Разработка методов диагностики эмоционального состояния личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по художественному творчеству

Root EntryМетодическая разработка на тему:

«Разработка методов диагностики эмоционального состояния личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по художественному творчеству»
Педагог дополнительного образования Высокова Елена Евгеньевна.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья начата с 2006. Первый год была организованна индивидуальная работа на дому. Однако индивидуальное занятие с одним ребенком не решает проблемы его социальной адаптации в полной мере. Во-первых - нет возможности общаться с другими детьми. Во-вторых, такая работа неэффективна, так как направлена только на одного ребенка.
2007-2008 гг. было заключено соглашение о сотрудничестве с Магаданским Социальным Центром, и работа проводилась с группой детей. С этого времени началось накопление необходимой информации.
I этап - начальный (констатирующий) - сентябрь 2007 - декабрь 2007 года.
II этап - основной (формирующий) - январь 2008 - май2012 года.
III этап - заключительный (контрольный) - сентябрь 2012 -декабрь 2012 года.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности теоретических знаний, практических умений, эмоционального состояния ребенка, а также подбор новых форм, методов, приемов проведения занятий.
На формирующем этапе была проведена апробация новых методик на группе детей «Особый ребенок» в Магаданском Социальном Центре.
Диагностический этап вызывал наибольшие трудности, так как оценивать надо было не только уровень сформированности знани, умений и навыков, но и эмоциональное состояние детей, их отношение к происходящиму. Так как основной целью организованной работы была: обеспечение максимально полной социальной адаптации, активизации творческого потенциала и самореализации личности через средства художественного творчества.
Критерием результативности работы были выбраны степень выраженности коммуникативных качеств личности: проявлять миролюбие, склонность улаживать конфликт, принимать активное участие в коллективной работе, вносить предложения, уметь их обосновывать. Все это наиболее полно отражено в таблице «Критерии эмоционального состояния личности»
Критерии оценки эмоционального состояния ребенка

Баллы

Качество

2 3 (4)


(4) 5 6

(6) 7 8


Агрессивность-
миролюбие

Ребенок демонстрирует по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: портит или ломает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, унижает.
Ребенок проявляет ситуативную агрессивность: совершает агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию и пр.
Ребенок проявляет натуру миролюбивую, скорее склонную улаживать конфликт.


Тревожность-спокойствие
Ребенок ведет себя беспокойно, боится выполнять задание, нервничает, говорит, что у него ничего не получится. Во время игры он склонен проявлять сильное волнение, высказывать различного рода опасения. Даже когда проблема решена, они выражают сомнения по этому поводу. В процессе обсуждения такой ребенок может вводить в сюжет отрицательных героев.
Ребенок проявляет признаки беспокойства в зависимости от ситуации: например, в начале занятия или при выполнении каких-то определенных действий, при поручении ему какого-либо задания, однако постепенно успокаивается.
Ребенок спокоен и уверен в себе на любом этапе занятия, при выполнении заданий.


Конформизм – лидерство


Ребенок имеет определенную степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, невыраженность собственного мнения, потребность в опеке, легкость отказа от своего желания или идеи и пр.
Характеризуется ситуативным проявлением лидерских качеств: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настроения, самочувствия. Нередко такие баллы указывают на неформального лидера.
Ребенок проявляет явную выраженность лидерских качеств: стремление быть первым, «пробивать» свои идеи, подчинять себе; желание, чтобы все слушали только его и пр.
Балл «9» или «10» можно поставить только в том случае, если ребенок упрямо, иногда истерично навязывающим свою волю вам и другим.


Отстраненность – вовлеченность

Ребенок не проявляет интереса, не участвует в групповой работе, просится домой, капризничает, не выражает яркой эмоциональной реакции, вял и безынициативен. В зависимости от выраженности качества ставится балл «2» - «3». Такая реакция ребенка, если только она не вызвана его болезнью, может говорить, или о том, что для него данный подход малоэффективен, или о том, что предложенные задания слишком сложны; или же это его личностная особенность.
Ребенок более склонен наблюдать за процессом, чем участвовать, но вместе с тем чувствуется его определенный интерес, можно поставить баллы «4» и «5».
Балл «6» отразит достаточную вовлеченность в процесс и ситуативную активность (активность проявляется, но довольно осторожно).
Ребенок очень активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое сделать сам.


Стереотипность – креативность

Ребенок использует только хорошо известные ему модели суждений, идей. Работу делает только по образцу.
Ребенок чаще всего использует известные ему модели суждений, идей. В работу вносит незначительные изменения: выбор цвета, добавление 1-2 элемента оформления.
Ребенок вносит нестандартные, оригинальные предложения, приводит аргументы, придумывает сюжеты. При выполнении работы принимает оригинальные решения: от цветовой гаммы, текстуры до конструкторских особенностей.



