Анкета Лускановой для начальных классов


7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

(
- Часто

(
- Редко

(
- Не рассказываю





8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

(
- Точно не знаю

(
- Хотел бы

(
- Не хотел бы





9. У тебя в классе много друзей?

(
- Мало

(
- Много

(
- Нет друзей





10. Тебе нравятся твои одноклассники?

(
- Нравятся

(
- Не очень

(
- Не нравятся

Анкета Лускановой







________________________________
Фамилия

________________________________
Имя

_________________
Класс

________________________
Дата



Прочитай вопрос и поставь галочку (
в квадратик напротив подходящего ответа.








1. Тебе нравится в школе?

(
- Не очень

(
- Нравится

(
- Не нравится





2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

(
- Чаще хочется остаться дома

(
- Бывает разное

(
- Иду с радостью





3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

(
- Не знаю

(
- Остался бы дома

(
- Пошел бы в школу








4. Тебе нравится, когда у Вас отменяют какие-нибудь уроки?

(
- Не нравится

(
- Бывает по разному

(
- Нравится





5. Хотел бы ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

(
- Хотел бы

(
- Не хотел бы

(
- Не знаю





6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

(
- Не знаю

(
- Не хотел бы

(
- Хотел бы





Анкета для оценки уровня школьной мотивации
учащихся начальных классов


Данная анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся.. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
1. 2530 баллов (максимально высокий уровень) высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 2024 балла хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 1519 баллов положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но неучебные ситуации.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

Литература:
1. Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г. 2. Лусканова Н.Г. «Методы исследования детей с трудностями в обучении», Москва, 1993г.


Заголовок 1 Заголовок 215