Краткосрочный план по тете: Освободительная борьба казахского народа против джунгарских завоевателей История Казахстана 8 класс


Краткосрочный план
Предмет: история Казахстана Класс: 8 Дата: 13.09.2016
урок № 4 4 из 4 уроков по этой темы
Тема Освободительная борьба казахского народа против джунгарских завоевателей
Фактические знания учащихся по теме Знают процесс объединения казахов в борьбе против джунгар, терминологию и понятия (адат, диалект, курама, экспансия, «ақ сүйек», «қара сүйек», импери, колония, курултай, сепаратизм, джунгары (ойраты), хонтайши, лама, джут, батыры, аманат, «Ақтабан шұбырынды» («Годы великого бедствия»), «тактика волчьей стаи», «Елим-ай»), хронологию и исторических деятелей
Обучающая цель (концептуальная) Обобщить знания о внешней и внутренней политикой Казахского ханства в первой четверти XVIII в, причинах, последствиях и значения казахско-джунгарских войн
Развивающая цель (процессуальная) Развитие навыков управленческой компетенции, работы с картой и картосхемой, самостоятельной работы с текстом учебника, умения работать в группах, работать по алгоритму, с дополнительными источниками информации, выполнять тестовые задания, давать характеристику историческим деятелям, ее функциям; определять причинно-следственные связи между различными событиями и явлениями
Воспитательная цель Уважения к исторической личности, чувства патриотизма, мужества, бережного отношения к культурному наследию государства
Ожидаемые результаты обучения Составят терминологический словарь по теме
Составят хронологический словарь по теме
Заполнят таблицу «Казахско – джунгарские войны» (по параметрам)
Выполнят картосхему «Отечественная война казахского народа против джунгарской агрессии»
Составят индивидуальное «генеалогическое древо»
Тип урока Комбинированный
Задания – диалог на стикерах (опрос), метод «Зигзаг», «Фишбоун», 5- минутное эссе «Авторский стул»
Ресурсы Карта «Казахстан в 18 веке», учебник 8 класс «История Казахстана», Кабульдинов З.Е., КайыпбаеваА.Т., Алматы: Атамұра, 2016 г., интерактивная доска, презентация «Хан Жангир», справочный словарь Ожегова, дополнительная литература, стикеры, раздаточные материалы (куб «Кубик Блума», пазлы- иллюстрации вооружения казахов, А3), иллюстраии с портретами- Абулхаир- хана, Айтеке бия, Толе бия, Казыбек бия
Ход урока:
Этапы урока
Время Ожидаемый результат обучения Действия учителя Действия ученика Оценивание Ресурсы, оборудование, обстановка класса
I.
Организационный 2 мин. Эмоционально- психологический настрой
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.
Стратегия «Градусник»
На что следует обратить внимание:
- все ли учащиеся оценили свое эмоциональное состояние Оценивают свое эмоциональное состояние перед началом занятий, выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале «Градусника»
Лист бумаги (формат А3, на доске) рисунок контура градусника и шкала, верхние и нижние значения которой не превышают соответственно цифр “5” и “-5”
II Диагностика пройденного материала 7 мин. Демонстрируют свои знания 1.Назови «Годы великого бедствия» («Ақтабан шұбырынды»)
2.Почему в первые годы военного противостояния с джунгарами казахи притерпевали поражение?
Когда Казахстан стал независимым государством?
3.Объясни какие последствия имели набеги джунгар на территорию Казахстана, Восточного Казахстана?
4. Предложи аргументы в защиту актуальности политики Абулхаира в наши дни
5.Придумай пять аргументов в пользу стратегической политики Абулхаира6.Поделись (как ты думаешь, считаешь) какие направления общественно – политической жизни волновали бы правителя Казахского ханства сегодня? 1.Проверка учащимися-консультантами (уровень С) наличия домашнего задания учащимися А, В, уровней.

