Отчёт о проведении коучинга на тему являются ли учителя лидерами в обучении


Тема: Являются ли учителя школы лидерами в обучении.
Раздел 1.
Во время обучения на первом этапе «Лицом к лицу» я для себя сделала открытие, узнала, что такое коучинг. У меня слoжилось прeдставление o кoучинге кaк о крeативном, aктивнoм и сoзидательном взaимoдействии кoллег, нaправленнoм нa рaзвитие и сoвершенствовaние имeющихся знaний, нaвыкoв и oпыта.
На прaктике мнe посчастливилось прoвести кoучинг-занятия с коллегами для формирования конкретных навыков у коллег. Прежде чем проводить коучинг, мне интересно было узнать, что знают коллеги о процессе коучинга.
Я провела предварительное анкетирование с целью узнать, что им известно о коучингах. Приложение 1

13EMBED Excel.Chart.81415
Данные диаграммы указывают, что коллеги мало знакомы с процессом коучинга.
Перед проведением основных коучинг- занятий, я провела семинар , с целью узнать,какие модули Программы заинтересуют учителей. Продемонстрировав презентации: "Что такое коучинг?" и видеоролик «Меняется мир меняемся мы» и проведя анкетирование, я убедилась, что некоторых учителей заинтересовали новшества в области обучения.
Тематика двух коучингов была выбрана с учетом методической работы школы «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на 12-летнее образование» и потребностью коллег школы.
13EMBED Excel.Chart.81415


Как показывает анализ диаграмм, больший интерес учителя проявили к модулю « ОдО», наименьший- к модулю «Управление и лидерство». Эти данные натолкнули меня на проведение первого коучинга на тему по модулю «Управление и лидерство», несмотря на то, что мало коллег выбрали этот модуль. Но я считаю этот модуль не менее важный, чем остальные, так как Программа курсов 2 уровня позиционирует учителя, как лидера обучения в условиях своих классов, школы. (Руководство)
Убеждена, что в современных условиях только учитель-лидер внедряет изменения в практику преподавания и обучает коллег нововведениям.
Школа, в которой я работаю общеобразовательная, смешанного типа. Контингент учащихся достигает около 250 человек. Педагогический коллектив чуть более 30 учителей. Коллектив доброжелательный, отзывчивый, имеются учителя, которые с готовностью принимают вызовы педагогического прогресса, с желаниями меняться. Но есть единицы учителей, которые не спешат принимать нововведения в практику.
Раздел 2.
Определившись с темой коучинга, мною был составлен план по критериям: вызов-осмысление–рефлексия. Целью коучинг-занятия я преследовала: показать значимость современного учителя- лидера образования.
Для успешного проведения коучинг занятий и достижения цели я поставила перед собою следующие задачи:
1. раскрыть понятие убеждения, как фактор разития лидерства.
2. установление благоприятного психологического климата на основе атмосферы сотрудничества и доверительных отношений между коучем и участниками коучинг занятий.
 3. создать условия, при которых участники будут способны высказывать своё мнение и  самостоятельно подойдут к поиску решения.

