Урок внеклассного чтения «Нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах» (по рассказу Бориса Житкова «Механик Салерно»)

Тема урока: Урок внеклассного чтения «Нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах» (по рассказу Бориса Житкова «Механик Салерно»).
Цели деятельности учителя: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя и его проникновенным произведением, историей создания рассказа; формировать умение определять компоненты композиции, элементы сюжета, составлять план рассказа; изучать поведение людей в экстремальной ситуации; воспитывать чувство ответственности за судьбы людей;
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: уметь выступать перед аудиторией с заранее подготовленным материалом, знать содержание рассказа, воспринимать и анализировать текст, владеть понятиями «сюжет», «композиция» и специальной лексикой по теме рассказа.
Метапредметные УДД (универсальные учебные действия):
Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно членом общества.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование (в сотрудничестве с учителем или одноклассниками, или самостоятельно) необходимых действий, операций.
Познавательные: осознание познавательной задачи, чтение и слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельный поиск ее в различных материалах: учебнике, тетради, Интернете.
Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний; осуществление совместной деятельности в рабочих группах, парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: толковый словарь, портрет писателя, выставка его произведений; презентация.
Слова для понимания: автономное существование человека или группы людей в природных условиях, экстремальная ситуация, сила воли, выносливость, осторожность, опыт, осмотрительность, ответственность, товарищество.
Опережающие задания по группам: подготовить сообщения о писателе Борисе Житкове.
Сообщение темы, целей.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Как вы понимаете тему урока? Что значит «оставаться человеком при любых обстоятельствах»?
Словарная работа: автономное существование человека или группы людей в природных условиях;
Индивидуальная работа с опережающим заданием:
Вам нужно было подготовить сообщения о писателе Борисе Житкове, прочитать рассказ.
- Имя этого писателя знакомо нам с младших классов по произведениям
- У Бориса Житкова много рассказов о море, моряках, морских путешествиях, приключениях и это неслучайно
Работа с классом:
Исследовательская работа: докажите, что произведение Б.Житкова «Механик Салерно» - это рассказ.
Составление плана рассказа (учащиеся пересказывают текст, восстанавливая сюжет, наблюдают, как построен рассказ).
Сколько пунктов плана у вас должно получиться? Почему? Можно ли несколько частей объединить одним пунктом плана?
-Потому что в рассказе 18 частей. Каждая часть имеет основную мысль. Можно объединить.
План: 1. Горячая палуба (1-2 части).
2.Тайное сообщение капитану (3 часть).
3. Любопытный пассажир – «спичка в соломе» (4-5, 8 части).
4. Распоряжения капитана (6, 9 части).
5. Гропани развлекает пассажиров (10 часть).
6. «Секрет» (11 часть).
7. Бунт матросов (12 часть).
8. Капитан усмиряет бунт матросов (13 часть).
9. Признание механика Салерно (14-15 часть).
10. В ожидании утра: угроза жизни людей нарастает (16 часть).
11. Пароход остановлен (17 часть).
12. Люди спасены. Салерно пропал. (18 часть).
Как вы думаете, с какой целью автор разделил рассказ на части? Совпадает ли это деление с элементами сюжета?
- Не совпадает. Так автору удается держать читателя в постоянном напряжении. Постепенно раскрывается интрига, которая заключается в том, что на борту пассажирского парохода механик Салерно хотел перевезти (всего за 300 лир) запрещенный груз: бертолетову соль, которая при нагревании выпускает кислород, усиливающий горение,- не поставив в известность капитана. По его воле люди попали в экстремальную ситуацию. Капитан парохода должен был принять экстренное решение: как спасти людей.
Что представляет собой композиция рассказа?
Экспозиция: «Итальянский пароход шел в Америку. Семь дней он плыл среди океана, семь дней еще оставалось ходу. Он был в самой середине океана. В этом месте тихо и жарко».
Завязка: «Палуба горячаяТам, вы говорили, хлористая соль? Не горючая?- Салерно кивнул головойНельзя, чтобы знали пассажиры. Их 205 человек. Начнется паника. Тогда мы все погибнем раньше, чем пароход»
Кульминация: Ночью капитан пошел мерить температуруподходила к 89 градусамкапитан сдерживал сердце: нельзя подымать тревогу. До рассвета оставалось 27 минутЛюди просыпались серые и бледные. Всеми глазами глядели на капитана»
Развязка: « Пять плотов гибко качались на волнахВсе?- спросил капитан. Да. 204 человека, - крикнул снизу Салерно. И вдруг над пароходом взлетело белое облако, и вслед за ним рвануло пламяТри дня болтались на плотах пассажиры. На третьи сутки к вечеру пришел пароходЛюди перешли на пароход. Недосчитались старика Салерно».
Какую особенность языка рассказа вы заметили? Как Борису Житкову удается передать напряженность ситуации, быструю смену событий.
- Нет описания картин природы. Преобладают глаголы – все находится в движении. Много диалогов. Простые предложения.
Работа в группах:
Беседа по содержанию рассказа:
Группа: Проследите по тексту, как ведет себя капитан в трагической ситуации? Меняется ли его поведение? Как вы думаете почему?
Группа: Все ли поступки капитана можно понять и оправдать?
Чем вы объясните эти поступки?
Учитель: Б. Житков показал в рассказе автономное существование большой группы людей в природных условиях - середина океана. Возникла экстремальная ситуация – на пароходе пожар. Экстренной помощи ждать неоткуда. 205 человек, находящихся на пароходе, среди которых женщины и дети, могли бы погибнуть, если бы капитан своевременно не принял решения эвакуировать людей на самодельные плоты и шлюпки за несколько часов до взрыва.
3 Группа: Давайте проанализируем главное, что сделал капитан для спасения людей:
Не допустил паники на пароходе.
Умело организовал работу команды по спасению людей.
Приказал повернуть пароход «на большую дорогу», туда, где ходит много кораблей и можно скорее встретить помощь.
Добавил обороты машине.
Точно рассчитал время до пожара.
Усмирил бунт моряков.
Постоянно контролировал ситуацию.
Вел наблюдения за температурой в трубе и трюме.
Следил за работой механизмов парохода.
Знал, что шлюпок для спасения 205 человек недостаточно, поэтому принял решение делать плоты из деревянных перегородок.
Смог грамотно эвакуировать пассажиров, обеспечив их водой, едой, одеждой.
Пуская ракеты, привлек внимание парохода, который пришел для оказания помощи людям.
Вывод: Благодаря умелым действиям капитана, люди были спасены.
Как ведут себя в ЧС матросы? Когда и почему меняется их поведение?
Почему рассказ называется «Механик Салерно», а не «Капитан парохода»?
Что вы можете сказать об этом герое рассказа?
Правильно ли поступил механик Салерно с точки зрения техники безопасности, в тайне от капитана погрузив на пассажирский пароход бертолетову соль?
- Нет. (Рассуждения учащихся)
А есть ли какие-нибудь запреты с точки зрения безопасности для перевоза грузов поездами, самолетами, теплоходами?
Почему, с вашей точки зрения, пропал старик Салерно? Были вы готовы к такому финалу?
Домашнее задание:
Сочинение-рассуждение по рассказу (на выбор)
Что значит «оставаться человеком при любых обстоятельствах»?
«Салерно размещал пассажиров по плотам и шлюпкам.
- Все? – спросил капитан.
- Да. Двести четыре человека! – крикнул снизу Салерно».
Почему Салерно ответил 204 человека, а не 205 человек?
Свободная тема:
3. Должен ли человек соблюдать правила личной безопасности?