2. Демонстрация уровня знаниий, умений и навыков по пройденной теме

Связь с современностью
Прием «Кубик Блума»
Прием «Три хлопка» Учебник, с.12
Учебник, с.14
Учебник, с.14
Учебник, с.9
Учебник, с.9
Дневник
Карта
III. Подготовка к восприятию новой темы
7 мин. Создание коллаборативной среды
Побуждение:
Совместное целеполагание: Работа с эпиграфом:
«У каждой эпохи свои задачи»
«Не синее море кипит и шумит
Почуяв внезапный набег урагана
Все пало,…и небо стерпело сей ад!» Шумят и волнуются ратники хана
Оружие блещет, труба дребезжит
Толпы за толпами, как тучи густые
Дружину отважных стесняют кругом
Сто копий сражаются с Джунгарским копьем.
Перед учащимися ставится вопрос: Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете, о чем идет речь?
Определить тему, цели и задачи урока
Наша работа сегодня будет строиться по плану:
1.Казахско - джунгарские войны
2.Освободительная борьба казахского народа против джунгарского нашествия
3.Последствия и значение нашествия против джунгарПоказ презентации «Хан Жангир» (опережающее задание для А, В-основные хронологические рамки)
Опрос: Определите, о чем сюжет?
Измените слово «свобода», подберите синоним к нему («независимость»)
Разъясните своими словами, что означает слово «независимость».
Раздача рубрики
Деление на группы.
I- «Знатоки»,
II- «Историки »,
III- «Исследователи»
Распределение ролей в группе: Спикер – распределение ролей в группе, подготовка к презентации по теме
Координатор – его задача изучить новые термины, данные статистики
Пресс-центр – его задача красочно оформить постер по тематике группы, материал для презентации
Таймкипер – контроль за отведенным на работу времени, контроль за временем во время презентации группыВарианты ответов: речь идет о Казахско – джунгарской войне, которая принесла великие бедствия для казахского народа
За 1 минуту должен убедить класс в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Варианты ответов: знать причины, последствия, значение казахско-джунгарских войн;
наследие предков сегодня;
уметь показать на карте продвижение джунгар по территории Казахстана
Варианты ответов: «Об освободительной борьбе казахов с джунгарами за свою свободу, независимость».
Диалог на стикерах:. Записывают определение слова «независимость» из словаря Ожегова (независимость -политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет. Примеры: национальная н., отстаивать свою н.)Каждый ученик получает рубрикатор (продолжают заполнять строка 4) Метод «Пазлы» (изображение: «садақ» - лук со стрелами, «қылыш» - кривая сабля, «семсер» - прямой меч) по 4-6 человек
Формирование коммуникативных навыков работы группы,
Навыков взаимооцениванияПрием «Оратор»
Прием «Аплодисменты»
Знание фактов по презентации
«Большой палец»
Интерактивная доска, слайд 1(эпиграф),2 (стих),
Тетрадь рабочая
Интерактивная доска, слайд 3(тема, цель, задачи),4 (план урока)
Интерактивная доска, слайд 5(«Хан Жангир»)
Словарь Ожегова с.33, слайд 6 (Независимость-это…)
Рубрика к итоговому уроку по теме «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в XVIII в.» (строка 4)
IV.
Изучения нового материала
(Основная часть)
15 мин. Опережающее - задание для учащихся уровня С (анализ документа по алгоритму)
Разъяснение заполнения таблицы «Казахско – джунгарские войны»
Вывод: Только беда заставила казахов задуматься над тем, что только объединившись, можно достичь победы. Начиная с 1726 года начались успешные действия объединенных сил казахов против джунгар. I- Организация отпора врагу
II- Руководители и участники национально – освободительного движения
III-Успешные действия казахов против джунгар. Булантинское сражение(1726г.), Аныракайская битва («место стонов и рыданий врага»,1729-1730), ее значение
Работа с текстом учебника,
структурирование материала, выбор важных и значимых для себя моментов, систематизация материала по проблемному вопросу, составление постера
Продолжают заполнение таблицы «Казахско – джунгарские войны» (по графам 5, 6,7)
Защита «Постеров»
Оценивание работы групп, взаимооцениваниеПрием «Две звезды и пожелание»
Учебник, с.15-16
Учебник, с.16-17
Учебник, с.17-18
Раздаточный материал (документ №1 «Последствия джунгарского нашествия»И.Есенберлин том 2 с.20-21
Таблица «Казахско-джунгарские войны» (графы5,6,7) Учебник, с.18-20
1мин. Физ.минутка «Қара жорға» Реализация здоровье сберегающего аспекта V. Закрепление
7 мин. «Тонкие» вопросы
Кто сыграл решающую роль в организации отпора джунгарским завоевателям?
Что такое независимость?
Когда начались «годы великого бедствия»?
Как звать аманата?
Было ли каракалпаки участниками казахско-джунгарских войн?
«Толстые» вопросы
Дайте три объяснения, почему казахи разобщились после Анракайского сражения?
Объясните, почему отечественная война – освободительная?
Почему, вы думаете джунгары имели военную мощь?
В чём различие итогов Булантинского и Анракайского сражения?
Верны ли сведения Шакарима: от джунгаров «погибло две трети степного населения»?
Предлагает выполнить итоговый тест «Освободительная борьба казахского народа против джунгарских завоевателей» Работа с основными понятиями, датами, именами (специфическиеЗУН)
Демонстрируют свои знания, устно отвечают на разноуровневые вопросы

Работа в паре, учащиеся записывают:
Тема (голова)
Аргументы, факты (Плавник),
Итог и последствия (Хвост)
Выполняют работу по тестам (10 вопросов, 5 вариантов ответа) Метод «Толстые и тонкие вопросы»
ВзаимооценкаМетод «Большой палец»
Метод «Фишбоун»
ВзаимооцениваниеОценивание фронтальное, индивидуальное
Учебник с.10-21
Интерактивная доска,
слайд 7 («Деление на группы »), 8(«Тонкие», «толстые» вопросы), 9 «Итоговый тест»)
VI.
Итог урока
3 мин. Предлагает заполнить рубрику друг друга (оценивание согруппником), суммируя количество баллов
Работа с эпиграфом Краткая запись в тетрадь
Каждый ученик продолжает заполнять рубрикатор (строка 5)
Мнение учащихся
Рубрика к итоговому уроку по теме «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в XVIII в.» (строка 5)
VII. Рефлексия
2мин. М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?(на «градуснике» в начале урока)
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Учитель анализирует, как изменилось настроение обучающихся На стикерах – «ладонях» записывают свое мнение по поводу урока. Заполняют оценочный лист друг друга (оценивание согруппником), суммируя количество баллов. Подводят итог работы друг друга
Прием стикеры - «Ладони»
Оценивание формативное, суммативноеИнтерактивная доска, слайд 10(рисунок «ладонь»)
VIII. Домашняя работа
1 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы
Предлагает объем дифференцированного домашнего задания Ученики записывают в дневниках над чем нужно поработать дома Учащиеся уровня
А- знать терминологический словарь, хронология
В- составить портрет Кабанбай батыра
С - составить тест (10 вопросов, 3 варианта) ответа по §§1-3 Учебник §3с.10-21

Интерактивная доска, слайд 11 (Домашнее задание)