Ожидаемые результаты: Учителя узнают о лидерстве в обучении, поймут о значимости убеждений в развитии лидерства, будут размышлять о значимости проведения Lesson Study в коллективе.
На коучинге присутствовали 8 учителей.
Для создания коллаборативной среды использовала прием "Скажи комплимент". 
 Считаю, что мною удачно был выбран этот прием, так он мне дал возможность настроить участников на дальнейшую работу, и в этом мне помогли такие навыки коуча, как открытость, доброжелательность.
Учителей я разделила на две группы по цвету стикера.
Коллегам предложены слайды с изображениями Ленина, Гитлера, Наполеона и Назарбаева.Учителям нужно было назвать этих людей одним словом. Они подошли к выполнению данного задания с большим энтузиазмом. Вариантов было много: великие, стратеги, правители и наконец было сказано нужное слово-лидеры. Вот таким приёмом мы вышли на понимание слова лидер и лидерство. Этот приём очень заинтересовал учителей.
Затем было предложено ответить на вопрос: Кто является лидером обучения в школе? Ответы учителей были разные: кто-то называл директора, кто- то называл себя. И обосновывали свои ответы.
Для того, чтобы четко обозначить актуальность выбранной темы, я применила стратегию критического мышления «мозговой штурм», в ходе которого они должны были ответить на вопрос: «Являются ли учителя школы лидерами обучения?» и обосновать.
Результаты задания говорят о том, что не все учителя позиционируют себя лидерами в обучении.
Результаты ответов помогли мне удостовериться в том, что я правильно выбрала тематику коучинга, так как среди коллег есть разногласия и учителя не чувствуют себя лидерами в обучении. Я считаю, чтоданный приём был применён удачно.
На стадии осмысления учителям была предложена работа в группах.
Первой группе-раскрыть понятие «Что такое лидерство?», второй-«Какими качествами должен обладать лидер?» Коллеги к этой работе отнеслись с энтузиазмом и интересом. Составляя постер, много дискутировали.
Обсуждение в группе и защита работ дала мне возможность оценить глубину познания коллегами темы. Предложенный мною теоретический материал позволил учителям проанализировать и сравнить насколько их знания соответствуют данной информации. Группы оценили друг друга по методу «Две звезды одно пожелание». Данная работа способствовала развитию навыков взаимооценки. В оценке они отметили «Кластер соответствует теме, выполнен аккуратно, не все стороны лидерства отражены», «Тема раскрыта, почти всё отобразили, необходимо дополнить».
Научное понимание лидерства было рассмотрено в презентации.
После проделанной работы, чтобы снять усталость и активизировать педагогов на дальнейшую работу, необходим был отдых и смена деятельности, поэтому участникам коучинга была предложена физминутка.
Чтобы заострить внимание на одном из качеств личности возвращаемся к фото лидеров.Мои коллеги при обсуждении пришли к мнению, что качество, которое помогло им стать лидерами- это убеждения.
Для того чтобы подвести коллег к осознанию важности убеждений для лидера, я познакомила с высказыванием Пажареса об убеждениях учителя.Данная работа была направлена на то, чтобы определить роль убеждений в становлении личности. Учителя отметили, что действительно, чтобы у человека произошли изменения, нужно поменять свои убеждения. Чтобы внести изменения в обучение, нужно изменить убеждения самого учителя, нужно переосмыслить свой опыт, нужно постоянно развиваться, быть всегда впереди –как лидер.
Я обратила внимание коллег на одном из значимых показателей развития лидерства в школе - проведение LessonStudy через просмотр видеоролика. Это было сделано для того, чтобы учителя познакомились с данной формой работы для изменения практики преподавания.
Учителя отметили значимость проведения LessonStudy в коллективе.
На стадии рефлексии предложила задание, развивающее критическое мышление-написание синквейна «Лидерство».Это задание помогло коллегам синтезировать информацию по теме.




Результаты задания были следующими: 7 из 8 учителей считают себя лидерами в обучении.

Этот метод был применён удачно,так как учителя поменяли убеждения по данному вопросу.

Раздел 3.
Я считаю, сила моего коучинга в том, то я донесла до педагогов своей школы идеи семи модулей Программы, убедила, что необходимо изменить убеждения и взгляды по поводу практики преподавания и вносить радикальные изменения в собственную практику.

Еще для меня гордостью было то, что коучинг посетили директор школы и опытные учителя.Очень внимательно слушали, активно работали.

Очень важным для меня была оценка коучинга на этапе рефлексии: учителя отметили результативность групповой работы, актуальность темы, большую практическую направленность. После занятия я попросила коллег заполнить анкету. Проанализировав анкеты, я сделала выводы:
что всем педагогам были понятны задачи нашей работы; все учителя признали, что цели коучинга соответствуют их потребностям, что им были продемонстрированы новые подходы в обучении; что коллеги утвердились в необходимости изменений в практике, спроецировали методы работы во время коучинга на свой контекст и проявили желание внедрять новые подходы в обучение.
На вопрос о том, были ли они вовлечены в работу, все ответили, что было интересно, что групповая форма работы дала возможность каждому принять участие в работе, внести свой вклад в деятельность группы. На вопрос, что они понимают о значимости лидерства в обучении, меня удивил ответ молодого коллеги: «Я почувствовала, что я ещё не лидер, но теперь я смогу им стать, я знаю, что для этого мне нужно сделать». Коллеги отметили значимость проведения Lesson Study в коллективе и изъявили желание применить данный процесс на практике.
Для себя я отметила, что я:
- закрепила теоретические знания по данному модулю.
- Научилась планировать и проводить коучинг.
- Убедилась в эффективности групповой работы.
На будущее, при планировании следующего коучинг-занятия мне необходимо учесть неуспешные моменты проведенного коучинга.
Четко ограничить временные рамки каждого этапа работы. Вырабатывать «чувство времени» у себя и у своих коллег.

Результаты коучинга с учителями убедили меня в необходимости использовать коучинг-занятия как эффективную форму работы с коллегами и я планирую в дальнейшем:
1.Организовать сетевое сообщество учителей для дальнейших изменений в практике.
2.Проводить коучинги, отвечающие потребностям коллег.
3. По возвращению домой провести LessonStudy с коллегами методобъединения начальных классов.

По завершении коучинга, моя коллега учитель начальных классов заинтересовалась идеями семи модулей и изъявила желание более глубоко изучить Программу. Я предложила ей стать моим менти для дальнейшего изучения Программы и внесений изменений в практику.

