Урок литературного чтения на тему В.Голявкин. Никакой я горчицы не ел


ТЕМА: В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел»
ЦЕЛЬ: - формировать речевые и мыслительные навыки;
- развивать умение анализировать поступки героев произведения;
- воспитывать думающего ученика; трудолюбие.
Оборудование: иллюстрации «Профессии», «дерево вопросов», листочки с деревьев, проектор, экран, ноутбук, книги о профессиях, лист А-2, фломастеры, карандаши.Ход урока
I Организационное начало урока. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.
( слайд: 1 тема урока)
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
На уроке наши глаза внимательно Смотрят и всё … (видят). Уши внимательно слушают И всё …(слышат). Голова хорошо … (думает)
Начинаем наш урок. (слайд 2: открылась книга)
II Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех». На русский язык стих перевела Елена Благинина. Внимательно послушайте и скажите, какова идея этого стихотворения? ( что хотел показать этим стихотворением автор) ( рассказывает ученик) (слайд 3 – анимация профессии)
Каменщик строит жилища,Платье – работа портного.Но ведь портному работатьНегде без тёплого крова.Каменщик был бы раздетым,Если б умелые рукиВовремя не смастерилиФартук, и куртку, и брюки.Пекарь сапожнику к срокуСшить сапоги поручает.Ну а сапожник без хлебаМного ль нашьёт, натачает?Стало быть, так и выходит,Всё, что мы делаем, нужно.Значит, давайте трудитьсяЧестно, усердно и дружно.
(слайд 4 = слайд 1)
Ребята, о чём это стихотворение? Мы не зря начали урок с этого стихотворения. Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд.
Но сначала выполним дыхательную гимнастику
III Подготовка к чтению
(слайд 5: дыхательная гимнастика)
Дыхательная гимнастика.
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
(слайд 6: деформированный текст)

Работа с деформированным текстом ( у каждого на столе индивидуальная карточка, ребята читают по 1 предложению вслух)
нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
ВетеринарЕсли люди болеют, их лечат врачи. А если болеют животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить кошечку и собачку, птичек и кроликов и других животных. Животные живут рядом с человеком, и обязанность людей - помогать им.
А вот о том, какая болезнь была у главного героя рассказа, который мы будем читать сегодня, можно ли эту болезнь вылечить, и кто может помочь мальчику, мы узнаем, прочитав рассказ «Никакой я горчицы не ел»
IV Новая тема
Автор рассказа Виктор Голявкин. Сегодня нас познакомит с его биографией и страницами творчества ученик нашего класса. ( рассказывает биографию ученик, который готовил эту информацию дома.) Рассказ сопровождается презентацией. (слайд: 7, 8,9)
Знакомство с текстом.
2.1 . Словарная работа (слайд 10)
Патент –документ подтверждающий исключительное право, авторство на какое-то собственное изобретение.
Ознакомление с текстом. ( слайд 11: тема урока)
Чтение с предсказанием:
Текст читают сильные учащиеся ( к кому я дотронусь) до конца стр.30.
- Как вы думаете, о чём будут говорить дворник и мальчик?
Продолжаем читать «эстафетой» до слов: Один экскаватор остановился. ( стр.33)
- что произойдёт дальше, как вы думаете?
Дочитать рассказ до конца: чтение «снежинка» ( я бросаю на ниточке снежинку: кому упала на парту снежинка, тот и продолжает читать)
Проверим, как вы запомнили содержание прочитанного. Игра «верю - не верю»
Обменялись тетрадями. Ручкой другого цвета исправить ошибки в тетради соседа. Ответы на экране.
На улице была весна, светило солнышко ( верю)
Главный герой залез на строительные леса и любовался городом. ( не верю)
Дворник разрешил взять метлу мальчику ( не верю)
На трамвае мальчик доехал до кольца ( верю)
Свой портфель герой носил с собой ( не верю)
На улице мальчик громко пел. ( верю)
Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки ( не верю)
Работа над текстом.
3.1. Проверяем результаты игры «верю «не верю» (слайд 12)
Обменялись тетрадями. У кого не было ни одной ошибки? Молодцы.
Учащиеся зачитывают ответы игры, в тексте находят подтверждение своим словам.
Физическая пауза. (слайд 13)
Анализ произведения ( устно ответить на вопрос) ( слайд 14 = слайд1)
- С каким настроением вышел мальчик из дома? ( с хорошим, ему хотелось петь)
- Почему это настроение стало меняться? ( ему было скучно, его разоблачили, что он лентяй)
- на самом ли деле он наелся горчицы? ( нет)
- Почему же тогда ему так сказали? ( было грустное, глупое выражение лица)
- А какое лицо у детей, которые идут из школы? ( радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями, узнали что- то новое, интересное)
- Кто первым указал мальчику, что у него лицо, как будто он ел горчицу?
( кондуктор)
- С людьми каких профессий встретился мальчик? ( строитель, дворник, кондуктор, шофёр, экскаваторщик)
- Каково же название болезни мальчика? ( лень)
- Кто прежде всего может и должен помочь главному герою? ( он сам)
4.3. Чтение текста: читаем с чередование: вслух – молча ( 1 ряд – читает стр.29-30, 2 ряд читает стр. 31-32; 3 ряд читает стр. 33 – 34) (слайд 16)
4.3. Составляем «древо вопросов» (слайд 17)
На доске картинка дерева. Объединились во временные группы по 2 парты и составили 1 вопрос к той странице, которую сейчас читали.
Свой вопрос дети записывают на «листочке с дерева». После этого я собираю все листочки. Пока 2 уч-ся прикрепляют листочки к «древу вопросов» ( получится 7 - 8 вопросов), предлагаю почитать текст «наоборот». Читаем по одному предложению те, кто подняли руку. (Чтение «наоборот» - это когда книгу развернули наоборот и читают в перевёрнутом виде)
Отвечаем на вопросы к тексту: Внимание! Среди тех листочков ,которые повесили, есть несколько чистых. Те ребята, которым достанется такой листочек, образуют творческую группу. В чём будет заключаться задание для этой группы скажу позже.
По очереди ребята выходят к доске, снимают 1 листочек и читают вопрос.
Все остальные ищут ответ на него в тексте.
У нас получилась творческая группа из 4-х человек. Они должны составить интеллект – карту к данному рассказу. Чтобы им было легче, я даю рекомендации по её составлению.
Характеристика главного героя. Что можно сказать о нём? Каким он предстал перед вами? ( ленивый, грустный, одинокий, лживый, скучающий, разговорчивый) (слайд 18)
Я попрошу вас смоделировать содержание текста.
( на доске схема рассказа)

