Семинар-практикум Профилактика эмоционального выгорания педагогов с использованием изотерапии.


Семинар-практикум
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
(с использованием изотерапии)
Подготовила: педагог-психолог
Государственного общеобразовательного учреждения
«Амвросиевская школа-интернат №4»
Романенко Лилия Борисовна

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
Информирование педагогов о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения.
Снижение  эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемам саморегуляции.
Создание благоприятных условий для работы группы.
Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.
Укрепление позитивного отношения к своей работе.
Оборудование: презентация, листы бумаги, цветные карандаши, наглядный и раздаточный материал.
Участники: педагоги.
Время проведения: 45 минут-1час.
Схема работы:
1. Вводная часть.
Приветствие.
Психологическая разминка.
Основная часть.
Игры и упражнения.
Эмоциональная диагностика.
Информационное сообщение психолога.
Заключительная часть.
Релаксация.
Рефлексия.
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Бог может простить нам грехи наши,
но нервная система никогда.
Уильям Джеймс

Ход проведения
Оглашение психологом темы семинара-практикума.
Вводная часть. 
 Приветствие. Упражнение «Эмоциональная диагностика».
- Прежде чем вы пройдёте к стульям, возьмите на столе листики дерева такого цвета, какое у вас сейчас настроение.
- Подумайте и напишите на них ваше имя. Но необычное имя, а такое, как бы вы хотели, чтобы Вас называли на сегодняшнем семинаре.
- Кто готов, прикрепите ваши бейджики и расскажите и представьтесь пожалуйста.
- Проходим и занимаем места в кругу.
- Я рада вас видеть. А когда человек радуется, что с ним происходит, что он чувствует? (Радуется, улыбается).
- Правильно. А давайте повернемся и подарим друг другу свои улыбки, тем самым мы поприветствуем всех на нашем семинаре. 
- Продолжите фразу: «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…».
 Ожидания
 Педагоги озвучивают свои ожидания от семинара.
Основная часть.
Упражнение «Ассоциации»
 Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.
Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.
Психолог: «Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги».
После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.
Информационное сообщение психолога.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
 Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
 Понятие «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе «человек-человек»: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.
 В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:
 1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:
 — переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
 — недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
 — «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
 — тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
 2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.
 Проявляется в таких симптомах:
 — Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
 — Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессио-нальных отношениях;
 — Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
 — Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
 3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
 — Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
 — Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
 — Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
 — Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
Синдром эмоционального сгорания развивается постепенно.
Условно можно выделить три стадии (вулкан).
Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Другими словами – эмоциональное истощение. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.
Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: Вторая составляющая – деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Люди начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о своих учениках, об их родителях. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает свою неприязнь, то затем ему скрывать свое раздражение удается с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем «выгорающий» специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения.
Заключительная стадия - утрата профессиональных ценностей, (или редукция личных достижений и профессиональных обязанностей – негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов). Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты - вплоть до рвоты
Вообще синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.
- Список здесь солидный: тошнота, головная боль, апатия, бессонница, депрессивные состояния, отвращение к пище у одних и переедание у других.
Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания (ядовитый цветок):
ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел.
СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку).
ОБИДА (С детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей! «Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!» - носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он разрешал себе радоваться. «Жертвующий» нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал «спасибо» за сделанное.).
СТРАХ (у меня не получится, и меня не поймут).
Многие институты у нас в стране и за рубежом занимаются проблемой сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности. Было выявлено, что проявление синдрома эмоционального сгорания, чаще диагностируется у представителей «помогающих» профессий, таких, как социальные работники, учителя, в основном это специалисты, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.
Но есть другая позиция, или категория, это, назовем их менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющие свои возрастные особенности как школьники, так, вот, эта позиция не вызывает появление этого синдрома.
Упражнение «Цветные настроения».
Объясняю педагогам, что настроение может отвечать определенному цвету. Потом развешиваю заранее приготовленный наглядный материал «Цвет – настроение» и поясняю, что:
