Матрешка — русский сувенир


Внеклассное мероприятие «Матрешка – русский сувенир!»
Музыкальное оформление праздника: (сл. Ю.Жулькова, муз. В.Казенина) «Русская матрёшка», (сл. В.Некрасовой муз. Ю.Смирнова) «Веселые матрёшки», ( сл. А.Шигаева, муз. В. Гурьева) «Матрёшки».Ведущий: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике.
Ребята, отгадайте загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (уч – ся) Матрёшка!)
Ведущий: Русская история древняя и поучительная. За долгие века существования русского государства народная мудрость закрепилась в пословицах, поговорках. Русский народ славится своей выдумкой, фантазией, трудолюбием. У русского народа золотые руки. Эти руки сотворили игрушки, которые и поныне живут в наших домах. Сегодня мы поговорим о матрёшке - как о русском сувенире.
Уч –ся: Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет!...Гармошка?
Нет!... То – русская матрешка!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все ее загадки…
В ней хранятся по порядку
Краснощекие девчонки…
Ее младшие сестренки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Раставляю полукругом;
Одна матрешка, две… и вот…
Матрешек целый хоровод.
Ведущий: Матрешки - особые деревянные игрушки, они могут изображать людей любого пола, возраста, национальности и любой профессии. Матрешки бывают самые разные: матрешки - девочки, матрешки -барышни, матрешки -мамы, матрешки -воины, матрешки -полководцы, кавалеры, купцы и т.д.
Цель: Изучение истории происхождения сувенира.
Задачи: - познакомить учащихся с историей возникновения русской матрёшки, отличительными особенностями росписи различных их видов;
- развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного;
- воспитывать любовь к народному искусству, гордость за мастеров и художников родного края.
Чтобы достичь цели понадобиться ответить на такие проблемные вопросы:
1 . Первая русская матрешка: какова она и кто ее автор?
2. Откуда появилась матрёшка?
3. Что означает матрёшка?
4. Какие матрёшки бывают?
5. Как делают матрёшку?
6. Как расписывают матрёшку?
7. Для чего создаются матрёшки?
Ведущий: И так отвечаем на первый вопрос: Первая русская матрешка: какова она и кто ее автор?
Уч - ся: По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение.
Однажды женой промышленника и мецената (богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию (ТСРЯ С.И.Ожегова)) Анатолия Ивановича Мамонтова Марией Александровной была привезена из Японии с острова Хонсю японская традиционная деревянная кукла, которая оказалась с "сюрпризом". Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. Сами японцы утверждают, что такую игрушку выточил безвестный русский православный монах-миссионер (духовное лицо, посылаемое церковью для распространения своей религии среди других (ТСРЯ С.И.Ожегова)), побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской.
Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества рангом пониже. Всего таких куколок насчитывалось пять. Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они: а что если выточить такую же русскую куклу и расписать ее.
Ведущий: Ответ на второй вопрос: Откуда появилась матрешка?
Уч – ся: Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" Анатолия Ивановича Мамонтова в селе Абрамцево, что близ Сергиева Посада, где с 1898 года работал токарь Василий Петрович Звездочкин. Он закрепил высушенную заготовку из березы на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрываюшуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8.
Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал. Самая большая была одета в русский народный костюм – сарафан и платочек, в руках – черный петух, в ней прятались девочки в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой, малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. " Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца,"- вот так образно описал матрёшки известный русский писатель Константин Паустовский.
Кукла получилась на удивление русской
Уч - ся: Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка-кукла расписная,
А как назвать ее, не знал.
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может на Танюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.
Ведущий: Что означает матрешка? Почему так назвали?
Уч – ся: В дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша, Матрешка считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня, которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей отличным здоровьем и хорошей фигурой.
Впоследствии имя Матрешка сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Так и стали новые игрушки матрешками.В тысяча девятисотом году первая матрешка под названием «Матрешка с петухом» попала на Всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы из многих стран мира были очарованы русской многоместной куклой. «Матрешка с петухом» получила золотую медаль, а в Москву посыпались заказы на большие партии матрешек.