- Подумайте, соответствует ли эта схема построению рассказа
- Имеются лишние элементы? ( Нет эпизода, где говорилось бы о встрече с товарищем.)
- Правильно, ребята. А теперь восстановите последовательность этих частей рассказа.
Дети выходят по – одному к доске и, выбрав правильный вариант, выше вешают действия в правильной последовательности.

Чтение «хвосты» ( по началу предложения найти его продолжение) ( читает 1 ученик)
Работа с книжной выставкой.
Обратите внимание на книжную выставку. Сегодня на уроке мы много говорили о разных профессиях. На нашей выставке вы видите книги, в которых рассказывается об этих и других профессиях. А на доске вы можете рассмотреть иллюстрации с изображением людей разных профессий. Какие из них встречаются в рассказе? ( строитель, шофёр,) Вы ещё не знаете, кем будете работать, когда вырастите. Однако, сейчас ваша главная задача – хорошая учёба.
Проверяем работу творческой группы.
Ребята выходят все к доске. Напоминают, каким было задание. Два человека держат плакат, двое других по очереди рассказывают, что изобразили с помощью рисункоа, записей.
( Оцениваю работу этой группы)
Игра «Да – нет» : я загадала имя существительное из рассказа . Прошу задать мне наводящие вопросы и отгадать задуманное слово. ( Вопросы типа: это сделано из дерева? Это живой предмет? И т.д.) Постепенно ребята с помощью наводящих вопросов угадывают слово «трамвай»
V Итог урока.
Чему учит нас рассказ? ( надо ходить в школу, не лениться)
Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.
(слайд 20)
Скучен день до вечера, коли делать нечего.  Откладывай безделье, да не откладывай дела.
В молодости не учился – жизнь потерял.
VI Оценивание работы уч-ся.
VII Домашнее задание. ( по выбору)
Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою.
Подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.
(Слайд 23) Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Биография Виктора Владимировича Голявкина Родился 31 августа 1929 года в Баку ( Это Азербайджан). Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.
Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов. Позже Виктор уехал в Самарканд (это Узбекистан) и поступил в художественное училище. Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Сначала стали печатать его рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка». В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Взрослые рассказы впервые появились в 1960 г
Умер в Санкт-Петербурге 26 июля 2001 года
Каменщик строит жилища,Платье – работа портного.Но ведь портному работатьНегде без тёплого крова.Каменщик был бы раздетым,Если б умелые рукиВовремя не смастерилиФартук, и куртку, и брюки.Пекарь сапожнику к срокуСшить сапоги поручает.Ну а сапожник без хлебаМного ль нашьёт, натачает?Стало быть, так и выходит,Всё, что мы делаем, нужно.Значит, давайте трудитьсяЧестно, усердно и дружно.
нартеВерилиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
нартеВерилиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
нартеВерилиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
нартеВерилиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
нартеВерилиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
нартеВерилиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
нартеВерилиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
нартеВерилиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
нартеВерилиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и


Рекомендации по составлению интеллект – карты:
Указать главного героя
С кем он встречался и общался
Тема разговора
Настроение мальчика после разговора с этими людьми
Творческая группа