Список использованной литературы:
1. Руководство для учителя: Второй (основной уровень)/Бакиров К.А. и др.-3-е издание третье.
2. Настольная книга учителя-коуча. Учебное пособие для системы повышения квалификации учителей, Алматы, 2014





Приложение 1.

Анкета

Вопросы анкеты
да
Нет
другое

1
Знакомы ли вы с понятием «коучинг»?
1
17


2
Как вы себе представляете проведение коучинга?
-
17
Что – то интересное

3
Чего вы ожидаете от проведения «коучинга»?

11
Новых знаний.

4
Хотели бы вы изменить свою практику?
1
17
































Приложение 2.
План коучинга для учителей
по модулю «Управление и лидерство в обучении».


Тема занятия
«Являются ли учителя школы лидерами в обучении?»


Общие цели
Учителя :
Знают и понимают значимость лидерства в обучении.
Понимают о значимости убеждений в развитии лидерства.
Размышляют о значимости проведения Lesson Study в коллективе.


Ожидаемые результаты
Учителя узнают о лидерстве в обучении, поймут о значимости убеждений в развитии лидерства, будут размышлять о значимости проведения Lesson Study в коллективе.


Ключевые идеи
Лидерство, направленное на обучение, сфокусировано на процессах обучения и на результатах учащихся, а также учителей, персонала в целях достижения высокого качества преподавания. Учителя-лидеры отслеживают процессы, происходящие в условиях класса и всей
школы; используя результаты, наблюдая за процессами преподавания и обучения, устанавливают сильные стороны и потребности развития учителей; определяют приоритеты для учащихся групп и структурных подразделений школы.
Психологи трактуют убеждение как личностную предрасположенность к действию, в то время как социологи, предположительно, могли бы его рассматривать как доминирующую ценность личности. Убеждения учителя оказывают существенное влияние при формировании установок, которые впоследствии объясняют принятие решений, и, в итоге – действия
учителя в классе.
Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими
совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых подходов.


Материалы и оборудование
(Ресурсы)
маркеры, форматы А4, пазлы из открыток, стикеры, презентация , музыкальная пауза «», видео ролик «Lesson Study»,


Ход занятия

Этапы занятия
Время
Действия коуча и действия участников коучинга


Приветствие
5 мин
Психологический настрой. прием "Скажи комплимент". 


Деление на группы
5 мин
Деление на группы по цвету стиккера.

Стадия вызова





10 мин
Фото на презентации: Ленин, Гитлер, Наполеон, Назарбаев.
Кто они? Назови одним словом.
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (о лидерстве)
Кто является лидером обучения в школе? Почему?
Являются ли учителя школы лидерами обучения?
«да» «нет» «затрудняюсь ответить»
Закрепите стиккеры на выбранный ответ.
Обоснуйте свой ответ.

Стадия осмысления










Разминка.
мин






5 мин
Являетесь ли вы лидером в школе? Почему?
Работа в группах
1 группа- Раскрыть понятие Кто такой лидер? Что такое лидерство?
2 группа- Какими качествами должен обладать лидер.
Защита постеров.
Показ презентации.
R: Какие качества помогают учителю быть лидером в обучении?
Возвращаемся к фото лидеров.
Какое качество помогло им стать лидерами? (убеждения)
Согласны ли Вы с высказыванием Пожареса: «При выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на всё, что он делает в классе. Устойчивая уверенность учителя в том, как должен осуществляться процесс преподавания учебного предмета оказывает более значимое влияние на его действия в классе, нежели какая- либо применяемая учителем методика преподавания или учебник».
Почему?
Слайд об убеждениях по Пажаресу (пирамида убеждений)
R: Какова роль убеждений в развитии лидерства?
Одним из значимых показателей развития лидерства в школе является проведение Lesson Study.
Просмотр видеоролика Lesson Study.
R: Какова значимость проведения Lesson Study в коллективе.

Рефлексия .
20 мин
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Написание синквейна на тему «Лидерство».
Возвращаемся к ответам
«да» «нет» «затрудняюсь ответить»
Измените стиккеры , если изменилось ли ваше мнение. Почему?
Голодный или сытый?
Цель: организация процесса рефлексии. Участники имеют возможность определить, насколько они удовлетворены тем, что получили в ходе обучения. Благодаря данному упражнению, преподаватель имеет возможность получить
конкретную обратную связь от каждого студента и в дальнейшем учесть их пожелания. Участникам эта процедура покажет, насколько успешно работала группа.
Подготовка и проведение: Преподаватель предлагает тем участникам группы, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием изучаемого предмета, встать около двери; тем, кто еще ощущает себя «голодным» – у окна.
Перед выполнением упражнения необходимо предупредить участников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров.
После выполнения данной части следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». Преподаватель либо экспертная группа фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности и, в заключение, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их
«голода».
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Просмотр видеоролика «Я живой».
Какие эмоции вызывает ролик? Почему?
Заполнение анкеты.













Диаграмма 1Root Entry