Ведущий: С тех пор живет Матрёшка,
Как русский яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ею любуется весь мир.
Уч – ся: Русская матрёшка,
Как ты хороша!
Яркая одежда
На тебе всегда.
Сарафаны расписные
Выдумал народ,
И одежды дорогие
Носишь круглый год.
Такие вот игрушки,
Матрёшки - веселушки.
Пестрые рубашки,
Задорные милашки.
Зависит наряд ваш
От места рожденья.
И имя дано вам
Из места селенья
Ведущий: В настоящее время по изготовлению матрёшек существует несколько центров: город Сергиев-Посад (или город Загорск) (Московская область), село  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D0%BD&action=edit&redlink=1" \o "Полховский Майдан (страница отсутствует)"Полховский Майдан (или Полхов Майдан, как его называют в простонаречии), деревня  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%86" \o "Крутец"Крутец  и посёлок  Вознесенское, город Семенов Нижегородской области, город Киров (раньше был город Вятка), город Нолинск Кировской области и другие.
Каждый мастер привносил в облик матрешки что-то свое, особенное, поэтому матрешки отличаются друг от друга формой, узором, цветом и характером.
Какие матрешки бывают?
Уч - ся: Сергиев Посад святой -
Для матрешки дом родной!
Кукле более ста лет
Радует весь белый свет!
Так матрешечка одета:
Сарафан любого цвета,
На головушке платок,-
Весь в цветочках уголок,
И с узором фартук яркий,
В ручках у нее подарки,
Светлая рубашка –
Куколка - милашка!
На пути увлекательного экскурсионного маршрута по Золотому кольцу России обязательно возникает Сергиев Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Этот древний город славится не только уникальным архитектурным ансамблем Троице-Сергиевой лавры, но и своими музеями, в том числе и Музеем игрушки, и в первую очередь – знаменитой матрешки.
Знаменитая загорская матрешка чем-то похожа на первую русскую матрешку. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма. Сначала стали точить и расписывать матрешку на дому, затем появились артели.
В период с тысяча девятисотого по тысяча девятьсот десятый год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие, иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон» со штабами. Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной. Музей матрешки является одним из отделов Фонда народных художественных промыслов, который также включает в себя Салон изделий народных промыслов и Выставочный зал, где проводятся различные выставки.  В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков - "Сказка о царе Салтане ", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П.П. Ершова, басня "Квартет" И.А. Крылова и многие другие…
После переименования в тысяча девятьсот тридцатом году (в 1930 году) Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты. При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Форма - добротная, устойчивая, крутобокая.
Их отличительный признак – занятые руки. Эти матрешки постоянно заняты делом: то идут в лес по грибы, по ягоды – корзинку несут, то они в поле с серпом – хлеб жнут, то хлопочут по хозяйству – самовар ставят, хлеб пекут. Их мужья – посадские богатыри – всегда с оружием, они воины. Сергиево – Посадские (загорские) матрёшки (их еще называют подмосковными) – настоящие русские красавицы.
Уч. –ся: Из Полхов - Майдана матрешка
Стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый
Вся в маках красы небывалой.
Есть в Нижегородской области  такое село – Полхов- Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят свои "тарарушки"-так называют мастера свои игрушки-матрешки..
Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы (чуть приплюснута), удлиненному силуэту (столбик), характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль «полх-майданская» роспись "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру. У Полхов-майданских матрешек нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицо матрешки окружают забавные кудряшки ( обрамляют “кудри”) - подлинная деталь старинного местного наряда. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки. На голове у них полушалок с неизменным крупным цветком - трилистник розана; овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой  фону.
В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.
Самая известная пятидесяти местная полхов- майданская  матрешка вытачивалась как символ Советского Союза для выставки в Монреале. Это была рекордная матрешка, в 1967 году над ней трудился целый завод.
Ведущий: Дуйте в дудки, Бейте в ложки. В гости к вам Пришли матрешки!