- красный цвет отвечает увлечению;
- оранжевый – радости, веселью;
- желтый – светлому, приятному настроению;
- зеленый – спокойному состоянию;
- синий – неуверенности;
- фиолетовый – тревоге, напряжению;
- черный – смущению, скуке;
- белый – страху.
«Эмоциональная диагностика». 
- Вначале нашего занятия, я вам предложила выбрать листок такого цвета, каким было ваше настроение. Давайте узнаем, какое настроение у нас сейчас.
Упражнение «Многоцветный цветочек».
Это упражнение помогает определить эмоциональное состояние педагогов.
В коробках лежат вырезанные из цветной бумаги лепестки цветов. Предлагаю каждому участнику выбрать лепесток согласно своего настроения.
Из лепестков педагоги составляют цветок.
- Давайте покажем друг другу, что у нас получилось.
 Упражнение «Лужайка позитивных качеств»
Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои пози-тивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.
Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета («лужайка»), стикеры в форме цветка.
На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги на бумажных цветках, которые сделали сами, должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску («лужайку»). Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).
Психолог: «Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками «синдрома эмоционального выгорания». А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе».
 Педагоги делятся на две группы. Психолог предлагает первой группе создать мини-проект на тему «Условия эмоционального комфорта педагога на работе», а второй – «Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы».
 По окончании работы команды защищают свои мини-проекты.
Заключительная часть.
Релаксация
 Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.
Материалы: ноутбук, проектор, проекционный экран.
 Релаксацию можно провести двумя способами: либо подготовить видеофильм, который содержит в себе фото с пейзажами природы и сопровождается спокойной и расслабляющей музыкой, либо подобрать текст и музыку и провести релаксацию с использованием зрительных представлений.
Приняли удобные Вам позы. Сейчас мы немножко помечтаем.
Звучит тихая спокойная музыка.
- Сядьте, пожалуйста, поудобнее, закройте глаза. Представьте, как солнечный лучик ласково греет ваши ноги, поднимается выше, к коленкам, к животу, к плечам… Солнечный лучик ласково гладит вашу спину, шею, голову, останавливается на макушке… Солнечный свет начинает падать с макушки, как водопад. Вы стоите в солнечном свете… Но вот вы видите, как кто – то машет вам рукой, вам пора уходить из этого водопада. Вы идете вперед, подходите к двери и открываете эту дверь… Теперь вы потихонечку открываете глаза, можно немного подвигаться, потянуться. Я рада вновь вас приветствовать.
Ожидания (подведение итогов)
На доске закреплено изображение елочки.
Педагоги выбирают вырезанные из цветной бумаги изображения новогодних шаров разного цвета, которые приготовил психолог и записывают, что из их ожиданий исполнилось, чего удалось достичь, чему новому научились и что узнали.
- Украсьте нашу елочку новогодними шарами.
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
 2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
 3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
 4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.
 5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
 6. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
 7. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
 8. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
 9. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
 10. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзями, коллегами.
 11. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
 12. Не забывайте хвалить себя!
 13. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).
 14. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!
 15. Станьте энтузиастом собственной жизни!
 16. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
 17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
 18. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
 19. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
 20. Делайте дни «информационного отдыха» от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
 21. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.
 22. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
 23. Музыка – это тоже психотерапия.
 24. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
 25. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
 26. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.
 26. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
 27. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
 Успехов Вам и внутреннего равновесия!
ЛИТЕРАТУРА и др. ИСТОЧНИКИ
• Дацунова С. Преодоление синдрома эмоционального выгорания. Аналитический практикум / С. Дацунова // Психолог. - 2009. - №17. - С. 9 -11.
• Пуцан И. Светя другим - не сверху сам. Тренинг для профилактики эмоционального истощения педагогов / И. Пуцан // Психолог. - 2009. - №29- 30 - с 61.63.
• стреже Л. Профилактика эмоционального выгорания среди педагогов ДОУ / Л. стреже // Психолог дошкольного. - 2012. - № 11. - С. 51-53.
• «Большая книга детского психолога» / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс»,2011.
• Колошина Т.Ю., Трусь А.А. «АРТ-терапевтические техники в тренинге»,СПб, «Речь», 2010
• «Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011.
• «Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006.
• Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011.
• nsportal.ru/vuz/...nauki/.../seminar-praktikum-s-elementami-treninga-profilaktika
• pedportal.net/.../seminar-praktikum-na-temu-laquo-profilaktika-emocionalnogo-vygo...
• www.maam.ru/.../seminar-praktikum-profilaktika-sindroma-yemocionalnogo-vygora
• ped-kopilka.ru ›
• planetadetstva.net/.../seminar-praktikum-profilaktika-sindroma-emocionalnogo-vygor..
• www.инфо-дети.рф/.../400-seminar-praktikum-profilaktika-emotsionalnogo-vygoran.