Индивидуализм – сотрудничество



Ребенок стремится быть один, неохотно участвует в совместной деятельности, предпочитает индивидуальные задания, проявляет враждебность при вовлечении его в общее дело или при «покушении на его территорию», то ему можно присвоить баллы «2», «3».
Ребенок тянется к другим, но сотрудничает все же неохотно – ставьте баллы «4» или «5».
Балл «6» отражает стремление к сотрудничеству и совместной деятельности.
Баллы «7» и «8» символизируют тенденцию к преимущественно групповому способу взаимодействия.



Ригидность – гибкость


Ребенок проявляет чрезвычайное упрямство, его не переубедить, он «зацикливается» на чем-то одном, не принимает новое, отвергает любые изменения.
Ситуативному упрямству и негибкому поведению соответствуют баллы «4» или «5».
Достаточная гибкость, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям, способность переносить на новую ситуацию приобретенный ранее опыт соответствуют баллам
«6», «7», «8» (в зависимости от степени выраженности признака).



Диагностика результатов учебной деятельности проводится с помощью метода наблюдения. Анализ работ учащихся, с точки зрения качества выполнения, самостоятельности, а также эмоциональной выразительности и творческого подхода отражает их индивидуальность и способности. Такая оценка знаний и умений проводится два раза в год. Для каждого уровня разработаны критерии. Положительный эмоциональный фон способствует адаптации ребенка в коллективе и учебно-образовательному процессу, поэтому большое значение уделяется оценке эмоционального состояния ребенка. Для этого заполняется протокол количественного анализа по принципу семантического дифференциала и состоит из 7 шкал, включающих в себя полярные качества. Эмоциональное состояние ребенка оценивается в течение 10-ти занятий. По полученным данным составляется эмоциональный личностный профиль на каждого ребенка. Такая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Таким образом, можно проследить динамику изменения эмоционального состояния ребенка и выяснить, на сколько благотворно влияют занятия на психику ребенка. Главным являются - индивидуальные достижения ребенка. Поэтому общие показатели группы не используются.

Таблица № 2
агрессивность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
миролюбие

тревожность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
спокойствие

конформизм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
лидерство

отстраненность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
вовлеченность

стереотипность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
креативность

индивидуализм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
сотрудничество

регидность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
гибкость


Некрасова Мария


22.09
29.09.
13.10.
20.10.
03.11.
10.11.
17.11
01.12.
08.12.
22.12.

Агрессивность-миролюбие
8
8
8
8
7
7
7
7
8
8

Тревожность-спокойствие
3
3
4
4
4
4
4
5
4
6

Конформизм-лидерство
2
2
2
2
3
3
3
3
4
3

Отстраненность-вовлеченность
3
3
3
3
3
4
3
4
4
4

Стереотипность-креативность
2
2
2
3
3
3
3
3
4
3

Индивидуализм-сотрудничество
3
3
4
3
4
3
3
3
3
4

Регидность-гибкость
2
2
3
3
3
3
4
4
5
4





Некрасова Мария



16.
03.
23.
03
30.
03.
06.
04.
13.
04.
20.
04.
27.
04.
11
05.
18.
05.
25.
05.

Агрессивность-миролюбие
7
7
7
8
8
7
8
8
8
8

Тревожность-спокойствие
6
6
6
7
7
7
6
6
7
7

Конформизм-лидерство
2
3
3
3
4
4
3
4
4
4

Отстраненность-вовлеченность
4
4
4
4
5
5
4
5
5
6

Стереотипность-креативность
3
3
4
4
3
4
4
4
3
3

Индивидуализм-сотрудничество
3
3
3
4
3
4
3
4
3
4

Регидность-гибкость
3
3
4
4
5
5
5
5
5
5











Средние показатели качеств на 22.12.09.
Агрессивность-миролюбие
7,6

Тревожность-спокойствие
4,1

Конформизм-лидерство
2,8

Отстраненность-вовлеченность
3,4

Стереотипность-креативность
2,8

Индивидуализм-сотрудничество
3,3

Регидность-гибкость
3,3











Средние показатели на 25.05.10.
Агрессивность-миролюбие
7,8

Тревожность-спокойствие
6,5

Конформизм-лидерство
3,2

Отстраненность-вовлеченность
4,9

Стереотипность-креативность
3,2

Индивидуализм-сотрудничество
3,8

Регидность-гибкость
4,7












Сравнительные показатели.


Качества
25.05.10.
22.12.09

Агрессивность-миролюбие
7,8
7,6

Тревожность-спокойствие
6,5
4,1

Конформизм-лидерство
3,2
2,8

Отстраненность-вовлеченность
4,9
3,4

Стереотипность-креативность
3,2
2,8

Индуализм-сотрудничество
3,8
3,3

Регидность-гибкость
4,7
3,3

















Вывод: разработка диагностики оценки результативности работы была опробированна на практике, показала возможность ее применения и доказала на заключительном этапе успешность выбранных методик для решения обозначенной социально-педагогической проблемы.