Исполняют танец «Веселые матрешки» сл. Некрасовой муз. Слонова.)* Мы веселые матрешки. (хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки!
*На ногах у нас сапожки, (руки в пояс, поочередно выставляют ногу на пятку)
Ладушки, ладушки!
*Завязали мы платочки (взять кончики платка)
Ладушки, ладушки!
*Раскраснелись наши щечки. (потереть щечки)
Ладушки, ладушки!
*В сарафанах наших пестрых (руки на пояс, повороты туловища направо – налево)
Ладушки, ладушки!
*Мы похожи, словно сестры, (хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки!
Уч – ся: Из Семенова матрешка,
А внутри - матрешки –крошки.
Красный низ и желтый верх
У матрешек этих всех.
Держат розочки в руке,
И спиральки на платке.
Небольшой городок Семенов Нижегородской области, где с 17 века изготавливали расписную посуду – золотую хохлому, – считается одним из крупнейших центров производства народной промысловой игрушки. А родилась
матрешка в Семеновском уезде в старообрядческой деревне Мериново, расположенной на берегу живописного Керженца.
Как свидетельствуют исторические факты, потомственные мастера-игрушечники Майоровы и Вагины начали делать деревянных куколок приблизительно с 1922 года. Аверьян, сын Дорофея Вагина, одного из старейших мериновских токарей, признанных мастеров, в 96 лет увидел забавную деревянную куклу, привезенную его сыном Иваном из Нижнего Новгорода и, очевидно, по достоинству оценил диковинное изделие и благословил детей и внуков на дело. Стали делать Вагины игрушки, а дети Ивана – расписывать каждый на свой манер. Вагины старались подражать сергиево-посадским мастерам.
На протяжении двадцати лет мериновская матрешка лидировала в Нижегородском крае, успешно конкурируя с привозной продукцией.
Одной из старейших мастериц на селе была Елизавета Арсеньевна Майорова. Начав расписывать матрешек еще при отце, Елизавета Арсеньевна затем работала в мериновском цеху, обучая молодежь и бережно храня традиции росписи, творчески относясь к делу.
Сегодня Мериново – это дачный поселок, с малым количеством постоянно проживающих селян, и никто уже не точит и не расписывает матрешек. Старинные мериновские матрешки заняли свое почетное место в Семеновском историко-художественном музее, в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области, в Музее игрушки Сергиева Посада и в других сокровищницах народного искусства.
Уч – ся: В городе Семенове Нижегородской области, где также производили хохломскую посуду и делали деревянные игрушечные самовары с вкладываемыми в них игрушечными чашками и блюдцами, стали точить и расписывать матрешки (их еще называют поволжскими); сначала этим делом занимались на дому, затем появились артели.
Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». Совершенствуется технология изготовления изделий, применяется пооперационный метод раскрашивания: одна мастерица наносит контуры лица, платка, фартука и рук; другая раскрашивает платок желтым и сарафан красным цветом; третьи – украшают фартук и платок цветами; четвертая дополняет композицию элементами декора при помощи штампика. Все это позволило увеличить производительность труда в пять раз.
Из Семёнова матрёшка начала путешествовать по белу свету. На Всемирных выставках в Париже, Осаке она стала одним из самых популярных сувениров мира.
На фабрике "Семеновская роспись" в подарок итальянцам выточили семидесяти двухместную матрешку при поддержке целого токарного цеха, была метровой высоты и каждая в неповторимом наряде.
В 1982 году по заказу Центра управления космическими полетами по эскизам И. К. Сорокина на основе формы матрешки был изготовлен сувенир, который наши космонавты вручили своему французскому товарищу во время совместного полета в космосе, на станции Салют-7. Это была ракета-укладка с 12-местной матрешкой в виде космонавтов. К 50-летию СССР появился сувенир Союз нерушимый, представляющий собой пятнадцать матрешек в национальных костюмах народов Советского Союза, который побывал на многих выставках и нашел свое постоянное место в Нижегородском историко-архитектурном музее-заповеднике.
