Конспект развивающего занятия на тему Как управлять своими эмоциями


Тренинг «Как управлять своими эмоциями»
Методика Игоря ВагинаЦель: помощь в преодолении страха при сдаче государственных экзаменов
Задачи:
формирование понятия о страхе как о правильной защитной реакции психики;
убеждение в преодолимости страха;
тренировка в избавлении от негативных эмоций.
Ход занятия
Мотивация и целеполаганиеДобрый день, дорогие девушки и юноши. Рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим с вами о том, как преодолевать страхи и другие негативные эмоции.
Не будем прятать голову в песок и скажем прямо, что всех нас сейчас объединяет эмоция страха перед государственными экзаменами. Давайте посмотрим короткое видео, в котором красочно представлен страх ЕГЭ.
Видеоролик «ЕГЭ»
Показ части ролика, без позитивной концовки
Похожи ли ваши представления об экзамене на те, что вы видели в ролике?
Что больше всего пугает молодых людей, сдающих экзамены?
Информационный блок
Страх испытывают все психически здоровые люди. Ведь они способны думать о будущем и имеют доступ к большому количеству информации, которая содержится в их «банке опыта».
Страх – признак вашего психического здоровья и хорошего интеллекта, способности прогнозировать ситуацию, видеть будущие препятствия и опасности, готовить себя к ним. Это защитная реакция на происходящее в окружающем мире, которая служит нашему выживанию.
Нам всю жизнь приходится преодолевать различные страхи – а значит, испытывать стресс. Однако у нас у всех есть мощное оружие против страха: наша мотивация, желания, интересы.
Боится и парашютист, и лектор перед тысячей слушателей, и солдат на войне, и спасатель во время стихийного бедствия. Но все они сознательно преодолевают страх ради поставленных целей. Именно способностью по своей воле справляться со страхом храбрец отличается от труса. Этому и надо учиться.
Замечено, что во время стихийных бедствий люди невольно делятся на три группы:
«Спасайся, кто может!» - они готовы спастись любой ценой, даже губя других;
«Я буду спасаться. Но сам, не за счет других»;
«Я иду на помощь» - такие люди, словно самой природой запрограммированы помогать другим – они протянут руку помощи и на тонущем корабле, и во время землетрясения.
Вот почему, чтобы контролировать свой страх, необходимо, прежде всего, адресоваться к мотивации. Вы хотите бояться или нет? Вам на самом деле нужно преодолеть барьер страха – или вы готовы быть трусом всю жизнь?
Страх дает нам колоссальное количество энергии. Не стоит бояться страха как такового, его надо использовать! Природа подарила человеку мощную защиту против любой неприятности. В экстремальной ситуации резко поднимается наша энергетика (за счет выброса в кровь стресс-гормонов и автоматической «настройки» организма на активные действия), что позволяет осторожно и осознанно справиться с опасностью. Страх – полезная эмоция, которая нас мобилизует.
То что, страх – полезная эмоция, ломает стереотип о вреде страха. Есть еще несколько стереотипных суждений о страхе. Например, «Справиться со страхом невозможно». Напротив, мы его породили, нам его и убивать. Люди, которые совершают опасные трюки, доказали нам преодолимость страхов. Другой стереотип, что страх целиком и полностью зависит от ситуации. Нет, страх не снаружи, он – внутри нас. Все зависит от нашего восприятия.
Просмотр видеоролика «Страх»
Упражнение на избавление от негативных эмоций
Этот ролик демонстрирует, что страх порождаются мыслями, порой мысли бывают настолько навязчивыми, что держат нас в полной власти. Упражнение, которое мы сейчас проведем, поможет вам избавиться от навязчивых мыслей и тревог, как относительно экзаменов, так и относительно других сфер жизни.
Упражнение «Катапульта»
Возьмите маленькие листочки бумаги и напишите или зарисуйте на них свои негативные ожидания, мысли, тревоги, опасения. Желательно, предмет каждой тревоги изобразить на нескольких листочках.
А теперь вооружитесь линейками, это будут ваши катапульты. Резкими движениями зашвырните тревоги подальше. Повторите это с каждой тревогой по несколько раз, и вы и впрямь ощутите радость, облегчение и избавление.
Подведение итогов
Получили ли вы новые полезные знания о страхе?
Сформировалось ли у вас представление преодолимости любого страха?
А сейчас посмотрите концовку видеоролика «ЕГЭ».