодцы! Помогли детенышам найти своих мам. Ребята, тут в конверте еще что-то есть. Давайте прочтем? «У волка – лисята, они живут в логове. У медведя – зайчата, они живут в берлоге. У белки – волчата, они живут в дупле. У зайца – ежата, они живут под кустом. У лисы – медвежата, они живут в норе. У ежа – бельчата, они живут в норке». Разве это правда, ребята? Что-то тут Матроскин с Шариком напутали. Давайте исправим их ошибки и напишем им правильные ответы.
Дети исправляют ошибки, а воспитатель записывает их ответы.
Воспитатель: Молодцы! Сколько всего вы знаете про диких животных! Давайте запечатаем наше письмо в конверт и отправим Матроскину и Шарику, чтобы они знали, где живут дикие животные и как зовут детенышей диких животных.