Отдельные мастера из Семёнова используют в росписи матрёшек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрёшки «под Гжель», матрешки «под Хохлому», матрёшки «под Жостово», матрёшки «под Палех».
Семеновская фабрика "Хохломская роспись" получила право выпускать изделия с олимпийской символикой для Игр в Сочи в 2014 году.
Ведущий: Все матрешки петь хотятИ без музыки грустят.К музыканту побегу:Тут грустят матрешки Поиграй для них немножко!Хочу «Матрешкины частушки»!
Уч - ся: *Мы матрешки, мы подружки  (вместе) Утром рано мы встаем, Очень любим мы частушки Мы от них не устаем. *Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
*Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
*И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна другой
*Ходят куры в стороне, Позабыли обо мне.Принесла горошку –Вспомнили матрешку.
*Шла по ягоды матрешка, Позабыла взять лукошко.И куда ж такую сластьМне теперь, подружки, класть?
*Очень любим мы, матрешки, Разноцветные одежки.Сами ткем и прядем,Сами в гости к вам придем.
*Пыль клубится по дорожке – Едут с ярмарки матрешки.На баранах, на быках,Все с баранками в руках!
*Весь народ глядит в окошки: Танцевать пошли матрешки.Восемь водят хоровод,А девятая поет.  *Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
*Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
Красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
*Ты играй моя гармошка
Ты подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.
*А мы русские матрешки,
Девочки-красавицы.
Сувениры высший класс –
Всем на свете нравимся!
*Пробегают мимо годы,
А нас время не берет.
Раскрасавицу-матрешкуЛюбит русский наш народ.
* Мы частушек много знаем,  (вместе) Исполнять их обожаем.  Только время подошло,  Может свидимся еще. Уч - ся: Мы матрешки вятские - всех на свете краше.
Расписные, яркие – сарафаны наши.
Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале двадцатого века. В 1924 году в деревнях Вахрино и Овчарное было организовано первое объединение кустарей – артель «Прогресс» (в настоящее время - Закрытое Акционерное Общество «Сувенир», город Киров) по производству спортивного инвентаря, школьно-канцелярских принадлежностей и деревянной расписной игрушки-матрешки. Производство артели было надомным, труд ручным
Вятская матрешка – наиболее северная из всех Российских матрешек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Ее милое приветливое личико завораживает и притягивает. Сама матрешка представляла из себя девицу с рыже-русыми волосами, большими голубыми глаза, румянцем на щеках в цветном платочке и сарафане с лямочками, с букетом полевых цветов в руках. В композиции росписи матрешки является сохранение народных традиций: яркие сочные цветовые гаммы при оформлении передников, в которых преобладают красные цвета.
Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой. Были разработаны и рекомендованы в производство два образца четырнадцати - и пятнадцатипредметных матрешек, инкрустированных соломкой. Именно эти образцы положили начало новому направлению в развитии сувенира. В 1971 году первая партия матрешек, инкрустированных соломкой, была отправлена в Канаду.
Изготавливали на токарных станках пирамидки и шахматы. Так появляются на свет новые, авторские матрешки, матрешки-укладки, матрешки-неваляшки). Матрешки становятся тематическими, сюжеты их росписи заимствуются из народных сказок или бытовых жанровых сцен. Ассортимент матрешки составляет до 600 наименований.
Уч. –ся: На моем столе матрешка,
Разукрашена одежка,
Русы волосы в косе,
Вся она стоит в красе.
И скрываются в девчонке
Ее младшие сестренки.
Неразлучные подружки-
Расписные веселушкиВедущий: Фантазия художников-матрешечников не ограничивала себя ничем. Много матрешек было посвящено обрядам, фольклору. Игрушки не перестают удивлять, они полны сюрпризов и неожиданностей.
Уч - ся: Есть и авторские матрешки. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрёшек. Первыми среди них могут быть названы матрёшки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрёшка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.
Существуют матрёшки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России.
Есть авторские матрёшки в народных костюмах. Многие художники на матрёшке изображают времена года, профессии людей, кошек или собак, сюжеты современных произведений.
Всё большее распространение получают матрёшки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок или авторских.
Совершенно новым явлением в росписи русской матрёшки является так называемая политическая матрёшка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов.
Ведущий: Главная особенность матрешек в том, что внутри они полые и в них прячутся матрешки поменьше.
Уч- -ся: Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет ещё одна
Кукла в серединке.
Уч – ся: Эту куколку открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую
Уч – ся: Вынь её да посмотри:
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая-
А внутри шестая
Уч – ся: А в шестой – седьмая
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд
Сёстры- куколки стоят.
«Сколько вас?»- у них мы спросим,
И ответят куклы: « Восемь!» (хором)
Ведущий: Как делают матрешку?
Уч-ся: Как же появляется на свет матрёшка? Технология изготовления матрешки непроста, до 20 дней идет. Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Ведущий: Как расписывают матрешку? Уч - ся: По окончании токарных работ белоснежную деревянную без росписи матрёшку «белье» тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по изделию, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. Затем чёрной тушью начинают рисовать окружность лица, контуры платья, платка, фартука, кофты. Рисуют лицо матрёшки анилиновыми красками. На заключительном этапе матрёшка покрывается несколькими слоями бесцветного лака. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.
Уч. –ся: Увидеть все промысловые матрёшки из всех центров матрёшечных промыслов (Сергиев Посад, Семёнов, Вятка, Майдан, Хотьково, Тверь, Новокузнецк, Башкирия и другие) можно в Музее матрёшки в Москве (Леонтьевский переулок, дом 7). Там же мы можем наблюдать различную авторскую трактовку матрёшки как символа и образа конца ХХ – начала ХХI века. В музее представлены матрёшки, пухлощёкие, поблекшие от вековой старости барышни, пузатая фигурка в виде кота с торчащими ушами, матрёшки, сделанные по мотивам персонажей русских народных сказок, к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя: Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии "Ревизор», к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами восьмиместные матрёшки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов, сувениры фабричной штамповки советского времени и другие авторские работы. В самой большой матрёшке с первоклассницу, представленной на выставке, пятьдесят фигурок. А самая маленькая матрёшка - всего пару миллиметров в высоту, как рисовое зернышко. В музее можно пересчитать 30-местную матрёшку по мотивам сказки "Руслан и Людмила", разложить по ролям сказку "Репка" с помощью матрёшки-коробейника.
Ведущий: Пока будут жить матрешки, излучая истинную русскую красу, не угаснет вера в нашу неповторимую родину- Россию с ее чудесными задушевными песнями, задорными частушками и зажигательными танцами.
Исполняется танец « Русские матрешки»
Уч-ся: Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно, что сотни лет назад
Вместе с ванькой-встанькой, как живая
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну и пой, гуляй по свету,
Весели честной народ.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Ведущий: Я добилась своей цели, узнали про историю матрешки, потому что ответили на все вопросы.
*Матрёшка родилась в Японии, но все же мы ее считаем родной, русской матрешкой.
*Матрёшка – это символ русского народного искусства, символ материнства и продолжение рода.
*Матрёшка – это образ русской красавицы.
*Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде.
*Матрёшка во все времена символизировала дружбу да любовь, пожелание счастья и благополучия.
*Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские деревенские женщины и девушки, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
*Матрёшка всегда радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
Вот почему она добрая посланница этих чувств, живёт и в нашёй современной квартире и во многих странах.
Ведущий: заканчиваем наш праздник песней «Русская матрешка»
Душа любой матрешки
Запрятана в обложки,
И если понемножку
Их станешь разбирать,
То снова все и снова,
Матрешку видишь новой,
А где ее основа
Никак не разобрать.
Припев : Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Лежит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Лежит моя душа.
Вы слышали, ребятки,
Для вас мы не загадки,
Нас можно без оглядки
Собрать и разобрать.
Такие мы простые,
Простые и смешные,
Что любит вся Россия
Матрешками играть.
Припев: Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Лежит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Лежит моя душа.
Ведущий: Славно мы повеселились,
Но всему есть свой черед,
Нет веселья без застолья —
Чай с баранками нас ждет!